АСРЗ: идем ко дну?
Начиная с середины прошлого года, Азовский судоремонтный завод лихорадит. Тяжелое положение на предприятии, вызванное отсутствием заказов, вынудило руководство СРЗ сначала сократить рабочую неделю, а после прибегнуть и к более радикальным шагам - сокращению персонала. И здесь уже удержать шило в мешке, скрывая истинное положение дел на градообразующем заводе, стало совершенно невозможно. О СРЗ заговорили СМИ. Правда, пресс-служба предприятия выразила недоумение по поводу столь пристального внимания к заводу с их стороны, упрекнув в однобоком освещении ситуации на заводе. Однако упреки эти безосновательны, ведь ни один человек - от директора до инженера - не согласился дать официальный комментарий журналистам. И лишь инкогнито в руководстве завода рассказали, что же на самом деле там происходит.
Очень достоверные, но настойчиво желающие сохранить анонимность источники в АСРЗ сообщили, что в настоящее время на заводе работают - и то не в полную силу - ДОК и механический цех. Производственный процесс почти полностью заморожен. Руководство предприятия вынуждено отправлять на свой счет людей, которые раньше выполняли заказы ПАО “Азовмаш”. “Заказов по машиностроению почти нет, - сообщает источник - Мы с надеждой ждем апреля, тогда увеличатся работы в ДОКе”.
В марте в СРЗ прошла первая волна оптимизации - сократили 400 сотрудников. В апреле планируют еще сократить около 150 человек. На заводе все громче говорят о скором банкротстве предприятия. А руководство СРЗ утверждает, что сделает все, чтобы спасти завод от разорения. Но так ли много от него зависит? И что, а главное - кто стоит за возникшими сегодня проблемами судоремонтников? В этих вопросах мы пытались разобраться.
Вы чьих будете?
Административно Азовский судоремонтный завод принадлежит Фонду госимущества Украины, то есть на 100% является государственным предприятием. В 2003 году общество с ограниченной ответственностью «СРЗ» заключило договор аренды целостного имущественного комплекса ГП АСРЗ с ФГУ.
Первоначально основным держателем акций ООО «СРЗ» выступала группа СКМ, контролируемая Ринатом Ахметовым. Однако часть акций СРЗ сохранялась в руках государства. А вместе с ними и право контроля за работой предприятия. В течение пяти лет ситуация оставалась неизменной. ООО довольно успешно выполняло свою хозяйственную деятельность, а государство - контролирующую функцию.
В 2007 году ООО «СРЗ» посетила председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк. Она осталась довольна и менеджментом, и схемой взаимодействия с еще одним предприятием, часть акций которого также находилась тогда в руках государства - ОАО «Азовмаш». Валентина Семенюк с удовлетворением отмечала, что благодаря такому сотрудничеству двух госпредприятий в СРЗ был сформирован пакет заказов до конца года, что завод работает на полную мощность. Существенно возросла зарплата, расширяется штат.
Однако основной акционер - компания СКМ - в 2008 году решила избавиться от непрофильных активов, к коим отнесла и СРЗ. Поговаривают, что компания продала акции сама себе. Однако подтвердить или опровергнуть эту информацию не удалось - СКМ, по условиям договора купли-продажи, засекретила как имя нового владельца ООО «СРЗ», так и сумму сделки.
В ПАО «Азовмаш» также не подтвердили, что владеют акциями предприятия, а подбрасывают заказы в ООО «СРЗ» исключительно благодаря партнерским взаимоотношениям. Тем не менее, всю официальную информацию о ситуации на судоремонтном нам сообщили именно в пресс-службе машиностроителей.
Ответ на наш запрос в Фонд государственного имущества также не пролил свет на вопрос, кто же сегодня является главным акционером ООО «СРЗ». В ФГУ подтвердили, что целостный имущественный комплекс АСРЗ и ныне остается государственным предприятием, находящемся в аренде. Однако, по утверждению ФГУ, в 2011 году были засекречены не только имена акционеров, но и срок аренды. В ФГУ ссылаются на статью 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», согласно которой срок аренды является «существенным условием договора», а значит, не подлежит разглашению.
В то же время источники на предприятии нам сообщили, что срок аренды с ООО «СРЗ» истекает в июле этого года. Что будет потом - на предприятии не знают. Или говорят, что не знают. Однако для людей сведущих, похоже, здесь уже нет никакой тайны.
Время Ч - июль?
13 июля 2013 года вступает в силу «Закон о морских портах», который разрешает приватизацию портовой инфраструктуры. В июле же истекает срок аренды с ООО «СРЗ». В нынешних реалиях как-то не очень верится в то, что это - совпадение.
Очень может стать, что именно июль станет временем Ч и будет точкой отсчета новой реальности для АСРЗ. Ведь судоремонтный - это не только мехмастерские и ремонтные ДОКи. Это еще и 9 причалов общей протяженностью 900 метров, акватория 11,25 га. В порту Азовского СРЗ осуществляется перевалка генеральных, навалочных и наливных грузов, а также перевозка негабаритного груза (в т. ч. металлопрокат, чугун, зерновые, удобрения, контейнеры, негабаритные и тяжеловесные грузы). Возможности завода по переработке экспортно-импортных генеральных и насыпных грузов – до 900 тыс. т в год.
Сегодня можно смело утверждать, что самое ценное в АСРЗ - это его порт. А уж никак не ремонтные доки. Именно причалы могут представлять истинный коммерческий интерес для инвестора.
Значит ли это, что в интересах некоего «инвестора» судоремонтный намеренно банкротят, закрывая все существующие производства и оставляя рабочими только причалы? Утверждать это наверняка мы не имеем права, но аналогии провести можем. Именно так начинался процесс приватизации госпредприятия «Лугансктепловоз». Вначале его лишили заказов, а потом пустили с молотка за жалкие 50 млн. грн.
Борьба за выживание
«В данный момент завод столкнулся с определенными трудностями в части обеспечения заказами. На судоремонте и перевалке грузов отражаются непростая навигационная ситуация и сезонный характер работы завода. Предприятие было готово к сложной ледовой обстановке. Но кризис рынка сбыта коснулся и ООО «СРЗ», что требует адекватных мер по выходу из сложившейся ситуации. Одна из них - оптимизация численности. Судоремонтное и перегрузочное направления обеспечены заказами. Частично загружено и машиностроительное направление, в части грейферного и линейно-кузнечного производства. Кризис рынка полувагонов и политика, проводимая российскими компаниями в части обеспечения заказами именно своих предприятий привели к снижению спроса на грузовые вагоны у основных потребителей - российских транспортных операторов, что несомненно сказывается на портфеле заказов комплектующих для вагоностроения, изготовлением которых были частично загружены производственные мощности СРЗ. .. Судоремонтная отрасль из-за практического отсутствия украинских судов не может обслуживать украинский флот, как это происходило во время Советского Союза. Как следствие, потребности в его ремонте, кроме мелкого портофлота, не существует. Нашими заказчиками являются турецкие, кипрские и российские компании», - разъясняет ситуацию в АСРЗ пресс-служба ПАО «Азовмаш». А если учесть, что в апреле Владимир Путин издал распоряжение, запрещающее российским судам ремонтироваться в украинских доках, то теперь в АСРЗ, вероятнее всего, будет еще одним заказчиком меньше.
Спасительным кругом для завода могли бы стать не только заказы «Азовмаша», но и крупнейшего в Украине флота - ТФД, однако по какой-то причине Торговый флот Донбасса, располагающий целой «армией» старых судов, услугами АСРЗ не пользуется.
В такой сложнейшей ситуации, полностью лишившись поддержки государства, СРЗ борется за свое существование, как может. Оптимизация персонала, по сообщению пресс-службы «Азовмаша», здесь началось еще в середине 2012 года.
«Мы вынуждены сокращать людей, которые не обеспечены работой, либо в силу своего возраста (65-70 лет) не могут работать с необходимой производительностью труда… Идет сложный процесс выживания, предприятие занимается диверсификацией, к сожалению, с кадровыми потерями», - говорят в пресс-службе.
Правда, повод для оптимизма в АСРЗ есть. Начиная с апреля ПАО «Азовобщемаш» подкинул заводу заказ на изготовление комплектующих для крытых вагонов. «Это не благотворительная акция со стороны машиностроителей, а надежные партнерские отношения между СРЗ и «Азовмашем». Рост заказов «Азовмаша» позволил загрузить и цеха СРЗ», - утверждают машиностроители.
Хватит ли этого ресурса для того, чтобы укрепить позиции завода и не дать себя умышленно обанкротить к критическому июлю 2013 года?
Коллектив предприятия пока еще надеется на благополучное разрешение ситуации. Впрочем, как и мариупольские власти, для которых потеря АСРЗ в качестве налогоплательщика может стать ударом под дых в части наполнения и без того скудного городского бюджета. Однако влиять на ситуацию они никак не могут…