“Только не надо писать обо мне жалостливую историю про бедную переселенку!” Так начался наш разговор с пряничных дел мастером Татьяной Миняйло. Она приехала в Мариуполь с семьей летом 2014 года, убегая от войны.
Пряничный домик Татьяны Миняйло
Поселили ее вместе с другими переселенцами в бывшем детской лагере в пос. Юрьевка.
“Мы прожили там до осени. Все ждали, что вот-вот вернемся в родной Донецк. Пока не начались холода и сырость, и наше временное пристанище стало непригодным для жилья”, - вспоминает Татьяна.
Вот тогда и пришло осознание, что надо прекращать ждать и начинать обустраивать свою жизнь на новом месте, в Мариуполе.
Не будем сейчас рассказывать о том, что пришлось пережить семье с двумя детьми в чужом городе - без работы, без жилья и без денег. Ведь наша история не о трудной судьбе переселенцев. Наша история о человеке, который сумел с нуля создать свое дело и стать успешным, не имея на старте ничего, кроме золотых рук, светлой головы и огромного желания работать.
Почему пряники
До войны Татьяна Миняйло работала учителем украинского языка. 15 лет стажа, высшая категория. Когда родила своего старшего сына, решила в школу уже не возвращаться. Работа учителя занимает все время, и на своих детей его не остается. Поэтому она стала работать частным образом в группах детей с особыми потребностями, вскоре имела свой маленький, но успешный бизнес в этой сфере.
“У меня была счастливая жизнь. Мы ждали рождения долгожданного второго ребенка. Я продолжала работать. И тут все это...”
В Мариуполе пришлось сменить несколько съемных квартир. Один из местных благотворительных фондов помогал с поиском жилья, с теплыми вещами. Хотелось людей за это отблагодарить, а нечем было. Соседи угостили медом, а на полке в шкафу стоял пакет с мукой.
“Посидела в Интернете, почитала рецепты и решила испечь в подарок медовый пряник. У меня не было ни опыта, ни оборудования, поэтому пряник был прямоугольный, вырезанный ножом под картонный трафарет. Но он понравился. Мы его дарили накануне Пасхи, “вышили” краской и написали Вербна неділя“”, - рассказывает Таня.
После такого подарка в фонде стали периодически просить испечь небольшие пряники для разных благотворительных акций. Фонд давал продукты - Таня пекла и раздавала пряники. Так приходила узнаваемость.
“Моя первая настоящая продажа состоялась в июле 2015 года. Я испекла пряничный домик для новорожденного. А потом включилось сарафанное радио. Работа сама меня нашла”.
Сегодня Татьяна Миняйло выпекает пряники любых самых причудливых размеров и форм. А еще пряничные домики, пряничные шкатулки, логотипы… Роспись - фантастическая. При этом она использует только натуральные ингредиенты. Ее пряники абсолютно безопасны для детей. Их можно съесть сразу, можно засунуть в карман, и с ними ничего не случится.
Секретный ингредиент
Первые пряники у Татьяны Миняйло выходили твердыми из-за меда, который карамелизировался.
“Медовая лава обжигала руки, и я все время ходила с ожогами. У меня примерно полгода ушло на то, чтобы изобрести свой собственный рецепт пряника. Найти те идеальные пропорции ингредиентов, которые позволяют делать не просто вкусный пряник, а долговечный”.
По словам Татьяны, ее пряники гарантированно не черствеют полгода. После этого срока начинает каменеть глазурь, тем не менее, сам пряник остается съедобным.
Рекорд пряника-долгожителя от “Пряник House” - два года.
“Я пекла пряники на свадьбу известному мариупольскому клоуну Вене. Он с невестой заказывали пряники со своими портретами. Пряники получились такие красивые, что молодоженам их было жалко есть. Так они и оставили их и раскрыли только на вторую годовщину свадьбы. Каково же было их удивление, когда пряники оказались вкусными и мягкими!”
Свой секретный ингредиент Татьяна Миняйло не передает никому. Конкуренция среди мариупольских пряникоделов велика. И каждый мастер хранит свои секреты.
Что, где и почем
Пряники Татьяны Миняйло одни из самых дешевых в Мариуполе. “Меня коллеги в городе не любят. Говорят, я им сбиваю цену. Упрекают, что я или демпингую, или использую некачественные продукты. Но это не так. Просто мои коллеги - кондитеры. У них, помимо пряников, есть торты, пирожные, суфле, зефиры и так далее. Они могут предлагать клиентам разные группы товаров и удерживать их таким образом. Я же монопроизводитель. И если кого-то отпугнет моя цена на пряники, мне нечего будет предложить взамен. Вот почему я беру не ценой, а объемами”, - поясняет мастер.
Сегодня стоимость пряников от “Пряник House” - 25-40 грн. А количество заказов - столько, сколько Татьяна в состоянии переработать.
“Вы знаете, я живу в духовке. Тесто для пряников густое, как пластилин. Его можно вымесить только руками. У меня болят суставы, спина, руки. Но несмотря ни на что, мне безумно нравится то, чем я занимаюсь”.
Татьяна не рекламирует себя как-то специально.Поначалу главной рекламой для нее было участие во всевозможных ярмарках, выставках и фестивалях, благотворительных акциях. После каждого такого мероприятия список ее заказчиков расширялся.
Сегодня основным поставщиком клиентов стали социальные сети.
“Любопытно, как делится аудитория в социальных сетях. Я представляю свою продукцию в большинстве из них, даже Вкнтакте, ведь там сложилась моя первая клиентская база, там и сейчас остаются мои заказчики. Так вот, из Вконтакте больше всего заказывают мультяшных героев. Фейсбук дает заказы на патриотическую тематику, все календарные даты оттуда и крупные корпоративные клиенты, а Инстаграмм - романтичные, няшные заказы".
Сейчас Татьяна работает без выходных, практически каждый день.
“Самым страшным для меня был декабрь прошлого года, когда я за месяц испекла 3742 пряника! Я спала по 4 часа в сутки, мои родные могли увидеть меня только на кухне. Я не люблю такие периоды. Я не люблю, когда работа превращается в рутину. Именно поэтому я не мечтаю о своей кондитерской. Ведь кондитерка - это поток, это шаблон. А я люблю индивидуальную работу, пряники с душой.
Ни слова о будущем - только о больших победах
Татьяна Миняйло не любит говорить будущем. Вопреки тем знаниям, которые она получала на тренингах для предпринимателей, она категорически отказывается выстраивать долгосрочную стратегию для своего бизнеса.
“После 2014 года я больше не загадываю наперед. Неблагодарное это дело. Я живу большими достижениями сегодняшнего дня”.
Сейчас у нее две большие победы - заказы для Буковели и Veterano Coffee.
Буковель в список своих клиентов Татьяна заполучила во время отдыха с семьей. Подошла и спросила, а не хотите попробовать пряники? Потом прислала на пробу несколько пряников и получила заказ на полторы тысячи штук.
Встреча с Владимиром Шевченко , владельцем столичной сети Veterano Coffee, произошла во время учебных курсов.
“Я просто подошла и предложила делать прянички с логотипом кофеен для Veterano Coffee. Владимир Шевченко прямо спросил: а почему он должен заказывать их у меня, а не на месте, в Киеве. Я сказала: а вот давайте я пришлю, вы посмотрите, попробуете, а потом решите, стоит ли”.
И вот сегодня мариупольская мастерица снабжает все 15 кофеен киевского Veterano Coffee своими пряниками.
“Я даже не знаю, что для меня бОльшая победа - Буковель или Киев”, - говорит она.
А тем временем вместе с новыми заказами фундамент ее собственного “пряничного дома” в Мариуполе становится все крепче. Успех приходит к тем, кто любит свою работу.