Как будет выглядеть Мариупольский район после децентрализации

Третий год мы слышим о децентрализации. Реформа децентрализации власти является одной из ключевых, которые активно поддерживает Европейский Союз. Только в 2017-2018 годах на поддержку реформы децентрализации ЕС выделяет 25 млн. евро. Создаются рабочие группы, проводятся общественные слушания, рисуются карты, делаются презентации, но пока в самом Мариуполе и вокруг него не создана ни одна объединенная территориальная громада (ОТГ).

Сейчас в Украине создано около 600 ОТГ. Есть громады от 3 тыс жителей до нескольких миллионов. В Донецкой области планируют создать 41 ОТГ, пока создано только 9. Почему так трудно продвигается объединение вокруг Мариуполя и чего уже удалось добиться, мы узнали у секретаря Мариупольского горсовета Степана Махсмы.

"Основная сложность состоит в том, что Мариуполь стоит вблизи линии соприкосновения с военными действиями. Между городом и войной пять населенных пунктов - Широкино, Лебедино, Коминтерново, Павлополь и Чермалык. Сейчас они относятся к Волновахскому району, с центром в Волновахе. Чтобы из Павлополя попасть в Волноваху, нужно проехать 90 км. Это очень неудобно, жители сейчас находятся на грани и ждут скорейшего создания ОТГ ",- говорит Степан Махсма.

Для оказания помощи этим населенным пунктам идет поиск вариантов, которые устроят и областную власть, и громады. Рабочая группа по децентрализации в Мариуполе разработала модель, которая устраивает всех.

Выбрали альтернативный вариант – от Мариуполя отделяются административно развитые поселки Сартана и Талаковка и уже 7 сельских советов объединяются в одну ОТГ с центром в Сартане, которая имеет развитую инфраструктуру и может стать во главе. Сартанская ОТГ будет включать 25 тыс населения и 40 тысяч га земли.

Это позволит отделить Мариуполь от линии соприкосновения и сохранить его инвестиционный рейтинг, - подчеркнул Степан Григорьевич. А Мариуполь начнет развиваться в юго-западном направлении.

Необходимо также учитывать и планы государства по проведению административной реформы и укрупнению районов. В Приазовье появится новый Мариупольский район, который будет включать в себя Мариуполь, Никольский и Мангушский районы, часть Новоазовского и Тельмановского районов.

В рамках Мариупольского района будут сформированы Мариупольская, Мангушская, Никольская, Сартанскую и Мирненская ОТГ. При этом Мариупольская ОТГ будет состоять из громад города и 4-х сельсоветов (Старый Крым, Виноградное, Покровское, Бердянское).

Какие проблемы тормозят создание громад?

Жители населенных пунктов Покровского и Бердянского сельсоветов хотят присоединиться к Мариуполю, но местные фермеры против, они не хотят вступать в город.

"Мариуполь готов их взять под свое крыло, жители пишут обращения с просьбой их присоединить. Если Покровское войдет в Мариуполь, то у них появляется городской транспорт, вся городская инфраструктура, социальная инфраструктура",- поясняет Махсма.

У поселков появится право полноценно участвовать в жизни Мариупольской ОТГ и уровень развитие этих территорий будет стремиться к городскому. Поселковые головы при проведении выборов становятся старостами и членами исполкома мариупольского горсовета, отстаивают интересы своих сел.

"Сейчас ни у одного из этих сельских советов нет действующей стратегии развития. Мы им предлагаем пакет предложений по развитию территорий за счет городского бюджета и взаимовыгодные инвестиционные проекты",- говорит секретарь горсовета.

После того, как будет принят закон о присоединении сельских советов к городам областного значения, у них появится дополнительная возможность присоединиться к Мариуполю, а не войти в состав поселковой Мангушской ОТГ.

"Село Покровское поделено пополам, часть домов в Мариуполе, часть в Мангушском районе. Дети ходят в 15 и 33 школы, взрослые работают в порту, жители лечатся в больнице водников, вода и транспорт – городские, ближайшие ВУЗы, спорт и культура – также городские , но налоги платятся в Мангуш. Где логика? Кроме того, есть и градостроительные обоснования. На территории Бердянского и Покровского сельского советов уже сейчас находятся важнейшие городские коммуникации - аэропорт и очистные сооружения. А согласно утвержденного генплана – там также перспективные зоны малоэтажной жилой застройки, территория для транспортного узла на базе аэропорта и кольцевая объездная дорога к порту," - говорит Степан Махсма.

Согласно перспективному плану, Никольское должно стать одним ОТГ. Но власти Кальчика и Зари имеют альтернативные точки зрения. Возможно, эта большая громада разделится на две. В этой ситуации не понятно, что должно быть главным основанием - перспективный план или решение поселковых громад. Губернатор Донецкой области Павел Жебривский ждет, какое решение примут жители.

В Мангушской ОТГ также никак не договорятся. У прибрежных Мелекинского, Ялтинского, Урзуфского сельсоветов есть желание отделиться и сделать свою ОТГ, а остальные будут существовать отдельно с центром в Мангуше.

Возглавлять Мангушскую ОТГ хотят уже сейчас 5 кандидатов. Там уже сложились свои сферы влияния, и местные лидеры не хотят ничего менять.

Существует три этапа административной реформы – добровольный, который стартовал в Украине с 2014 года, добровольно-принудительный, который скоро наступит, и принудительный, который определит границы в соответствии с перспективным планом, по решению кабмина.

"Согласно аналогов европейских реформ децентрализации, существует три этапа административной реформы – добровольный, который стартовал в Украине с 2014 года, добровольно-принудительный, который скоро наступит, и принудительный, который определит границы в соответствии с перспективным планом, по решению кабмина. Как и в Европе, процесс объединения вряд ли будет полностью добровольным ", - говорит Степан Махсма.

В настоящее время процесс реформы тормозит отсутствие соответствующих законов. Поэтому есть противоречия. Казусы не дают идти дальше. Но законодательная база постепенно совершенствуется и процесс двигается.

"Один законопроект позволит присоединить пригородные сельские громады к Мариуполю, другой - создать Сартанскую ОТГ в рамках разных районов. Совместно с Ассоциацией городов Украины мы участвуем в проработке каждого законодательного акта по децентрализации и в Минрегионе, и в Верховной раде",- подытожил Степан Махсма.

В чем же преимущества создания ОТГ?

После того, как все-таки децентрализация свершится, произойдет оптимизация принятия решений, сократится количество депутатов, управленческого аппарата и расходов на него соответственно. Большинство налогов будут оставаться в громаде, а не в районе или области.

Появятся стратегии развития каждой громады и снизятся инвестиционные риски. Громады также получат право распоряжения всей собственностью и землей в пределах ОТГ.

А сейчас, например, земли мариупольского Аэропорта относятся к Мангушскому району, а недвижимость – в собственности Мариуполя и это противоречит здравому смыслу. 

ОТГ, в отличие от нынешнего сельского и поселкового совета , будет иметь реальные полномочия и значительные финансовые ресурсы. Бюджет ОТГ будет в разы больше, чем совокупные бюджеты сельсоветов, которые входят в объединение.

Создание ОТГ - это возможность самим решать какие дороги ремонтировать, которые улицы освещать, где навести порядок, как развивать образование, медицину и культуру. Это также и увеличение полномочий по управлению землей т.к. сегодня землями за пределами населенных пунктов распоряжаются райгосадминистрации и держгеокадастр .

Создавая ОТГ, жители имеют возможность отыскать и подобрать специалистов, которые будут работать в соответствующей громаде. Общество с близкого расстояния будет видеть работу избранного совета, сможет ее контролировать путем проведения общих собраний , общественных слушаний. Поэтому ОТГ - это большой шаг вперед к реальному самоуправлению в стране. Эта уверенность проверена практикой децентрализации и укрупнения громад в Европе.