«Steelman – профессия будущего» - конкурс с таким названием сейчас проводится в мариупольских школах. Объявил его, конечно, Метинвест. И приз назначил соблазнительный – «15 финалистов конкурса вместе со своими педагогами смогут встретиться для интересного общения с топ-менеджерами металлургических предприятий Мариуполя Группы Метинвест».
Энвер Цкитишвили и Тарас Шевченко в виде главного приза за эссе с размышлениями о профессии металлургов и их вкладе в жизнь города и страны – ну чем не подарок! (В Метинвесте попросили уточнить, что это - не главный приз. Еще они подарят 6 планшетов и поход в кинотеатр).
Зачем это нужно Метинвесту – понятно. Впервые за все время своего существования, мариупольские заводы стали испытывать кадровый голод. Не хватает специалистов. Причем не только на позиции, не требующие высокой квалификации, - инженеров уже не хватает. Престиж профессии падает, и у Метинвеста есть только два способа решить проблему: либо очень резко поднять размер заработной платы, либо усиленно давить на молодые мозги, соблазняя значимостью, силой, мощью и красотой.
Вопрос - зачем такая агитация нужна мариупольской школе?
Точка сидения определяет мировоззрение. Двигаясь по тоннелю, трудно увидеть горизонты. В Мариуполе – по крайней мере, такое создается впечатление – детей сознательно загоняют в тоннель, в конце которого светит только одна «звезда» - доменная печь.
«Будущее за креативным классом», - убеждал нас зам. городского головы Александр Кочурин, курирующий вопросы образования в Мариуполе. И при этом он же допускает Метинвест в школы внушать детям мысль, что будущее – за стилменами.
Результат такого подхода мы видим. Европейские и американские фонды наперебой предлагают грантовые программы по развитию малого и среднего бизнеса для жителей Донецкой области. Безвозвратные деньги! От кандидата требуется только одно: грамотный бизнес-план и желание что-то делать. Но неожиданно оказывается, что получать гранты некому. Единицы отваживаются. А все оттого, что предпринимательская инициатива близка к нулю, как составлять бизнес-план, вести бухгалтерию, работать с персоналом никто не знает.
Зато мы умеем писать эссе на тему, как много делают металлурги для города и страны. Научились писать сочинения во славу депутатов горсовета (из школьного сочинения: «Якщо дім починається з фундаменту, то гарна держава – з депутата. Часу у них займати права не маємо, але у вірші про його добрі справи розповідаємо»).
В британских школах детей тоже учат писать сочинения. Там это один из основных навыков, которые прививаются школьникам. Но только темы сочинений совершенно другие (потому что изначально цели иные). Они пишут письмо маме, представляя, что отправились в далекое путешествие, учатся писать жалобы на сотрудника коммунальной службы, который плохо оказал услугу, сочиняют сказки.
В словацких школах прямо с начальной ступени детей учат готовить проекты-доклады по разным темам. Они изучают жизнь, исследуют ее и выдают на-гора свои первые научные работы.