В декабре 2018 года депутаты Мариупольского городского совета приняли решение о ликвидации КСН «Западный». Причиной такого решения стало не желание жителей, не территориальные или коммунальные проблемы, а нечто совершенно другое. Ликвидировать КСН - как оказалось, единственный способ устранить неудобного председателя.
Председатель комитета самоорганизации населения – должность избираемая. Только жители могут решать, кто будет курировать работу комитета, ключевое слово в названии которого – САМООРГАНИЗАЦИЯ.
Но именно об этом слове в Мариуполе как-то забывают. Председатели КСНов давно стали массовкой для любых мероприятий муниципалитета.
Кажется, все привыкли, что КСН – это инструмент влияния на громаду, но не инструмент влияния САМОЙ ГРОМАДЫ.
И вдруг появляется человек, который не хочет играть расписанную шахматную партию и вместо этого переворачивает доску.
Мы решили расспросить председателя комитета «Западный» Максима Лаврухина, что же произошло, чем он так не угодил секретариату городского совета, и что на самом деле лежит в основе беспрецедентного в Мариуполе решения о ликвидации КСН. И вот что он рассказал…
- Все началось с того времени, когда КСНы решили «переподчинить» секретариату городского совета. Раньше мы сотрудничали с районным администрациями, а сейчас городской совет решил «подчинить» КСНы секретариату, но по ЗУ «Об органах самоорганизации населения» КСН не подчиняется никому (кроме жителей КСН) - ни районным администрациям, ни секретариату, так как являются самостоятельным юридическим лицом. Его могут контролировать в части использования выделяемых средств, но только в том случае, если КСН есть распорядителями бюджетных средств. Вмешиваться в деятельность КСН запрещено городским структурам.
Но у нас вмешиваются.
Однажды собирают председателей КСНов Центрального района в центральной администрации. Елизавета Кашина и Ирина Правиленко начинают по очереди вызывать, по одному, каждого председателя. Я захожу. Мне говорят: «Надо менять территорию КСНа, чтобы он совпадал с избирательным округом. Какой округ ты себе берешь?» Я говорю: наш КСН цепляет три округа: депутатов Магеры, Семенихина и Пикулы. Что значит – «брать»? Зачем КСНу «брать» какой-то избирательный округ? Какая связь между выборами и комитетом? И вообще, чтобы менять территорию КСНа, нужно - если по закону - созывать конференцию из представителей жителей. Я не могу принимать такие решения сам. А если жители против? Мне нужно это обсудить с членами комитета.
«Ну давай, поговори», - ответили мне.
Я поговорил. Жители у меня спрашивают: мы не понимаем – зачем менять границы? Какой в этом смысл? Пусть нам дадут больше информации.
25 или 26 мая председателей КСНов снова собирают в администрации. Снова приглашают меня в кабинет и спрашивают: «Ты поговорил с жителями?» Я передал мнение жильцов. И они в ответ решили пояснить мне, зачем нужно менять границы КСНов. Говорят, якобы, что будут депутатам выделять деньги на округа, и КСНы должны будут следить, как депутаты эти деньги тратят.
- То есть как? КСН должен контролировать депутата горсовета?
- Ну да. Я им и сказал, что они бред какой-то несут. Депутатов контролируют избиратели, а не КСНы. Для контроля за депутатами существуют местные выборы. Но меня никто не услышал.
В секретариате всем председателям раздали пустые протоколы конференций - готовые болванки с установленной повесткой дня: изменение границ комитета и положения.
Раздали 26-го мая и говорят: принесите заполненный протокол через 3-4 дня. А я не понимаю, как это сделать. Конференция – по закону - созывается за две недели. Чтобы делегатов собрать, надо провести собрание на домах, выбрать делегатов от каждого дома. Только жители могут решать – ни я, ни Вадик, ни Степа – только жители принимают решение, изменять границы КСНа или не изменять. И в Законе чётко обозначено, в каком случае меняются границы комитета.
Я попытался всё это пояснить. Но в секретариате мои возражения игнорируют. Послушные председатели КСНов начинают молча заполнять и приносить протоколы. А там – у всех одно и то же, как под копирку. Только пиши своё название КСНа, количество делегатов – какое надо. И всё! Дело сделано!
- Вы, я так понимаю, заполнять протокол без проведения конференции жителей отказались?
- Да. На сессии я беру слово и обращаюсь к мэру. Говорю, Вадим Сергеевич, происходит вот такой беспредел. КСНы подгоняют под округ. Один КСН равно один или более округов, чтобы депутат мог командовать в КСНе.
В общем, выношу вопрос в публичную плоскость.
Бойченко мне говорит: приходи на прием, и мы решим эти вопросы.
Я решил не затягивать, и уже 4 июня записываюсь на прием к мэру. Вопрос безотлагательный. Но мне говорят: ждите месяц. Я звоню в приемную – мне отвечают: ждите своей очереди. В августе я снова записываюсь на прием. Меня пытаются перенаправить к заму. Но мне не нужно к заместителям! Ни один зам не поможет мне решить этот вопрос. Так вот, я по сей день – уже восемь месяцев(!) жду, когда меня пригласят на прием к мэру.
- Вы проверяли свою запись? Может быть, произошел какой-то сбой в программе?
- Ну, конечно, проверял. Каждый раз мне отвечали: «Да, вы в списке. Да, вы в очереди».
Но люди, которые после меня записались, попали на прием.
Звоню, пытаюсь узнать свой номер в очереди, а мне в секретариате отвечают, что у них нет номеров. А как же вы тогда определяете очередность? Очень странно.
- И много в Мариуполе КСНов, которые не согласились менять свои границы?
- Около 17 КСНов отказались. Остальные, по всей видимости, собрали членов комитета, вместо делегатов, заполнили «портянку» – и всё, вопрос порешали, территорию КСНа изменили и соответственно изменили положение.
Я же вместо этого собрал расширенное совещание домкомов и председателей ОСМД. Мы обсуждали вопрос изменения границ комитета. Они сказали: менять территорию нецелесообразно, и мы хотим больше информации от муниципалитета, зачем им это нужно.
- Примерно 17 КСНов отказались менять границы, а ликвидировали депутаты только КСН «Западный». Почему?
- Ну, потому что изменение границ – не единственный юридический казус, который я оспариваю. Были у нас с секретариатом горсовета и другие противоречия.
25 апреля 2018 г. на сессии принимают решение за №7/30-2619 о том, чтобы обязать КСНы выдавать людям справки о составе семьи.
Я сразу же выступил против: справка – это административная услуга! Административные услуги могут оказывать только лишь субъекты властных полномочий — ЦНАП, например а КСНы не есть субъектами властных полномочий и соответственно не имеют права оказывать административные услуги. Но меня опять не захотели услышать. Сессия принимает решение обязать КСНы выдавать справки о составе семьи, а председателям ОСМД – рекомендовать (понимают, видимо, что не имеют права приказывать обществам совладельцев дома).
Я начинаю доказывать, что не имеем мы таких полномочий, что нельзя. Посылаю запрос в Минюст, чтобы нам разъяснили, что такое справка, является ли она административной услугой, и можем ли мы оказывать административную услугу. Получаем ответ – нет, КСны не могут оказывать административных услуг, а поскольку выдача справки – это административная услуга ЦНАП, значит, КСН не может выдавать справки. Составлять акты о составе семьи (Ф. 204) или о фактическом проживании, материально-бытовых условиях КСН тоже не может. У нас есть официальный ответ из Минсоцполитики: только инспектор ДСЗН имеет право составлять акты. Они получают за эту работу зарплату. Нашим бюрократам лишь бы заставить человека побегать за всякого рода справками.