На новогодние праздники городская администрация приготовила ряд сюрпризов. Среди них и обновленная иллюминация в реставрированном Театральном сквере, и праздничные концерты, ярмарка и новый аттракцион «Венецианская карусель».
Казалось бы – хороший повод радоваться. Но есть одно но...
Что покупаем, кто покупает
В ноябре 2018 года экстрим -парк (впервые в истории Мариуполя это делает именно он) проводит закупку услуги на установку и использование «Венецианской карусели» (данные в системе Прозорро здесь)
По простому говоря, город берет в аренду бывшую в употреблении карусель на период новогодних и рождественских праздников.
Стоимость услуги - 1,52 млн. грн.
Победителем стало ООО «Фиш кен флай» с окончательной ценой 1,51 млн.грн. в конкурентном аукционе.
И вроде на первый взгляд, все хорошо. Никаких внешних признаков махинаций, коррупции и прочих сигналов о «распиле» бюджетных средств. Если не вникать в детали.
Деталь первая – сам экстрим-парк. С чего бы это парку Кальмиусского района заниматься организацией новогодних развлечений в Центральном районе? Неужели для того, чтобы труднее было отследить путь денег и исполнителя?
Деталь вторая – условия покупки. Согласно техническому заданию, «Экстрим-парк» изначально покупает услуги карусели 2011 года выпуска, произведенной непременно в странах ЕС. Немногим позже, после замечаний самой системы «Прозорро», период производства изменен на 2011-2018, но место осталось без изменений. А это значит, что любой аналог карусели, произведенный в Украине, США или любой другой стране – вне тендера. Почему? Неужели карусель, произведенная в Соединенных Штатах или, к примеру, в Японии недостаточно хороша для мариупольцев? Какая-то дискриминация на самом деле. А скорее все-таки, что тендер прописали под вполне определенного поставщика. Очень популярная нынче схема.
Суть ее проста: у вас есть конкретная карусель и сговор с заказчиком. Чтобы никто, кроме вас, не только не выиграл, но даже не вышел на тендер, заказчик прописывает технические условия конкретно под вашу карусель. Что мы и имеем.
Деталь третья – конкуренты. После оглашения тендера проводится аукцион. И если тендер проводится на условиях сговора, то лучше, конечно, чтобы участники аукциона были «свои люди».
Что происходит с нашей каруселькой.
На тендер конкурентом «Фиш кен флай» выходит предприниматель Серб П.П., который формально не связан с конкурентом. Серб проигрывает. Все довольны. В том числе и проигравший. Почему? Да потому что предприниматель Серб П.П. согласно данных системы «YouControl» является учредителем ООО «ПМ Груп» с юридическим адресом, полностью совпадающим с победителем аукциона ТОВ «Фиш кен флай». Мы не верим в такие совпадения.
Не меньшее удивление вызывает и суть самой закупленной услуги. Исходя из ее описания в техническом задании, город фактически за деньги налогоплательщиков (то есть нас с вами) позвал владельцев карусели заработать на мариупольцах. С чего мы взяли? Да потому что именно поставщику услуги предлагается эксплуатировать аттракцион и оплачивать работу персонала. Куда пойдут деньги, вырученные с продажи билетов, думается ясно?
Хотя по идее, учитывая, сколько денег мариупольские налогоплательщики уже потратили за аренду карусельки, кататься на ней они должны бесплатно. Или, как минимум, с оплатой билетов в городской бюджет. Но никаких официальных данных об этом в открытом доступе нет.
А теперь самое главное: почему б/ушное лучше нового
Чтобы предвосхитить критику в стиле «хватит критиковать, мы для людей стараемся», мы посмотрели на украинские аналоги такой карусели. И что мы видим? В Украине производитель продает уже готовые аттракционы, немного меньшей вместимости – за 1,3 млн. грн., что на 200 тысяч дешевле, чем аренда старой, семилетней карусели. Но, вместо того, чтобы купить ее раз и навсегда за меньшие деньги, мы за дорого (даже не арендуем, нет!) пускаем в город заработать какую-то столичную фирму. Удивительное рядом!
Вы еще не поняли? Попытаемся пояснить простыми: представьте, что вместо того, чтобы купить себе холодильник, вы за цену холодильника пускаете себе домой на месяц чужого человека, который ко всему еще и продает вам вами же купленную еду.
Просчитать прямые потери бюджета, как и размер благодарности от того, кого город «выручил» с каруселью – сложно. Но факт остается фактом – деньги потрачены глупо. А ниточки «схемы» ведут напрямую к руководству муниципалитета. Потому как коммунальное предприятие «Экстрим-парк» - организация не самостоятельная, а подчиненная.
Остальные выводы делайте сами…
Петр Андрющенко
Анна Романенко