Сегодня в Мариуполе подорожал проезд в общественном транспорте. За 2 грн. теперь никуда не уедешь.
С 1 апреля цена билета в трамвае и троллейбусе составляет 3,5 грн., в автобусе – 4 грн., а в маршрутке – 5 грн. Таким образом, тарифы на общественный транспорт в Мариуполе стали одними из самых высоких в Украине.
10 гривен в день
Повышение стоимости проезда тут же вызвало волну негодования среди жителей, ведь это сразу ударило по их карману. Теперь вместо 8 грн. в день мариупольцам придется платить 10 грн. За месяц им придется переплачивать за дорогу на работу и обратно минимум 44 грн. А что будет с теми жителями, которые используют транспорт больше чем два раза в день?
Фраза «пересаживайтесь на троллейбус» теперь не совсем уместна. Хотя транспорта МТТУ действительно стало больше, ждать его по-прежнему долго (исключение 15 автобусный маршрут за 4 грн.). Да и цена в 3,5 грн. также «кусается».
Далеко не во все районы города ходят трамваи и троллейбусы. К примеру «Черемушки», поселок Моряков…
Что скажет городская власть?
На сайте единой системы петиций появилось несколько обращений жителей с просьбой оставить тариф на проезд на прежнем уровне. Две такие петиции набрали нужное количество голосов, а потому получили ответ от городской власти. Без подписи.
Сразу скажу – ответ отрицательный. Никто мнение жителей не спрашивает. Можно сказать причины, по которым цену на проезд повысили, ничем не отличаются от тех, которые ранее называла старая власть во главе с Юрием Хотлубеем.
Привожу ответ городской власти:
«В сравнении с 2014 годом, когда в последний раз проводилось повышение платы за проезд, стоимость энергоносителей, запасных частей и других материалов увеличилась:
- Дизельное топливо с 10 грн/л до 23 грн/л (на 130%).
- Электроэнергия с 0,99 грн/кВт до 2,15 грн/кВт ( 117,2 %).
- Автомобильные шины с 6,7 тыс. грн/к-кт до 18 тыс. грн/к-кт (на 168,5 %).
- Поршневая группа с 7,2 тыс. грн/к-кт до 18, 6 тыс. грн/к-кт (на 158,3%).
- Контактный провод с 1577 грн/10 кг до 2 240 грн/10 кг ( на 53%).
- Бандаж для трамваев с 4314 грн/ед до 9 тыс. грн/ед (на 109 %).
- Подшипники с 3514 грн/10 ед до 11520 грн/10 ед ( на 228 %)»
Другие причины, названные городской властью – рост минимальной зарплаты (с 1600 до 3200 грн.), повышение стоимости электроэнергии для троллейбусов и трамваев. Городская транспортная инфраструктура находится в неудовлетворительном состоянии. Нужен капитальный ремонт трамвайного пути (30,1 км на сумму 571,9 млн. грн.), контактных сетей трамвая и троллейбуса (91,34 км на сумму 201 млн. грн).
В ответе также прилагается ссылка на решение исполкома городского совета. Все забыли о том, что для повышения стоимости проезда в 2014 году такого решения не потребовалось? Но об этом немного позднее.
«Дополнительно сообщаем, что развивать городской транспорт без капитальных вложений не возможно. Департаментом транспорта и связи была разработана «Стратегия развития транспорта города Мариуполя», согласно которой уже выполняются работы по улучшению транспортного обслуживания населения, - говорится в ответе на петиции. – В 2016 году было приобретено 17 троллейбусов, 15 автобусов и 10 трамваев. В 2017 году запланировано приобретение 30 трамваев, 17 троллейбусов и 12 автобусов».
В ответе указывается, что в прошлом году был проведен ремонт кровли в зданиях МТТУ, а также ремонт бытовых помещений. Был создан новый автобусный маршрут №15, троллейбусный маршрут № 13 был продлен. Начата процедура реализации проекта электронной диспетчерской на базе систем GPS.
Ответ городской власти очень объемный, но смысл в нем один – жители должны из собственных карманов платить за восстановление полностью разрушенного за годы правления Юрия Хотлубея трамвайно-троллейбусного управления. Они должны платить за рост цен на ГСО и запчасти, ведь по-другому маршрутки просто не выйдут на линию.
Почему так произошло
Не для кого не секрет, что за последние 25 лет само понятие коммунальный транспорт в Мариуполе было полностью уничтожено. Наверняка, многие помнят, как на линию одна за другой стали выходить новые маршрутки. Жители тут же смекнули – вместо того, чтобы ждать по 40 минут троллейбус, лучше ехать на новой маршрутке. Лучше переплатить, чем ждать впустую.
Троллейбусы и трамваи стали ходить все реже и реже. Они часто ломались, не выходили на линию. Новый транспорт практически не закупался, а на ремонт старого не было денег. Горэлектротранспорт стал обслуживать только пенсионеров, которые пользовались им бесплатно.
В какой-то момент в рабочем состоянии осталось 30 троллейбусов и столько же трамваев. А маршруток было более 300! Они ездили в отдаленные районы, соединяли между собой разные районы. Нельзя сказать, что это было не выгодно.
Городская власть помогала МТТУ. Ежегодно из бюджета выделялись миллионы в качестве помощи убыточному предприятию. Но эти деньги шли исключительно на зарплату и покупку запчастей. На обновления парка денег не хватало.
В последние годы стали вымирать и маршрутки. Сначала исчезли самые непопулярные маршруты №128, 100, 116 и другие. Затем и сам транспорт стал приходить в негодность. Обратите внимание на то, как выглядят маршрутки сейчас – они едут, перекосившись на одну из сторон, салон неухоженный, сиденья порваны, в некоторых автобусах повреждена обшивка и даже дно…
Разве сможет подорожание проезда с 4 до 5 грн. что-то изменить?
Как удалось узнать от кондуктора маршрутного такси №112, в день автобус возит чуть больше 1000 пассажиров. Переведем это в деньги – 4 тыс. грн. в день, теперь будет 5 тыс. грн. Отнимем топливо, зарплату кондуктора и водителя и что останется? Достаточно ли этих денег перевозчику для покупки нового автобуса? Вопрос риторический. Но если ничего не менять, через несколько лет маршруток в Мариуполе также не останется. Их и сейчас - чуть больше 200.
Как повышалась стоимость проезда в Мариуполе
За 17 лет стоимость проезда в Мариуполе очень сильно изменилась. К примеру, в 2000 году проезд в троллейбусе стоил 30 копеек, а в маршрутке – 50 копеек. Помните ли вы эти времена?
Троллейбусы и трамваи
С 1 июля 2001 года проезд в горэлектротранспорте подорожал с 30 до 40 копеек. После этого цена на проезд в трамваях и троллейбусах не менялась 5 лет! В сентябре 2006 года проезд стал стоить 50 копеек, в августе 2008 – 75 копеек (тогда доллар вырос с 5 до 8 грн.) В марте 2009 года цену на проезд в горэлектротранспорте подняли до 1 грн. И такой тариф держался 4 года!
В начале 2013 года члены исполкома поднимают стоимость проезда до 1,25 грн., а уже в июне проезд дорожает до 1,5 грн. После этого тариф не растет 3 года. В мае 2016 года его поднимают до 2 грн. Таким образом, цена сравнялась со стоимостью этой же услуги в других городах Украины.
В 2017 году принято новое решение – рост цен на проезд в два этапа: с 1 апреля – до 3,5 грн., с 1 августа – до 4 грн.!
Маршрутки
В феврале 2001 года городская власть установила тариф на проезд в маршрутках в размере 50 копеек, а уже в апреле 2001 года – подняла его до 75 копеек. Стоимость проезда держалась на этом уровне до 1 февраля 2002 года. Тогда тариф подняли до 1 грн. Следующее повышение не заставило долго ждать – в декабре 2005 года проезд стал стоить 1,25 грн. Спустя 2 года (декабрь 2007) проезд подорожал до 1,5 грн., а еще спустя 2 года (декабрь 2009) – до 1,75 грн.
Следующее подорожание (до 2 грн.) произошло сразу после выборов мэра города – в декабре 2010 года, а уже в августе 2011 года., проезд стал стоить 2,5 грн. 1 декабря 2013 года – тариф вырос до 3 грн., 1 июня 2014 – до 4 грн.! Последнее повышение перевозчики приняли сами – решения исполкома нет, ведь в городе происходил беспредел. Именно этот период считается периодом оккупации «ДНР». Правда, городская власть перевозчиков поддержала, о чем сообщила на сайте горсовета.
1 апреля 2017 года – стоимость проезда растет до 5 грн., а с 1 августа 2017 – тариф составит 6 грн.
Тарифы в разных городах Украины
А вы знаете, что стоимость проезда в троллейбусах и трамваях Мариуполя – самая высокая в Украине? Мы сравнили цены на проезд в разных городах страны и выяснили этот интересный факт.
Троллейбусы и трамваи
Самый дешевый проезд в горэлектротранспорте – в Днепре. На сегодня тариф составляет 1,5 грн.! 2 грн. проезд в трамваях и троллейбусах стоит во Львове и Николаеве, 2,5 грн. – в Кривом Роге. 3 грн. стоит проезд в Киеве, Одессе, Харькове, Запорожье и Виннице. И только в Мариуполе с 1 апреля эта услуга стоит 3,5 грн.!
Маршрутки
Стоимость проезда в маршрутках держится на уровне других городов. Правда, в некоторых до сих пор эту цену держат на уровне 4 грн. Это Львов, Винница, Николаев. 5 грн. стоит проезд в Кривом Роге, Одессе. В Днепре проезд стоит 5-6 грн., в Харькове – 4-6,5 грн., в Запорожье – 6,5 грн., в Киеве – 3-8 грн., в зависимости от протяженности маршрута.
Немного истории
Несколько интересных фактов о троллейбусах, трамваях и автобусах Мариуполя.
Троллейбус
Троллейбусное движение в Мариуполе было запущено 21 апреля 1970 года в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ленина. Мариуполь впервые на востоке Украины обслуживали троллейбусы «Skoda» чехословацкого производства, марки Škoda 9Tr. Они двигались по маршруту № 1 «площадь Освобождения — ул. Громовой (депо).
После запуска троллейбусного движения в столице Приазовья в 1970 году заработало восемь троллейбусных маршрутов. Пуск троллейбуса на Левый берег курировал лично Лепорский. Однако пустили его только после того, как улицу Торговую расширили на полтора метра (до 1970 года она была уже, чем сейчас). Далее ежегодно появлялись новые маршруты или продлевались уже имеющиеся. Финансовое участие Министерства коммунального хозяйства было минимальным. В основном все делалось собственными силами МТТУ, участием городских предприятий и горисполкома.
В конце 1973 в депо насчитывалось около двухсот машин. Троллейбусы ходили с интервалом 1-4 минуты. На маршруте от Драмтеатра до Азовского морского пароходства на линии было по 18 машин. Даже поздно ночью троллейбусы не ходили пустыми. Тогда было больше культурно-бытовых поездок, люди чаще посещали кино, театры. Сеанс в кинотеатре «Победа» начинался в девять, шел два часа, потом народ разъезжался.
Первое время троллейбусы ездили как сейчас – с кондукторами. Проезд стоил четыре копейки, позже вырос до пяти копеек. Потом сложно стало набрать кондукторов: на заводах зарплата была больше. Кондуктор уже считался «умирающей профессией», вследствие чего были установлены компостеры.
Трамвай
Трамвайная система в Мариуполе открылась 1 мая 1933 года. Тогда была пущена первая одноколейная трамвайная линия «Гавань Шмидта — Улица Франко» (сейчас — проспект Металлургов), позже соединившая город с заводом имени Ильича и портом.
Ходили восемь трамвайных поездов жёлто-красного. В центре линия была двухколейной, а в месте пересечения трамвайного пути с началом ул. Франко располагалось рельсовое кольцо.
Трамвай в Мариуполе ходил по улицам вплоть до оккупации Мариуполя немецко-фашистскими войсками 8 октября 1941 года, затем во время оккупации до середины 1942 года. Немецкая администрация сохранила трамвайное движение для бесперебойного снабжения сохранённых цехов мариупольских заводов рабочими. Однако во всех местах движение стало однопутным, вторые рельсы снимались.
К концу оккупации трамвайное движение было разрушено, а затем восстановлено советскими властями.
В 1945 году существовало 4 маршрута - Гавань Шмидта — Завод имени Ильича, Гавань Шмидта — Правый Берег, Городской сквер — Вокзал, Городской сквер — Порт.
5 октября 1952 года закончилось строительство второй (отдельной) трамвайной системы на Левом берегу. 6 ноября 1964 года по новому многоцелевому путепроводу через железнодорожное полотно и реку Кальмиус пошли трамваи из Центрального в Левобережный район, соединив тем самым обе трамвайные сети города в одну.
Автобус
Первое упоминание об организованном движении автотранспорта датируется 1911 годом.
6 марта 1911 года владелец портовского магазина В.И. Рыбальченко открыл автомобильный маршрут «Город — Порт» с остановками у часовни, у собора и у своего магазина. Первые автобусы начали движение в 1925 году.
7 сентября 1925 года Мариупольский окружной отдел местного хозяйства устанавливает автобусное движение по 4 маршрутам:
1. Город (Базарная площадь) — завод имени Ильича
2. Город — порт Мариуполь
3. Мариуполь — Бердянск
4. Город — отходящие поезда и пароходы.
В 1977 году насчитывалось 29 маршрутов автобуса, а также 19 пригородных маршрутов. Подвижной парк автобусов составлял 407 машин, а также 448 легковых таксомоторов, которые обслуживали 72 стоянки такси.