Станет ли в Мариуполе легче дышать. Анализируем законы

Фото Ирины Горбасевой для Радио Свобода

Мы часто киваем на Европу: там заводы стоят в центре города - и ни пылинки вокруг. В Мариуполе тоже так может быть, когда Украина выполнит взятые на себя обязательства в рамках Соглашении об ассоциации Украина-ЕС. Проблемам экологии в документе отведен отдельный большой раздел. Экологические стандарты, принятые в ЕС, должны работать и в Украине. Почему до сих пор не работают, что именно должно измениться в оценке качества атмосферного воздуха, и когда это произойдет, разбираемся, изучая законы и текст Соглашения.

Как в Европе

В странах Европейского Союза наивысшая ценность - это жизнь и здоровье каждого гражданина. Именно поэтому экологические стандарты - это не второстепенные, а основополагающие требования к любой деятельности.

Хочешь работать в Европе - выполняй правила. Вот почему заводы Рината Ахметова в Италии принципиально отличаются от заводов, находящихся в Мариуполе.

Италия, фото с сайта Метинвеста

Мариуполь, фото  - ММК им. Ильича

В Европейском Союзе любое нарушение экологических нормативов влечет за собой колоссальные штрафы - такие, которые могут разорить нарушителя.

В Украине, согласно Соглашению об Ассоциации, тоже должны ввести и новые нормативы, и новые огромные штрафы, однако пока что ни того, ни другого нет.

Почему?

Потому что металлургическое лобби в парламенте очень сильно. Возьмем один только Мариуполь. Из трех депутатов от Мариуполя - все трое связаны с металлургией. Четвертый депутат - не от Мариуполя, но регулярно оказывающий руководству города различные услуги лоббирования - также тесно связан с металлургическим бизнесом. Достаточно вспомнить, что бывший директор одного из мариупольских метзаводов, Юрий Зинченко, был назначен советником этого депутата.

А в интересах металлургического лобби - никаких новых нормативов не принимать, новых штрафов не назначать. Тем не менее, рано или поздно решать эти вопросы придется

Как сейчас

Самое опасное, что может быть в атмосферном воздухе, это пыль мелких фракций - РМ 10 мкм и РМ 2,5 мкм. Причем чем мельче пыль, тем она опаснее. Пыль фракции 2,5 мкм способна проникать сквозь поры кожи и вызывать необратимые последствия в организме.

Кроме пыли, особо опасными веществами считаются мышьяк, ртуть, кадмий и некоторые другие.

В ЕС разработаны очень жесткие нормативы, сколько этой гадости может находиться в воздухе, чтобы не представлять опасности для человека.

Например,

для PM 10 среднегодовое значение содержания — 40 мкг/м3, 24-часовое граничное значение — 50 мкг/м3 (при этом такой показатель не может наблюдаться больше, чем 35 раз на протяжении календарного года;

для PM 2.5 целевое и граничное значение на первом этапе — среднегодовые 25 мкг/м3; на втором этапе - среднегодовые 20 мкг/м3 .

Для мышьяка среднегодовая предельно допустимая норма — 6 нг/м3;

Для никеля - 20 нг/м3

Для кадмия — 5 нг/м3

Для бензопирена — 1 нг/м3

Эти нормы - очень жесткие. И есть только один способ добиться их выполнения от загрязнителя - мониторинг каждой точки выброса и огромные штрафы.

В настоящее время и с тем, и с другим есть проблемы.

Даже относительно новая лаборатория “Атмосфера”, которую не так давно купили в Мариуполе за бюджетные деньги, не измеряет пыль по фракциям. А если нет измерения, то нет и штрафов. То есть если бы завтра Верховная Рада приняла европейские нормативы, выполнять их в Мариуполе не смогли бы. Такая ситуация очень устраивает загрязнителей. Они-то знают, что европейские нормативы не выполняют.

Согласно мониторингу 0629, среднесуточные показатели загрязнения по пыли обеих фракций достаточно часто превышают норму. Например, 19 августа из 24 часов 8 - показатели по особо опасно пыли РМ 2,5 в районе площади Кирова превышали в 4,5 раза европейскую ПДК, и еще 8 часов - в 2 раза. И только оставшиеся 8 часов в дневное время ПДК по пыли были в норме.

Не верите мониторингу 0629? Давайте посмотрим на результаты стационарных мониторинговых постов, установленных в Мариуполе департаментом экологии Донецкой областной администрации.

На скринах - среднесуточные показатели загрязненности в Левобережном и Кальмиусском районах Мариуполя. Все, что выделено оранжевым - превышение даже нынешних ПДК, не говоря уж о европейских.

Если бы в Украине уже приняли новые нормативы и новые штрафы, огромные суммы были бы доначислены в бюджет города и области за такие вещи. Но дело даже не в бюджете.

Штрафы - это не наказание. Штрафы - это стимул для собственника модернизировать оборудование

Модернизироваться должно быть финансово выгоднее, чем заплатить экоинспекции за то, что она закроет глаза на нарушения, выгоднее, чем заплатить штраф. Только тогда система заработает.

Но пока принятие решения зависит от тех, кто заинтересован в том, чтобы ничего в сфере экологии не менялось.

Тем не менее, этот аморальный, с нашей точки зрения,  “статус кво” продолжаться бесконечно не может. Выполнять Соглашение об Ассоциации Украина должна, поскольку подписала документ. Рано или поздно каждый владелец предприятия-загрязнителя окажется перед выбором: либо модернизировать, либо платить. И не по 2-3 тыс. грн, как сейчас, а миллионы гривен.

Что нужно сделать, и в какие сроки

В части атмосферного воздуха Украина обязалась выполнить четыре директивы, действующие в Европейском Союзе.

“Передбачається, що посилення природоохоронної діяльності матиме позитивні наслідки для громадян і підприємств в Україні та ЄС, зокрема, через покращення системи охорони здоров’я, збереження природних ресурсів, підвищення економічної та природоохоронної ефективності, інтеграції екологічної політики в інші сфери політики держави, а також підвищення рівня виробництва завдяки сучасним технологіям”, - говорится в Соглашении об ассоциации.

Подробный перечень мероприятий содержится Дополнении ХХХ к Соглашению. Мы внимательно изучили документ и предлагаем вам выжимку самого основного, касающегося атмосферного воздуха.

Что должна сделать Украина и когда

1.Разработать и принять законодательство про определение зон агломерации (то есть зональное деление страны, но не по региональному принципу, как сейчас, а по степени экологического загрязнения)

Срок - осень 2017 года

Состояние: не выполнено

2. Определение зон агломерации

Срок - осень 2018 года

Состояние: не выполнено

3. Установление системы информирования общественности

Срок  - осень 2018 года

Состояние: принят закон “Про оцінку влпиву на довкілля”, и это является частью системы информирования общественности. Но задача решена не полностью.

4. Установить верхние и нижние границы предельных значений для основных загрязняющих веществ, определить цель об уменьшении наиболее опасной пыли мелкой фракции РМ 2,5

Срок - осень 2017 года

Состояние: не выполнено

5. Внедрение планов улучшения состояния атмосферного воздуха для зон агломерации

Срок - осень 2019 год

Состояние: не выполнено

6. Принять национальное законодательство по регулированию содержания в воздухе ртути, мышьяка, никеля, кадмия и бензопирена.

Срок - осень 2017 года

Состояние: издан приказ МВД от 28 февраля этого года №154 про утверждение порядка мониторинга мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полицикличных ароматических углеводородов 

7. Установление предельно допустимых концентраций этих опасных веществ

Срок - осень 2017 года

Состояние: ПДК определены тем же приказом

8. Установление зон агломерации в зависимости от загрязнения этими веществами.

Срок - осень 2018 года

Состояние: не выполнено. Есть распоряжение Кабинета Министров от 15 апреля 2015 р. № 371-р “Про 93 схвалення розроблених Міністерством екології та природних ресурсів планів імплементації деяких актів законодавства ЄС”, План імплементації “Директиви 2008/50/ЄС Європейського Парламенту та Ради Європи від 21 травня 2008 р. про якість атмосферного повітря та чистіше повітря для Європи”. Однако дальше этого дело не двинулось. Зоны по-прежнему не определены.

9. Внедрение системы оценки качества атмосферного воздуха и реализации мероприятий по его улучшению

Срок - осень 2019 года

Состояние: не выполнено

10. Ограничение выбросов летучих соединений (разработка законодательства, утверждение пороговых значений, маркировка товаров, содержащих летучие соединения соответствующим образом, а также ограничение их содержания в лакокрасочной продукции)

Срок  - 2019 год

Состояние: не выполнено. В настоящее время разработан технический регламент, есть проект, однако это и все. 

11. Уменьшение содержания серы в жидком топливе.

Срок - до конца 2016 года установка эффективной системы замеров количества серы. До конца 2020 года - запрет на использование тяжелого дизельного топлива, газа и нефти с содержанием серы, превышающей ПДК.

Состояние: не выполнено

12. Внедрение европейских стандартов качества бензина и дизельного топлива, запрет на продажу этилированного бензина.

Срок - осень 2017 год

Состояние: с 1 января вступила в силу норма технического регламента о запрете использования мазута для производства бензина с содержанием серы больше 1%. Однако системы мониторинга исполнения технического регламента нет. Как выполняется норма и выполняется ли вообще - пока не известно.

“Следует отметить, что по состоянию на сегодня Украина сильно выбивается из графика имплементации”, - говорит Лина Плющакова, технический директор Украинского научного института технической экологии.

И особенно сильно бьет по украинцам отсутствие новых санитарных нормативов.

“На сегодняшний день в украинском законодательстве отсутствуют санитарные нормативы качества воздуха. Нормативы СССР ликвидированы, новые не приняты. Европейские нормативы качества воздуха более жёсткие. Европейское законодательство предусматривает постепенное достижение нормативов качества воздуха посредством реализации ряда мероприятий, которые должны снизить негативное воздействие на атмосферу. В Украине, на мой взгляд, существует очень сильное промышленное лобби, которое препятствует реализации соглашения об ассоциации. И единственный способ преодолеть это влияние - штрафные санкции со стороны ЕС в виде непредоставления финансовой помощи Украине”, - считает эксперт.