Работа Общественного совета при органах исполнительной власти в Мариуполе фактически парализована. Глава совета требует проведения учредительного собрания, представители власти говорят — поздно, срок полномочий действующего совета истек, и надо не переизбирать, а создавать заново.
Правовой тупик привел к тому, что общественного контроля за принимаемыми властью решениями фактически нет. Точнее, нет системного контроля. Остались лишь отдельные общественные или политические организации, которые пытаются что-то предпринимать в рамках взятых на себя полномочий. А вот постоянно действующий общественный орган, который мог бы стать реальным рычагом влияния на власть и ретранслятором общественных настроений, не работает.
Председатель Общественного совета Лидия Мугли не скрывает: эффективность Общественного совета была не высока. И дело не в том, что работали плохо. Работали много. Дело в том, что власть всерьез не воспринимает инициативы общественности.
«Мы проводили экспертизы по многим вопросам — они не брались во внимание. Мы пытались инициировать общественные слушания по важным для горожан темам, но в результате все свелось к одной декоммунизации. Петиции власть не принимает в работу. С таким отношением к общественному мнению эффективно работать не просто. Тем не менее, мы работали. Активно участвовали в разработке проекта по МАФам, например. Теперь же власть хочет, чтобы нас не стало вовсе, а вместо Общественного совета создать какой-то свой ручной орган, которым легко манипулировать», - говорит Мугли.
Она стояла у истоков создания первого Общественного совета в Мариуполе в 2015 годом. Делалось это еще при старом мэре, Юрии Хотлубее. Процесс тормозился. Как говорит сама Лидия Мугли, команда мэра пыталась провести в совет своих людей, которые потом блокировали его работу, подавали в суды, саботировали заседания.
Тем не менее, суды принимали решения в пользу Общественного совета, работа ОС продолжалась, пока не уперлась в сроки своих полномочий.
Согласно постановлению Кабинета министров, любой общественный совет избирается сроком на 2 года. Мариупольский был создан в апреле 2015-го.
«По закону, за 60 дней до окончания срока полномочий орган власти, при котором создавался совет, должен инициировать создание инициативной группы, которая должна начать подготовку проведения учредительного собрания, сбор заявлений от желающих вступить в совещательный орган. Однако власть этого не делает. Секретарь городского совета Степан Махсма начинает рассказывать мне, что ему не нравятся люди, которые вошли в состав нынешнего совета. И что наша «громадська рада» неэффективна, и надо бы создать что-то новое, более конструктивное. Но мы прекрасно понимаем, что такое эффективность для действующей власти. Это значит, играть с ними в одну дудку. Нас это не устраивает», - говорит Лидия Мугли.
Сам Степан Махсма с такой трактовкой своей позиции не согласен. У него в руках - заключение юристов горсовета, в котором указывается, что срок полномочий Общественного совета в Мариуполе истек 16 апреля. И поскольку нового собрания проведено не было, значит, его больше не существует.
«Мы не можем общественность обязать, взять и сказать: друзья, вы соберитесь! «Громадська рада» должна была сама собраться и подать документы о создании нового состава. Не исполком должен был сказать: мы собираем раду, друзья, бегите к нам, а сама общественность должна была создать инициативную группу и обратиться к нам с документами», - считает Махсма.
Он не отрицает важности консультаций с общественностью. Но не считает, что формат должен быть именно таким. «Создание общественных советов — рекомендательная, а не обязательная норма», - говорит он.
В планах властей — переформатирование общественного совета в координационный. Что это значит для горожан, пока не известно. Однако вопрос о том, насколько такой орган будет независимым, остается открытым.