Машиностроительное предприятие «Азовмаш» не работает почти 2 года. Тысячи людей без зарплаты, бюджет Мариуполя - без налогов, социальная инфраструктура, которая находится на балансе предприятия — в запустении. О необходимости запустить завод говорили многие. Сначала на парламентских, а позже и на местных выборах в Мариуполе обещание обеспечить «Азовмаш» заказами стало популярным предвыборным трендом среди кандидатов. Однако, завод стоял, заказов не было, а по городу ползли слухи, что оборудование режется на металл и вывозится в Россию.
Но в феврале было объявлено о создании корпоративного центра «Азовмаш Груп». Его гендиректором был назначен Игорь Прасолов. Он не любит слово «кризис-менеджер», но судя по всему, его задача на предприятии именно антикризисная: спасти, запустить и... отпустить.
Мы встретились с Игорем Прасоловым, чтобы расспросить, насколько все печально на заводе и каковы перспективы выхода из кризиса одного из градообразующих предприятий Мариуполя.
- Игорь Николаевич, скажите, кто вас нанял на работу, и какова нынешняя структура собственности «Азовмаша»?
- Меня наняла на работу Светлана Савельевна Савчук. Единственным владельцем предприятия «Азовмаш Груп», куда я назначен Генеральным директором, является компания «Кайзен Холдинг» из Эстонии. Эстонская компания на 100 процентов принадлежит Светлане Савельевне. В новой группе компаний она единственный бенефициар. Других акционеров нет.
Сейчас «Кайзен Холдинг» является собственником предприятия, и он наделил меня очень широкими полномочиями.
- Тысячи мариупольцев, потерявших работу, смотрят на вас с большой надеждой. Скажите, насколько серьезна ситуация на предприятии, в каком состоянии оборудование, проводили ли вы техническую ревизию?
- В целом, я изучил ситуацию на «Азовмаше». Состояние критическое, но не безнадежное. Слухи о том, что оборудование вывезено, станки порезаны на металлолом - это все не правда. Оборудование на месте. Я не знаю, кто запускал этот вредный для предприятия слух. Он очень мешает вести диалог с партнерами и клиентами.
Конечно, мы будем проводить полный технический аудит. Но знаете, аудит - это такое дело… Сегодня его сделали, а завтра кабель вырезали, и станок уже не запускается. Мы, конечно, проведем полный техаудит, но это больше для наших потенциальных заказчиков, которых отпугивают разговоры об отсутствии оборудования. На самом деле, самый лучший технический аудит — это запуск производства. Вот когда запускается производство, включаются станки, тогда и проявляется вся правда об оборудовании и его техническом состоянии. Я решил идти по такому пути.
Сейчас на предприятии страшное безденежье. В минувшем году предприятия холдинга «Азовмаш» заработали немногим больше 200 миллионов гривен. А сумма долгов... Точную цифру сейчас не назову, все подсчитывается. Но это примерно 700 миллионов долларов. Вот и сравните — 200 млн. гривен и 700 млн. долларов, как говорят в Одессе, две большие разницы. Очень большие. При этом, в 2012 году выручка составила более 10 миллиардов гривен. Отсюда мы делаем вывод о том, что нам нужно наращивать производство.
Мы очень резко потеряли российский рынок. 85-95% своей продукции мы отправляли в Российскую Федерацию.
- Вы связываете потери с войной?
- Не только. Вот смотрите. Есть фактор разрыва торгово-экономических отношений с РФ и Таможенным союзом в целом, и он определяющий. В Россию в 2013 году мы поставили около 8 тысяч вагонов и 2 тысячи – в Казахстан. Второй фактор — падение экономики вообще, и украинской, в частности. Украинская экономика падает, перевозки сокращаются, увеличивается количество излишнего подвижного состава, отсюда падение потребности в вагонах.
- Какой выход для мариупольского предприятия?
- Мы работаем над расширением поставок на украинский рынок, особенно в связи с острой необходимостью обновления подвижного состава. Мы также ищем другие рынки — в первую очередь ближневосточные, азиатские. Ведем сложные переговоры. Колея там другая, но это решаемо. Меня радует, что там знают «Азовмаш», и что он производит качественную продукцию.
Конечно, большой интерес представляет для нас европейский рынок, но на него очень трудно зайти. В среднем цены на вагоны в два раза выше, чем в странах СНГ.
- Пытались выходить в ЕС?
- Да, прошли первые встречи. Охотнее обсуждают не размещение заказов, а кооперацию.
Если же говорить о ближневосточном и центрально-азиатском рынках, все заинтересованы в одном — они не хотят финансировать производителей чужих стран. Они ведут разговор о совместном производстве, хотят использовать наш опыт, технологические наработки. Нас это тоже устраивает.
Я хочу так построить производство, чтобы у нас была долгосрочная программа на несколько лет вперед. Нестабильность производства — это то, что сегодня нам очень мешает. Под этим я подразумеваю, что запустили, например, «Азовэлектросталь», три месяца поработала она, и снова остановили. Это плохо для людей. Это плохо для оборудования. Все это связано с технологией. Печь должна работать постоянно, чтобы сталь была качественной.
Помимо вагоностроения, есть еще одно направление, по которому мы работаем сейчас, — тяжелое машиностроение. Мы можем производить конвертерное, доменное оборудование, проводить ремонтное обслуживание заводов во многих странах мира. И мы очень рассчитываем на заказы в этом сегменте рынка.
- Вас позиционируют как человека, близкого к Ахметову, вы стояли у истоков СКМ, это знакомство может помочь вам получить заказы от металлургических заводов Ахметова?
- У меня нет договоренностей с Ринатом Ахметовым. Но мы действительно рассчитываем на заказы от металлургических заводов, в том числе, входящих в группу СКМ. Потому что «Азовмаш» может предложить уникальное оборудование для этих заводов.
Мы ищем клиентов. Все хотят так: вы сделайте нам поставку, мы посмотрим, а потом заплатим. Но в таких условиях у нас возрастает значительная потребность в оборотном капитале. Поэтому мы параллельно ищем возможности привлечения денег у банков и частных инвесторов, которые бы согласились под деловое слово дать нам деньги.
- То есть под ваше имя?
- Да, есть люди, которые меня давно знают и согласились помочь.
Это сильно нам поможет, особенно в условиях текущих переговоров с кредиторами. За последние два года резкий спад производства и продаж, а также падение курса гривны существенно ухудшил финансовое состояние предприятия. Но у нас выбора нет. Мы должны работать так, чтобы у нас хватало денег и на обслуживание долгов, и на развитие производства.
Есть еще один аспект в нашей работе, я хочу это подчеркнуть. Если мы сегодня остановимся только на том, что мы делаем, то да, мы сейчас выживем, но через какое-то время мы опять начнем чахнуть. Нам нужно модернизировать производство, а главное - развивать новые направления. Они у нас есть, и мы постепенно будем их развивать.
- Какова ситуация с кадрами? Многие ли уехали? И что происходит с погашением задолженности по зарплате?
- Да, действительно, очень многие инженеры и специалисты уехали в Россию и другие страны. Я не могу сказать, что все вернутся, но многие подтвердили: если вы начнете стабильно работать, мы вернемся.
Самое главное, что костяк инженеров и специалистов сохранен. К сожалению, предприятие работает с нестабильной загрузкой и это порождает задержки с выплатой зарплаты. Вопрос заработной платы — очень важный. У меня сейчас первоочередная забота — сделать так, чтобы было из чего платить. Поэтому я сосредоточен на поиске заказчиков.
Мы предпринимаем все усилия, чтобы загрузить производство и после этого начать ликвидировать задолженность по зарплате. Это моя главная задача.
- Заказы от Минобороны — это реальность или снова обещания? Есть конкретные договоренности?
- В целях загрузки производства мы заинтересованы в заказах от Министерства обороны. Как Вы знаете, завод посетило руководство Министерства. Мы готовы сотрудничать в производстве военной техники и некоторой продукции двойного назначения. Это то направление, которое сейчас отрабатывается технически и технологически.
В заключение нашего разговора хочу сказать, что у нас прекрасный трудовой коллектив, с которым можно решать задачи любой сложности. Я полон оптимизма, желания и сил для возрождения «Азовмаша».
Записала Анна Романенко