Система электронного государственного управления «Трембита» уже готова. Работу над проектом выполняла эстонская Академия электронного управления и полностью завершила ее еще в сентябре. Однако до сих пор процесс внедрения электронного управления не начался.
Мы побывали в Таллинне, непосредственно в офисе Академии электронного управления, где разузнали, что такое «Трембита», кто ее придумал, зачем, и что мешает ее внедрению в Украине.
Что такое «Трембита»
Система электронного управления государством была впервые разработана и внедрена в Эстонии. И на сегодня полностью или частично эту систему пытаются внедрить в десятках разных стран мира.
Украина решала не отставать. И в 2016 году Государственное агентство по вопросам электронного управления начало совместный проект с эстонской Академией электронного управления EGOV4UKRAIN. Проект является частью программы поддержки децентрализации, финансируемой Европейским Союзом, и должен завершиться до 2020 года. Его цель – максимально улучшить качество государственных услуг в Украине.
Электронная система государственного управления в нашей стране получила название «Трембита» в результате открытого конкурса, который проводился в Фейсбуке.
Как рассказали нам в Академии, остановились именно на этом названии, потому что трембита – национальный украинский музыкальный инструмент, который, собственно, символизирует то, что по сути представляет собой и электронное управление – связь между людьми.
Как электронное управление работает в Эстонии
Если проводить аналогии, то электронное управление в Эстонии – это как дорожное движение. Едет человек по виртуальной улице, а справа и слева от него располагаются какие-то офисы, и в каждом офисе хранится определенная информация. И если человеку нужно какую-то часть этой информации получить, то он заходит в определенное место, где эта информация хранится. Например, нужно узнать о состоянии здоровья, ваш виртуальный автомобильчик заезжает в больницу, а нужно деньги снять – тогда в банк. «Дорожное движение» в этом виртуальном мире строго регулируется правилами и «дорожными знаками», которые позволяют строго контролировать движение информации и не разрешают кому попало заходить туда, куда ему не следует заходить.
Для того, чтобы иметь доступ ко всем государственным услугам и важной информации, каждый эстонец получает собственную ID-карту (на ней только запароленный номер, никакой персональной информации о владельце там нет). Не бесплатно. Он платит около 30 евро в год за ее обслуживание. Однако это деньги не на ветер. Благодаря этой карте гражданин Эстонии может сделать что угодно: например, взять кредит в банке за 3 минуты, оформить социальную помощь, подписать договора, открыть депозит, заплатить за парковку. Елку купить в конце концов.
Представьте ситуацию: вы приезжаете в лес, гуляете, вам понравилась елочка, и вы хотите ее купить себе в дом на Новый год. Вы фотографируете ее, отправляете заявку в соответствующую организацию тут же, с мобильного, получаете электронную квитанцию на оплату, тут же, в лесу, ее оплачиваете, топориком рубите елочку и везете себе домой.
Чудо – скажете вы? Ничуть не бывало. Эстонские реалии.
В Эстонии пациент не берет выписку с анамнезом из больницы, потому что в любой больнице запросят эту информацию сами – по электронной базе.
В Эстонии вас не попросят принести ксерокопию паспорта, чтобы оформить помощь на рождение ребенка. Все необходимые справки запрашивают чиновники сами в соответствующих организациях. Вам просто нужно отправить электронную заявку.
В трехэтажной мэрии Тарту, где мы побывали, нет ни единой бумажки – 100-процентный электронный документооборот. За счет чего штат чиновников сократился до минимального количества, а уровень коррупции на низшем уровне - до нуля.
В эстонском правительстве утверждают, что за счет электронного управления они экономят 2% ВВП страны!
Примерно такую же систему эстонцы разработали и для Украины.
Преимущества украинской «Трембиты»
Основное и самое важное: после запуска системы, между кабинетами чиновников начинают бегать не люди, а ИНФОРМАЦИЯ.
Система имеет высочайшую степень защиты. Информация не хранится в одном месте, а рассредоточена по разным местам. Поэтому взломать и положить систему на лопатки, парализовав всю страну, - невозможно.
Опыт Эстонии тому подтверждение. Ни одна из попыток Российской Федерации взломать и уничтожить эстонское е-управление не удалась. Даже во время самой массовой атаки в 2007 году была повреждена лишь малая часть системы, которая уже через сутки была восстановлена.
На сегодняшний день кибер-подразделения Российской Федерации осуществляют до 7 кибер-атак в день на Эстонию. И безуспешно.
Система полностью децентрализована. Получение данных разными организациями возможно только в соответствии с их полномочиями. Незаконное получение данных невозможно. Все потоки информации контролируются.
Унификация взаимодействия позволяет системе работать безотказно, поскольку в ее работе действуют единые правила и форматы.
Система позволяет эффективно бороться с коррупцией на низшем уровне, потому что в 98% случаях взаимодействие с чиновниками исключается. Вы взаимодействуете не с людьми, а с машинами, которым не нужно давать взятки.
Почему же такая прекрасная система еще не работает у нас?
Как мы уже сказали, Академия электронного управления выполнила свое задание в сентябре. «Трембита» готова. Однако украинская бюрократия тормозит процесс запуска.
Система должна получить разрешение на внедрение. Заявка на получение такого разрешения была подана украинским Агентством по вопросам развития электронного управления. Однако как долго это разрешение будут выдавать, никому не ведомо.
Кроме того, для успешной работы системы нужно, чтобы Украина обеспечила 100-процентную компьютеризацию всех своих «установ».
Ну а украинцы должны получить свои ID-карточки.
Так что быстро в Украине так же, как в Эстонии, не станет. Будет медленно и долго. Главное, чтобы после выборов новое правительство не свернуло все то хорошее, что делает нынешнее. И «Трембита» хоть когда-нибудь да заработала.
Матеріали публікуються в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора(ів).