Четыре урока Боснии для Донбасса. Часть 2. Тревел-стори с Сергеем Коссе

О стране под названием Босния и Герцеговина у нас знают мало. Среди тех, кто знает, одни думают, что это две страны. Другие – что три. В  смысле - «Босния», «И» , «Герцеговина».  Ну а большинство вообще не думает о Боснии и Герцеговине, мало ли захолустных стран на свете. Однако современная ситуация здесь (это все-таки формально одно государство),  настолько показательна и поучительна, что нашим политикам не мешало бы изучить ее поподробнее.  Но обо все по порядку.

Итак, Дейтонские соглашения 1995 года остановили войну в Боснии, которую самозабвенно  вели между собой три ее народа -  бошняки-мусульмане, сербы и хорваты. (Подробнее о ней читайте в 1 части)   

Обязательным и беспрекословным условием Дейтона было также сохранения единства и территориальной целостности страны. 

Но реально, государство состоит из двух практически отдельных частей. И эти части не Босния и Герцеговина, как может показаться из названия. Герцеговина - это просто исторический и географический регион на юге Боснии, когда-то  в Средневековье тут правили какие-то герцоги и с помощью удачного бренд-менеджмента засунули название своего региона в название всей страны. Которое так там и остается до сих пор. 

Герцеговина – это просто географическая область,  политической автономии не имеет, и разделен между двумя частями государства. Две части, которые реально политически настолько автономны, что почти самостоятельны, это - Мусульмано-Хорватская  Федерация (51 % территории, столица Сараево) и Республика Сербская  в Боснии ( 49 %, столица Баня-Лука.). 

 Их устройство сложно и запутанно. У каждой части (они называются – энтитеты) свои собственные  президенты, правительства, парламенты,  полиция, социальная политика, образование и т.д. 

Над этим жирным слоем раздутого до безобразия чиновничьего аппарата, «своего» для каждой из частей, находится еще более раздутый и по большей части малоэффективный «общий» для всего государства аппарат управления. Существует он в большей степени для галочки. А то, что у страны есть общего и единого, при детальном рассмотрении оказывается не так уж и единым, и уж точно мало функциональным. 

Например, в Боснии есть общий Президиум, состоящий из трех президентов (по одному от каждого из трех народов). На деле, они имеют не так много полномочий и просто надувают от важности щеки. 

Президент от мусульман – Шефик Джаферович

Президент от сербов - Милорад Додик

Президент от хорват – Желько Комшич

И это, кроме того, как говорилось выше, что  у каждой части - и у мусульманско-хорватской, и сербской – есть еще свой президент, для «внутреннего», так сказать, пользования. 

Президент Мусульмано-Хорватской Федерации – Маринко Чавара

 Президент Республики Сербской в Боснии-  Желька Цвиянович

Всего президентов - пять!

Есть общая армия. На практике она состоит из трех полков, разделенных по национальному признаку - мусульманскому, хорватскому и сербскому, со своими символами и героями, которые, как правило, для другого народа – исторические злейшие враги. Как эта армия будет сообща обороняться - непонятно, а вот как эти полки смогут воевать между собой -  очень даже можно представить. 

Есть общее правительство и парламент, министерства, но, как и все остальное общее, сформированы они по национальным квотам, и какую-то общую политику проводят с большим трудом, а чаще не проводят вовсе. 

Добавьте еще к этому, что одна из частей Боснии – мусульмано-хорватская, тоже сама по себе федерация  и состоит из 10 самоуправляющихся кантонов (областей), каждая из которых имеет также весь набор – правительства , парламенты, министерства.

А теперь внимание! Есть еще в Боснии с каких то делов самоуправляющийся округ Брчко, который не входит ни в одну из частей-автономий, и находится под прямым международным управлением. 

Впрочем, между разными кусками этой страны, этого федеративного инвалида, нет границ и ходит одна валюта –немецкая конвертируемая марка.

Которой в самой Германии уже лет 20 как нет.  Потому что именно марка была самой нормальной валютой во время войны в Боснии. 

Флаг у страны совершенно «безнациональный», не имеющий отношения к национальным цветам, чтобы никому обидно не было

Итак, что же мы имеем в стране с населением в 3,8 млн. человек.

Два гиперавтономных субъекта Федерации, из которых один - тоже федерация, то есть федерация в федерации. Пять президентов, 13 правительств, 13 парламентов, 136 министерств.  Округ Брчко, который типа сам по себе.

Это не страна - а рай для госслужащих. Каждый третий в Боснии является чиновником, которому нужно платить зарплату из госбюджета. Поэтому каждый босниец, который работает, вынужден отдавать государству 63% заработанного.  На содержание госаппарата уходит почти половина ВВП, и это самая дорогая администрация в Европе. 

Ну а самое интересное, что эта вся армия чиновников, вплоть до хреновой тучи президентов, на самом деле решает чуть более чем ничего.  Поскольку страна находится под международным протекторатом. 

Такое громоздкое устройство было придумано не от хорошей жизни. Тогда, в Дейтоне, в 1995 году, нужно было хотя бы прекратить войну между тремя «братскими народами» и сохранить целостность Боснии и Герцеговины. Поэтому нужно было каждому из трех воюющих народов дать и автономную территорию, и полномочия, и кучу, типа, самоуправленческих ништяков,  и сложную  систему согласований решений, чтобы все они были не в обиде. И все это поделить в равных пропорциях по национальному признаку. Войну прекратили, а система управления так и не заработала. Как в басне про лебедя, рака и щуку. Потому что,  во- первых, как не старайся поровну поделить полномочия все равно кто то будет считать себя обиженным. 

Во-вторых, потому что по большому счету у всех трех народов осталось собственное видение своего будущего и наладить совместное проживание они никак не могут. 

Поэтому функционировать все это громоздкое образование может только под международным протекторатом. Так было и сразу после войны, так продолжается до сих пор. Вот уже 25 лет. 

Этот протекторат состоит из военной и гражданской админитсраций. Сначала мир в стране обеспечивали 60 тысяч миротворцев под эгидой НАТО, теперь они заменены на полицейские силы ЕС , которых гораздо меньше – 600 человек. 

Реальную власть в стране имеет Верховный представитель ЕС. Сейчас этот пост занимает австриец Владислав Инцко

 Он может отменять любое решение всей той кучи местных боснийских президентов-премьеров-правительств-парламентов и прочих. Конечно, они теоретически могут обижаться, но на практике быстро просекли, что ЕС будет их заливать баблом в любом случае, лишь бы не воевали.  А то, что над ними стоит Верховный представитель,  так это даже лучше, если что, всю ответственность на него можно спихнуть. Поэтому, все местные президенты - премьеры – правительства занялись своим любимым делом - пилят немалые деньги, которые выделялись на восстановление Боснии, и спорят между собой, кто кому устроил геноцид в 1990-х, какие праздники главнее и чья история правдивее.

В коррупционных рейтингах БиГ занимает лидирующие позиции в регионе. То же относится и к безработице, которая достигает среди молодежи 60 процентов. Средняя зарплата сейчас составляет около 400 евро - не так уж и много для страны, в которой живут десятки миллиардеров,  приближенных к власти субъектов, обогатившихся на распиле международной помощи и мафиозных делишках с теневой экономикой.  Промышленность практически не работает, а чиновничий аппарат как пылесос вбирает все, что как-то может принести доход. И никакой международный и европейский контроль этому не помеха.

Хотя на первый взгляд, как для одно- или двухдневного туриста, Босния может показаться не такой уж унылой страной.  На месте разрушенных домов в боснийских городах выросли бизнес-центры, банки (с деньгами сомнительного происхождения), торговые центры. Изрешеченные пулями фасады отделаны заново. Кафе забиты посетителями. 

Но в них сидят одни и те же люди. Деньги есть у 10 процентов населения, а у 90 процентов их нет. Здесь нет среднего класса.

Неконфликтны, на первый взгляд, и межнациональные отношения. Преступления на этнической почве здесь очень редки. Однако это не является свидетельством примирения: мусульмане, сербы и хорваты в основном живут изолированно друг от друга, предпочитая работу, учебу, общение и досуг в своей среде.

Реальным объединением страны здесь никто и не занимался. Здесь нет общих жертв и трагедий, нет общего гуманитарного  пространства, общих СМИ, нет совместных спортивных побед и праздников. 

На практике только боснийцы-мусульмане считают нынешнюю Боснию и Герцеговину своей страной. Сербы и хорваты не испытывают к ней особых чувств и все чаще заявляют о ней как о недоразумении. 

Местные политики расколоты по национальному признаку и, как правило, являются  скрытыми шовинистами. У них порой диаметрально противоположные  взгляды на будущее страны – ее устройство и направление реформ. Мусульманские политики добиваются централизации, руководство боснийских сербов стремится сохранить максимальную автономию, либо получить независимость, а местные хорваты также настроены на обособление, считая, что их права нарушены. 

- Хватить федерализировать федерацию!- кричат бошняки –мусульмане. - Федерализируете, федерализируете, никак не выфедерализуете , посмотрите во что страна превратилась!

 -  Та какая это страна!- отвечают боснийские сербы, -  хотим федерализировать федерацию и дальше, аж пока так не федерализируемся, что станем независимыми! 

 - И мы хотим федерализироваться! – вторят хорваты, -  Че это у сербов есть своя автономия, а мы в одной с мусульманами теснимся, хотим дальше федерализироваться, чтоб самим иметь федерацию, которая в свою очередь будет входить в общую федерацию. И вообще чем больше федераций - тем лучше! Надо сделать так, чтоб у каждого человека была своя федерация!

- Вы что, сдурели совсем! – вмешивается Верховный Представитель Валентин Инцко

- Заткнись -  хором отвечают представители трех народов, - лучше дай денег! 

  Итак, хоть в отличие от Боснии, война на Донбассе не является межнациональным и религиозным конфликтом,  из сегодняшних проблем Боснии нам можно вынести такие уроки

 Первый урок

Если произойдет возвращение ОРДЛО в Украину на российских условиях, то мы получим не просто автономию, а такое себе  государство в государстве, почти как в Боснии. Правда, если в Боснии этих государств в государстве хренова туча, и на каждом уровне они приблизительно равны по территории и населению, то у нас этот «огрызок»  Кремля будет иметь такие же права, как и остальная Украина.   Он станет  «Чужим» внутри тела украинской государственности и будет  блокировать любое решение, которое может не понравиться его настоящим родителям - путинской России.  

Если же возвращение произойдет на условиях, в которых учтены интересы Украины - тогда другой разговор.

Второй урок

Правила и действия международного сообщества не всегда эталонны и идеальны. Навязчивая идея федерализировать всех и вся, что якобы  приведет к охренительной демократизации, может произвести на свет такой каличный организм, как Босния. А еврочиновники - не панацея от коррупции и часто сами участвуют в ней. Особенно в третьих странах, где над ними не висит карающий меч правосудия, а местные элиты так настойчиво и любезно предлагают разные малозаконные ништячки. 

Третий урок 

Иногда попытки во что бы то не стало сохранить территориальную целостность превращаются в абсурд. На самом деле эта целостность часто бывает только формальна, эдакая виртуальная фикция. И всем от этого плохо.

И вот  теперь догадливый читатель может сделать вывод,  что я считаю, что не стоило сохранять целостность Боснии. И призываю не повторять их ошибок и  не пытаться вернуть ОРДЛО в Украину. Пусть там живут как хотят! 

А вот и нет. Ни к чему я такому не призываю. Потому что…

Четвертый урок

Почему страны- жертвы агрессии и сепаратизма стремятся сохранить территориальную целостность, даже если эти территории возвращать и нецелесообразно, и даже вредно?  Не только потому,  что это означает проиграть, принять навязанные условия и расписаться в несостоятельности своего суверенитета. А еще потому, что это прецедент, и за сепаратизмом и агрессией  в одном регионе может последовать точно такое же в другом.

Почему международное сообщество также всегда стремиться сохранить территориальную целостность и признанные границы?  Даже, если, казалось бы, легче их изменить. Во-первых, непонятно как изменять, как делить территорию и как при этом удовлетворить все заинтересованные стороны и заставить их договориться между собой. Во-вторых, опять же прецедент, который откроет ящик Пандоры и все границы в мире могут полететь в тар-та- ра-ры.

Поэтому так много в мире «замороженных» конфликтов. Когда формально и по закону это территория вроде бы твоя, а на самом деле она, «самопровозгласила» «независимость», которая никем не признана, кроме внешнего «хозяина»  этой территории, соседней страны, которая на самом деле и управляет этой «самостоятельной» республикой. 

Увы, даже этот вариант достижим только при согласии этого самого «внешнего» хозяина, в нашем случае  - РФ.

В общем, хотя причины и  историю боснийской войны и нельзя сравнивать с нашей, но сейчас, в вопросах территорий,  мы оказались в похожей ловушке. И кое-кому хочется, чтоб мы застряли в ней подольше.