Сергей Тарута назвал тех, кто может стоять за нападением на Максима Бородина, и рассказал, сколько времени есть у новой власти для реализации своих обещаний

Нардеп Сергей Тарута  заметно выбивается из стройного ряда мариупольских нардепов. В отличие от своих коллег, он последовательно голосует за отставку премьера Яценюка. Вместо того, чтобы критиковать Президента, Кабмин и парламент  - предлагает пошаговую программу выхода из кризиса для Украины. Сергей Тарута немало удивил своим резким выступлением в защиту Надежды Савченко, демонстрируя ту нулевую терпимость к оккупантам,  которая так несвойственна политикам - выходцам из восточной Украины.

А вот в оценке действий новой власти в Мариуполе он намного более осторожен, от критики воздерживается и выражает определенный оптимизм. Нардеп с удовлетворением констатирует: сегодня между центральной властью и командой здесь, в Мариуполе, есть понимание того, что нужно делать и к чему стремиться, есть взаимодействие по вертикали Киев - Мариуполь. Однако несмотря на это Сергей Тарута говорит о том, что результата, которого так ждут от новой команды мариупольцы,  пока нет.

Что мешает новой команде двигаться вперед, что ждет Мариуполь и мариупольцев в ближайшем будущем,  мы говорили с народным депутатом Украины Сергеем Тарутой.

- На самом деле, у любой команды не так много времени для того, чтобы удержать доверие избирателей. Полгода - максимум год. Людям нужны быстрые перемены. Есть обещание - есть результат. Результат — это конечный эффект. Была мусорная свалка - и нет этой свалки. Сегодня, к сожалению, этот эффект, скорее, отрицательный. Мариуполь все еще очень грязный, неухоженный город.

На самом деле, у любой команды не так много времени для того, чтобы удержать доверие избирателей. Полгода - максимум год. Людям нужны быстрые перемены. Есть обещание - есть результат. Результат — это конечный эффект. Была мусорная свалка - и нет этой свалки. Сегодня, к сожалению, этот эффект, скорее, отрицательный

Вторая проблема, которая по-прежнему нависает над Мариуполем - это его безопасность. Я встречался со своими избирателями в Центральном и Приморском районах. Они до сих пор задают мне вопросы: а насколько хорошо защищен Мариуполь, а не сдадут ли город? И это ужасно. До сегодняшнего дня у людей нет уверенности, что наш город неприступен, и что его никто не сдаст. Эту уверенность нужно вселить в население.

- Вы обсуждали это с новой командой?

- Да, конечно. Но сегодня — я уверен в этом — Мариуполю ничто не угрожает. То обострение на фронте, которое мы наблюдаем последние дни — это попытка запугивания, давления на Киев, чтобы он был более уступчив в переговорах. Но я повторяю — Мариуполь  в безопасности. Сегодня в городе есть ряд не менее важных проблем. 

Растет социальная напряженность. Стоимость коммунальных  услуг увеличивается, зарплаты не растут. Население нищает.  Для того, чтобы минимизировать обнищание, нужно максимально привлечь ресурсы города, области и страны.

Что касается страны, то механизм субсидии  сейчас работает даже эффективнее, чем было раньше. Но важно проводить изменения  на местах, модернизироваться, чтобы экономить и меньше платить.

Нужно трансформировать ЖКХ,  сделать эффективной доставку энергоносителя, то есть необходимо модернизировать теплосети и работать над уменьшением  зависимости города от поставок газа.

Еще один вопрос, который мы обсуждали  с городским головой, - это транспорт.

- Есть какие-то конкретные решения в этом направлении?

- У нас стоит сейчас задача —  запустить аэропорт. Летом мы должны его открыть. И это общая задача Кабмина, Министерства обороны, Нацгвардии и Министерства инфраструктуры. Нужно решить комплекс вопросов: передислокация штаба, подготовка к запуску аэропорта.

У нас стоит сейчас задача —  запустить аэропорт. Летом мы должны его открыть. И это общая задача Кабмина, Министерства обороны, Нацгвардии и Министерства инфраструктуры.

Кроме того, мы хотим добиться улучшения железнодорожных перевозок. Я организовывал встречи Вадима Бойченко с пятью министрами профильных министерств, в том числе и Мининфраструктуры, на которых обсуждалась возможность обновления ж/д вагонов, сокращение времени движения состава Мариуполь - Киев,  а также открытие железнодорожных  маршрутов на Харьков и Одессу.

Что касается городского транспорта, есть инициатива мэра сделать европейское трамвайное кольцо,  которое соединяет Кальмиусский район и Левобережье. Новые рельсы, трамваи с символикой ЕС...  Европейский Союз активно помогает Мариуполю в обновлении трамвайно-троллейбусного парка, отсюда и название кольца - европейское.

Если все эти планы удасться реализовать, это и будет реальным результатом, который так ждут избиратели от новой команды. 

- Сергей Алексеевич, но ведь от новой команды горожане ожидают не только новых дорог и отремонтированных крыш. Борьба с коррупцией - это то, с чем, в числе прочего, команда Метинвеста шла на выборы. Однако сегодня приходится констатировать: никакой борьбы не ведется. Больше того, нет реакции власти на те факты, которые вскрывают активисты гражданского контроля. Совершено нападение на лидера партии "Сила людей" Максима Бородина. Почему так происходит?

- Думаю, все дело — в осторожности, возможно, новая команда хочет  изучить саму суть проблемы. Может быть, пытаются найти свои рецепты борьбы с коррупцией. Вот систему Прозорро внедрили, и это хороший сигнал. Есть трудности с имплементацией, но уже есть экономический эффект.

Что касается критики и реакции на критику... Я не думаю, что сегодня новая команда заинтересована в том, чтобы преследовать тех, кто критикует. Критика это всегда хорошо, она направлена на оздоровление. В случае нападения на Бородина, думаю, здесь, скорее, работают старые схемы. Люди лишаются заказов, денег... Реакция должна быть четкой. Необходимо разобраться, кто организовал нападение, и привлечь организаторов к ответственности. 

Что касается критики и реакции на критику... Я не думаю, что сегодня новая команда заинтересована в том, чтобы преследовать тех, кто критикует. Критика это всегда хорошо, она направлена на оздоровление. В случае нападения на Бородина, думаю, здесь, скорее, работают старые схемы.

Но нужно решать проблему безопасности шире. Нужно организовывать в городе разветвленную систему видеонаблюдения с участием местных IT-компаний. Местный бизнес в реализации таких проектов должен быть в приоритете. Это работа, заказы, возможность заработать для мариупольцев. 

- Вот вы говорите о приоритетах для местного бизнеса. Но  в принятой программе социально-экономического развития Мариуполя нет ни одного пункта о создании новых рабочих мест...

- Это неправильно. Отток молодых кадров из города — это реальная проблема. Наша задача — остановить этот процесс.  Сейчас численность города не уменьшилась благодаря переселенцам. Но проблема в том, что те, кто заканчивает университеты,  - они уезжают отсюда. И нам нужно переломить эту тенденцию.

Задача—минимум — сохранение существующих рабочих мест. "Азовмаш" по-прежнему не работает. На СРЗ сокращают людей. Ситуация тревожная.

- Поясните, что сейчас происходит на СРЗ?

- Ситуация на предприятии такова: старый арендатор не выполнял условия аренды, не обеспечивал развитие предприятия. Возникли коллизии по оплате арендной платы, были судебные решения, которые  СРЗ не выполнял. И государство разорвало договор с существующим арендатором.

Сама процедура очень болезненная, и это может привести к временной остановке предприятия. Моя задача - не допустить его остановки  в период смены менеджмента, не допустить потери рабочих мест. Будет новый арендатор, и я уверен, предприятие будет успешно работать.

Для того, чтобы защитить интересы предприятия и не дать ему погрязнуть в местных склоках и скандалах, я инициировал создание комиссии при Министре инфраструктуры Украины Андрее Пивоварском. Будем наблюдать из Киева и заводчан в обиду не дадим. 

- А «Азовмаш»? Что происходит сейчас там? Новый руководитель Игорь Прасолов заявил, что Юрий Иванющенко вышел из состава акционеров.

- Я не думаю, что там что-либо изменилось в составе акционеров. На сегодняшний день контрольный пакет акций принадлежит семье Александра Савчука. Дела ведет его зять Тарас Полищук. К сожалению, у него  не получается, и сегодня кредиторы больше влияют на работу предприятия, чем сам собственник. То, что Игорь Прасолов возглавил "Азовмаш", - это хороший сигнал. У него есть опыт управления, есть репутация как бывшего министра экономики. 

Я не думаю, что там что-либо изменилось в составе акционеров. На сегодняшний день контрольный пакет акций принадлежит семье Александра Савчука. Дела ведет его зять Тарас Полищук. К сожалению, у него  не получается, и сегодня кредиторы больше влияют на работу предприятия, чем сам собственник. 

Я провел много встреч  с руководителями оборонного ведомства. Они готовы размещать в Мариуполе заказы, но они хотят гарантий того, что предприятие будет работать, что основные фонды будут сохранены, а не вывезены в Россию.  Минобороны интересует производство элементов танков и БМД. Сейчас обсуждается, а мог бы "Азовмаш" выпускать конечный продукт, а не компоненты. В общем, работа проделана большая. Я со своей стороны все отработал. И сегодня вопрос находится на стороне завода, а не на стороне министерства. Им нужно сделать определенные шаги, для того чтобы получить госзаказ и начать работать.

- Сергей Алексеевич, не могу не спросить о ТОП-теме минувшей недели - Минских переговорах, Нормандских переговорах и настоятельных рекомендациях ЕС провести выборы на ОРДЛО в первой половине года. По-вашему мнению, насколько это реально? И нужны ли вообще эти выборы Украине?

- Я считаю, что выборы — это всегда выход. Правда им должны предшествовать полное и безусловное прекращение огня. ОБСЕ должно обеспечить безопасность и легальность этих выборов. И, что самое важное, в них должны принять участие все жители Донбасса, включая переселенцев. Для всего этого нужно принять закон. Президент обещал. И важно выполнять свои обязательства. У нас нет другого выхода, кроме как идти на болезненные компромиссы, и возвращать свои территории. Это цена, которую мы платим за мир. Если этого не делать, это приведет к дальнейшему разрушению Украины. Нельзя этого допустить.

Тех, кто на оккупированной территории приспособился и зарабатывает, намного меньше тех, кто выживает и ждет, когда Украина придет и их освободит. И вот ради этих людей мы и должны эту территорию вернуть назад. Но ценой в том числе и болезненных компромиссов. Сегодня все признают, что силового варианта решения конфликта нет. А если нет военного решения, то значит — Минск и есть наша дорожная карта.

- Не хотелось бы на таком тревожном аккорде заканчивать разговор. Расскажите, что хорошего ждет мариупольцев в самое ближайшее время.

- Мариупольцев? Вот сейчас, совсем скоро? Нас всех ждет весна. Придет тепло, а значит,  меньше платить за коммунальные услуги.

Солнце дарит надежду. Нам всем очень нужна надежда и  уверенность в будущем. 

Много ожидается масштабных событий.  23 марта ОБСЕ проводит в Мариуполе большую конференцию по проблемным вопросам региона. 24-26 марта в Мариуполь приезжают инвесторы из крупного американского фонда, который взялся помочь городу по социальным объектам. Целый десант! Намечается много событий в культурной жизни. Готовится ряд интересных проектов "Изоляцией" и "Агентством развития Приазовья". 

Вот скоро получим от области  700 миллионов грн. — это меньше, чем справедливая экономическая доля Мариуполя в валовом экономическом продукте, но эти деньги могут существенно изменить ситуацию в городе, решить много социальных вопросов. Поэтому, я уверен, нас ждет много позитивных новостей.

Беседовала Анна Романенко