Города - как люди. С годами стареют, но по-разному. Одни становится только краше, словно выдержанное вино, а другие покрываются уродливыми морщинами обшарпанных, полуразрушенных зданий и угасают.
Старых зданий, бывших промышленных объектов, ставших ненужными в результате технического прогресса, полно повсюду. Однако в Европе, да и не только там, с этими руинами научились “бороться”. Процесс реновации был запущен с десяток лет назад и сегодня можно лицезреть результаты. То, что раньше было местом отчуждения, - сегодня стало центром самых разных активностей.
В Украине в некоторых городах тоже запущен процесс реновации. Мариуполь пока отстает. А зря, у нас есть где развернуться. Руин хватает, причем далеко от центра города отходить не нужно.
Старый ликеро-водочный завод
Он был построен в конце 19 века и использовался как винный склад. Алкоголь здесь стали делать только в 20-х годах прошлого века. Мариупольский ликероводочный завод выдержал испытание развалом СССР, однако в начале 2000-х не выдержал дерибана. Коммунальная земля площадью 1 гектар была буквально разорвана между несколькими владельцами. Оторвав себе кусочек, каждый из них потом этот кусочек “доращивал”. Так появился магазин “Мегатоп”, а потом кафе “Балу”, на месте которого с грубыми нарушениями целевого назначения участка был построен огромный и уродующий облик проспекта банк. О нарушениях при строительстве рассказывал 0629 бывший начальник управления земельных ресурсов Дмитрий Титов. Тем не менее, он ничего не сделал, чтобы восстановить законность.
Споры вокруг ликеро-водочного не заканчиваются и сегодня. Периодически они выливаются в скандалы, подобные тому, что произошел в мае этого года, когда владелец, арендатор и субарендатор не могли разобраться, кто кому чего сдал и кто на что имеет право.
И пока идет вся эта грязная возня, архитектурный памятник 19 века разрушается.
Вот так он выглядел раньше (фото с сайта “Старый Мариуполь”).
Вот так он выглядит сейчас - залепленный безвкусными вывесками, неухоженный и депрессивный.
А вот так он мог бы выглядеть, если бы городские власти набрались смелости вмешаться в этот вопрос.
Это самый знаменитый музыкальный клуб в Европе - Berghain. Он был открыт в заброшенном здании теплоэлектроцентрали. Сегодня это место, куда съезжаются самые крутые музыканты со всего мира. И, конечно, это очень прибыльный бизнес.
А это отель-ночной клуб-торговый центр “Фабрика” в Тбилиси. Был построен на месте заброшенной фабрики. Сейчас - визитная карточка столицы Грузии.
В Таллинне тоже есть свой промышленный объект. И не один. Вот это, к примеру, завод по производству бочек. После восстановления независимости Эстонии он оказался никому не нужен. И теперь это очень модный торговый и бизнес-центр, представляющий собой комплекс из нескольких зданий.
Мариуполь мог бы тоже использовать один гектар земли в центре города. Причем люди, которые сейчас торгуют в безобразной пристройке к зданию, не потеряли бы рабочие места. Их просто переместили бы в реконструированный, стильный и модернизированный центр. Там мог бы разместиться и отель, и ретрокинозал, и ресторан, и центр продажи продукции, произведенной в Мариуполе, и много чего еще.
Проблемы. Главная проблема, с которой столкнулись бы городские власти в этом случае, - это даже не деньги, а арендаторы. Эти люди имеют, скажем так, специфическое влияние в Мариуполе. Тем не менее, при желании и профессиональном юридическом сопровождении вопрос можно было бы решить. Тем более, что земля-то - коммунальная.
Центральный рынок
Он был построен в 60-е годы прошлого века. В начале 90-х рынок полностью находился в руках объединенной преступной группировки Вани Хана. Местный криминальный авторитет Ваня Хан, он же Иван Ханча, контролировал все денежные потоки на Центральном рынке и еще четырех рынках Мариуполя. Формально же коммунальный рынок был отдан в аренду постоянному землепользователю – Мариупольскому городскому потребительскому обществу «Азовкооперация». Когда-то «Азовкооперация» была производственным объединением коммунальной формы собственности. С переходом к рыночной экономике она превратилась в ООО. К сожалению, точных данных о лицах, которые были основателями предприятия до 2004 года, нет. Известно лишь, что основателей было несколько, и среди них уроженец Батуми Зураб Гатамов, который и сегодня является директором рынка.
До начала 90-х рынок имел достаточно цивилизованный вид, однако после стал активно разрастаться за счет коммунальных земель, вплотную примыкающих к рынку и относящихся к трамвайно-троллейбусному управлению. На них и развернулся главный “шанхай”, уродующий центр Мариуполя.
Эти земли рынок взял в аренду у коммунального МТТУ, и не так давно городская власть имела возможность не продлевать эту аренду. Однако, видимо, чего-то испугалась и оставила все как есть. В результате вопрос с упорядочением рынка и приведением его в цивилизованный вид был снова отложен.
Нельзя сказать, что владельцы рынка ничего не делают, чтобы навести порядок на территории своей собственности (реконструкция прилавков, например, ведется). Однако комфорт и эстетика - явно не их приоритеты.
Вот так выглядит центральный фасад, застроенный киосками, загороженный каким-то забором и палатками, грязный и безобразный. А ведь это лицо проспекта Металлургов.
А вот так этот рынок мог бы выглядеть, если бы архитектура и стиль победили жадность.
Это рынок в Таллинне. Обратите внимание на крышу - советское прошлое объединяет. Но форма крыши - это пожалуй и всё, других общих черт не наблюдается. Чистота, красивое мощение, продуманное освещение. Под крышей - летняя площадка кафе. Внутри - цивилизация, холодильные камеры для скоропортящихся продуктов, эстетичные прилавки - для нескоропортящихся.
Почему-то здесь приятно делать покупки, а на нашем рынке - нет.
Мариуполь. Центральный рынок в Мариуполе мог бы стать не хуже таллиннского. И даже лучше. Потому что он больше, соответственно и возможности для использования пространства шире.
Проблемы. Естественно, что в данном случае менять ситуацию может только собственник. Но, возможно, власть сможет найти аргументы, чтобы убедить владельца провести кардинальную реконструкцию объекта.
Что касается торговли за пределами рынка, то здесь правильное решение очевидно для всех. Однако вернуться к этому вопросу депутаты смогут лишь в 2022 году.
Вагонное депо
Настоящим кладбищем стала последняя стоянка старых железнодорожных вагонов в мариупольском вагонном депо. Они ржавеют, дряхлеют, занимают все большие площади и не приносят никакой пользы. А ведь могли бы.
В Таллинне на месте старого вагонного депо устроили ресторанную площадку. Старые вагоны модернизировали. Из них сделали помещения кафешек. Из вагонного оборудования оборудовали мини-концертную площадку под открытым небом. В результате на месте заброшенного и мрачного вагонного отстойника появилось очень популярное место, которое так и называется “ДЕПО”.
Летом здесь по-настоящему шумно. Зимой открытые площадки не работают, но люди все равно приезжают, чтобы выпить кофейку и перекусить в необычной обстановке.
Мариуполь. Заброшенные вагоны принадлежат “Укрзализныце”, однако, думается, договориться о них не составит труда. А еще можно предложить депо сделать летнюю площадку прямо там, где стоят эти вагоны - ведь это возле моря. Могло бы получиться креативное местечко, которое вполне могло бы стать изюминкой Мариуполя.
Матеріали публікуються в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора(ів).