Жителей Мариуполя в последнее время беспокоит вопрос установки общедомовых газовых счетчиков. К нам обратились председатели ОСМД, в частности ОСМД «Шевченко 309», а также жители нашего города за помощью разобраться в данном вопросе.
Суть вопроса заключается в следующем: предприятие ПАО «Мариупольгаз» начало устанавливать общедомовые счётчики природного газа в домах, в которых газ используется только для приготовления пищи.
При этом в том же ОСМД «Шевченко 309» общедомовый счётчик был установлен без согласования с совладельцами, т.е. по сути дела самовольно. Уведомление на бланке ПАО «Мариупольгаз» без исходящего номера и даты (!!!) с Договором, подписанным Н.А. Янчинской, и пустыми бланками актов было отправлено на домашний адрес председателя ОСМД «Шевченко 309» Колесникова В.С. обычным письмом. В так называемом «уведомлении» ОСМД «Шевченко 309» указан как «балансодержатель», хотя согласно соответствующему Закону Украины ОСМД не может быть балансодержателем. Информационный лист о введении в коммерческий учёт и эксплуатацию общедомового счётчика газа адресован Колесникову В.С. как физическому лицу и сообщает о факте введения в коммерческий учёт ЕГО дома без привязки к ОСМД. Более того, информационный лист никем не подписан, не имеет исходящего номера и даты. На возражение В.С. Колесникова, направленное ПАО «Мариупольгаз» 19 декабря 2016 года, ответа не последовало.
В качестве обоснования для своих действий газовщики ссылаются на «Временное положение о порядке проведения расчетов за предоставление населению услуг по газоснабжению в условиях использования общедомового узла учета», утвержденное постановлением КМУ от 27.01.2016 г. №46, которое входит в противоречие с Законом Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа»,а именно:
Статья 4 указанного Закона устанавливает:
Исполнителями работ по установке узлов учёта природного газа являются субъекты хозяйствования, которые:
осуществляют распределение природного газа на соответствующей территории;
получили соответствующие разрешения для выполнения работ по установке узлов учёта природного газа.
В нашем случае это ПАО «Мариупольгаз».
Финансирование работ по оснащению счётчиками газа населения согласно Статье 3 указанного Закона осуществляется за счёт:
средств субъектов хозяйствования, которые осуществляют распределение природного газа на соответствующей территории;
средств соответствующего бюджета;
иных источников, не запрещённых законодательством.
Статья 6. «Обязанности и ответственность субъектов хозяйствования, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории» в пункте 1 гласит:
«Субъекты хозяйствования, которые осуществляют распределение природного газа на соответствующей территории, обязаны:
1) обеспечить установку счётчиков газа:
а) для населения, которое проживает в квартирах и частных домах, в которых газ используется:
комплексно, в том числе для отопления, - до 1 января 2012 года;
для подогрева воды и приготовления пищи - до 1 января 2016 года;
только для приготовления пищи - до 1 января 2018 года.
В случае не установки населению в сроки, указанные в этом подпункте, счётчиков газа по вине субъектов хозяйствования, которые осуществляют распределение природного газа на соответствующей территории, прекращение распределения природного газа таким потребителям запрещается, а его учёт до момента установки счётчиков газа осуществляется по нормам потребления, установленным Кабинетом Министров Украины».
Поскольку «Временное положение…», даже утверждённое Постановлением Кабинета Министров Украины, является подзаконным актом и согласно принципу верховенства права стоит ниже закона, налицо явное нарушение предприятием ПАО «Мариупольгаз» действующего законодательства Украины.
До 1 января 2018 года ПАО «Мариупольгаз» обязано устанавливать в квартирах, в которых газ используется только для приготовления пищи, внутриквартирные счётчики газа.
Теперь давайте вместе разберемся в этом вопросе. Как уже отмечалось выше, финансирование работ по установке счётчиков газа осуществляется за счёт средств субъектов хозяйствования, которые осуществляют распределение природного газа на соответствующей территории.
Однако, в «Структуре тарифа на услуги распределения природного газа», утверждённой постановлением Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 24.03.2016 года № 439, для ПАО «Мариупольгаз» (да и для других газораспределительных предприятий) расходы на обеспечение учёта природного газа включены в статью «Плановые производственные расходы», другими словами – в СЕБЕСТОИМОСТЬ услуги, а следовательно, эти расходы будет оплачивать население. Поскольку тариф за 1 м3 природного газа для всех бытовых потребителей одинаков, то гражданам, у которых установлены квартирные счётчики газа, придётся оплачивать установку газовых счётчиков, устанавливаемых в текущем году другим потребителям – как квартирных, так и общедомовых.
Что это, как не скрытое и узаконенное ограбление населения?
Далее мы выборочно проанализировали структуру тарифов на 2016 год в некоторых городах Украины.
Город, предприятие | Расходы на обеспечение учёта природного газа, тыс. грн. | |
На установку счётчиков населению | На установку домовых приборов учёта | |
ПАО «Мариупольгаз», | 27,8 (0,17%) | 16 077,2 (99,83%) |
ПАО «Мелитопольгаз» | 10 768,1 (100%) | - |
ПАО «Ивано-Франковскгаз» | 7 408,0 (27,3%) | 19 741,6 (72,7%) |
ПАО «Запорожгаз» | 29 599,0 (68,6%) | 13 573,75(31,4%) |
Теперь сравните: ПАО «Мелитопольгаз» все средства, включённые в тариф, вкладывает в установку квартирных счётчиков, ПАО «Ивано-Франковскгаз» - более четверти, ПАО «Запорожгаз» - более двух третей и дополнительно ещё около 8 млн. грн. за счёт средств, не использованных на установку домовых счётчиков (аналогичная картина наблюдается и в других городах), и только ПАО «Мариупольгаз» практически все средства вкладывает в установку домовых счётчиков!!! Правда, на 2017 год на установку квартирных счётчиков выделено 3 796,1 тыс. грн., но всё равно это мало по сравнению с другими городаами.
Установка подомовых узлов учета предусмотрена инвестиционной программой, которая внедряется согласно постановлению НКРЭ КП от 24.03.16 № 403 и реализуется на территории всей Украины.
Тем не менее, в Николаеве мэр Александр Сенкевич убедил руководство ПАО «Николаевгаз» не устанавливать подомовые узлы учёта, а для жителей Николаева, отказавшихся от подомовых счетчиков газа, не применять повышенные нормы потребления газа.
Почему же большинство потребителей природного газа отказывается от установки домовых приборов учёта?
Дело в том, что, по мнению газораспределительных компаний, общедомовые счетчики газа имеют ряд преимуществ по сравнению с индивидуальными счётчиками:
не требуется увеличение тарифа на газ;
значительно сокращаются сроки установки (например, вместо 100 счётчиков на 100-квартирный дом можно установить один счётчик на весь дом);
установка одного счётчика обойдется в 5-10 раз дешевле установки 100 индивидуальных счетчиков;
предполагаемая экономия средств в разрезе инвестиционной программы в размере 3 млрд. грн;
в течение 18 месяцев можно обеспечить средствами учёта 2,3 млн. потребителей.
Естественно, что один общедомовой счетчик поставить дешевле, чем 100 или 200 внутриквартирных. Кроме того, в таком случае решается вопрос потерь газа на пути к газовым плитам потребителей, поставщик услуги делает выбор в пользу первого варианта. Хотя это и не совсем логично, ведь дом в данном случае не может быть потребителем, поскольку договоры на поставку газа заключены с каждым потребителем отдельно.
По сути, выгодны общедомовые счетчики только газораспределительным предприятиям, ведь установка такого прибора в 120-квартирном доме в среднем стоит 50 тыс. гривен. А на индивидуальные счетчики для такого же строения необходимо около 250 тыс. гривен и значительно больше времени для установки
Таким образом, установка общедомовых счётчиков газа в первую очередь выгодна компаниям, поставляющим газ. Но выгодны ли такие приборы учета потребителям?
Эксперты считают, что существует по крайне мере пять причин, чтобы отказаться от установки общедомового счётчика газа.
1. Количество зарегистрированных и реальных потребителей зачастую отличается. Получается, что за «лишних» жильцов будут платить все, кто проживает в доме (без учета тех, у кого установлен внутриквартирный счетчик газа). Отразится ситуация и на тех, у кого в квартире, наоборот, прописано больше людей, чем проживает. Таким жильцам придется заплатить за всех отсутствующих.
2. У разных жильцов разный объем потребления. В квартирах может проживать и быть зарегистрировано одинаковое количество людей, но одни газ по привычке экономят, а другие обогревают им кухню или делают выпечку на продажу. То есть те, кто потребляют меньше, все равно заплатят больше.
3. Газовщики перекладывают ответственность за все утечки и поломки на плечи потребителя. То есть, если ранее предприятие несло убытки из-за того, что сети изношены и не ремонтируются вовремя, то теперь за это будет платить потребитель газа. Правда, о масштабах потерь узнать практически невозможно, разве что все квартиры установят индивидуальные приборы учета при наличии общедомового и подсчитают разницу.
4. Чем больше индивидуальных счетчиков будет установлено, тем больше придется платить тем, кто остался без приборов учета. В конце концов, потребители придут к тому, что поквартирный учет им более выгоден.
5. Общедомовой счетчик не стимулирует к экономии газа. При такой системе учета от каждого жильца в отдельности ничего не зависит. Кто-то будет использовать газ, как раньше, а кто-то будет назло соседям включать все конфорки. Кроме того, если за индивидуальным прибором жильцы постоянно следят, регулируя свое потребление, то показания общедомового счетчика каждый житель дома отслеживать не будет, а даже если и будет, то не сможет регулировать потребление газа всем домом.
Индивидуальные счетчики газа устанавливаются согласно Закону Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» от 16.06.2011 г. № 3533-VI, а общедомовые – согласно Кодексу газораспределительных систем, который по отношению к закону является подзаконным актом. Учитывая, что приоритетным считается все-таки закон, у жильцов многоквартирных домов есть все основания настаивать на установке именно индивидуальных счетчиков газа.
Мы видим, что разные поставщики газа формируют свои тарифы по-разному, структура тарифов у разных газораспределительных предприятий разная, но почему то НКРЕКП их утверждает. У нас возникает вопрос: почему государственный регулятор работает не во исполнение закона, а на интересы олигархов – монополистов на рынке природного газа?
Выводы делай те сами.
Справедливости ради, следует отметить, что во исполнение Закона Украины «О коммерческом учете природного газа»ПАО «Мариупольгаз» в 2014 году бесплатно установил газовые счетчики в домах, где газ используется для подогрева воды и приготовления пищи – это дома по ул. Архитектора Нильсена № 64, ул. А. Куинджи №№ 58, 72 и в других «сталинских» домах, в результате жильцы этих домов стали платить за фактически потреблённый газ согласно показаниям своих квартирных счётчиков, и получили реальную возможность самостоятельно регулировать потребление газа, решать вопросы экономии и снижения расходов на оплату природного газа.
ВАЖНО ЗНАТЬ!Закон Украины «О коммерческом учете природного газа» предусматривает, что до 1 января 2018 года квартирные счетчики газа должны быть установлены тем потребителям, которые используют газ только для приготовления пищи. До этого момент угрозы отключения газа следует считать неправомерными.
Мы надеемся, что ПАО «Мариупольгаз» правильно оценит сложившуюся в Мариуполе ситуацию с коммерческим учётом природного газа, а городской совет и общественность города выскажут своё мнение по затронутой проблеме.
Председатель ГО МССББ А.А. Фабрикатов