Административная реформа в Украине переходит в свою решающую стадию. Децентрализация параллельно с изменением административных границ городов, сел и районов по задумке должна устранить управленческие перекосы, восстановить справедливость в вопросах финансирования регионов. Для Мариуполя административно-территориальная реформа должна решить еще и самую острую для города проблему – нехватку территорий.
Что же будет происходить с границами Мариуполя и близлежащих поселков? В общих чертах это стало понятно после презентованной правительством концепции изменений.
Вот основное, что важно знать:
1.Границы областей меняться не будут.
2.Все местные громады будут укрупняться, потому что так выгоднее вести финансовые дела и решать проблемы. В Украине процесс создания объединенных территориальных громад (ОТГ) идет уже давно. В Мариуполе он тормозится. Причины поясним чуть ниже.
3.На базе нескольких ОТГ будут создаваться районы (или округа, название еще уточняется). Например, Мариуполь после реформы будет не просто городом, а центром Мариупольского района. Всего на территории Донецкой области будет создано 8 районов: 3 – на контролируемой территории и 5 – на временно неподконтрольной.
4.Все новосозданные районы будут равны в своих правах, а потому такое понятие как областной центр, исчезает. Его не будет! Даже в случае окончания войны и начала реинтеграции Донбасса, Донецк станет таким же центром Донецкого района, как и Мариуполь.
5.Исчезает такое понятие, как земли за населенным пунктом. На сегодня, например, посадки под Мариуполем – «ничьи». Есть дороги, за которые непонятно кто отвечает. Все это после реформы передается в собственность объединенной громады. И она будет нести ответственность за все свое имущество, за исключением дорог общегосударственного значения (они останутся за Укравтодором).
Как будет управляться вся эта укрупненная структура
После завершения реформы, в регионах будут действовать три уровня власти.
1-й уровень – объединенные территориальные громады
Объединенные территориальные громады будут иметь весь спектр полномочий для управления своими территориями. Они будут иметь собственные счета в казначействе и перейдут на прямые отношения с Министерством финансов. То есть с ОТГ можно будет заключать прямые договора.
Управляются ОТГ, как и сейчас, городскими головами и депутатами, избираемыми на выборах. Разница только в том, что поселки, которые ранее входили в города со своими сельсоветами и поселковыми головами, теперь будут избирать старост. Старосты будут представлять интересы поселка в совете ОТГ, но финансовых полномочий, как сейчас, иметь не будут.
Руководство ОТГ фактически не имеет над собой «начальства» в виде главы областной администрации, как это есть сейчас. Оно общается с центром напрямую. Главный начальник для главы ОТГ – законы Украины.
2-й уровень – префекты
Префекты - это представители правительства в регионах. Префект – не начальник для головы. Но он контролер. Фактически, префекты будут выполнять те задачи, которые сейчас возложены на прокуратуру. Префекты будут контролировать законность решений, принимаемых в районах и ОТГ. Деньгами префекты не распоряжаются.
3-й уровень – обладминистрация (регион)
ОДА сильно потеснится после реформы и в полномочиях, и в финансах. За областной администрацией остаётся исключительно управление теми объектами, которые относятся к государственной сфере. Например, госпитальные округа. Ни земли, которой бы ОДА могла распоряжаться, ни дорог, которые бы ОДА должна ремонтировать, больше не будет. Управлять областной (или региональной) администрацией, как и сейчас, будет ставленник президента.
Мариупольская ОТГ: что было, что есть и что будет
Как эта реформа будет наложена на Мариуполь и его окрестности, нам рассказал секретарь городского совета Степан Махсма.
«Первоначально планировалось создать объединенную громаду, присоединив к Мариуполю часть Новоазовского и Тельмановского (сейчас это Бойковский) районов. Но тут возникли две серьезные проблемы, - говорит Степан Махсма. – Во-первых, близость войны фактически закрывала инвестиционную привлекательность Мариуполя. Во-вторых, таким объединением мы не решали главную проблему для города – отсутствие земли для развития. В нынешних условиях город не может развиваться на восток. Мариуполь может развиваться только на запад. Тогда и возникла вторая идея объединения, которая была одобрена и сейчас реализуется».
Идея состоит вот в чем: создать не одну ОТГ, а две: первую – с центром в Сартане, и к ней присоединить Чермалык, Павлополь, Лебединское, Талаковку и Широкино, а вторую – с центром в Мариуполе, к которой присоединить Покровское, Бердянское (Мангушского района), Старый Крым и Виноградное.
«Благодаря такому объединению, Мариуполь получит 20 тысяч гектаров с населением 2000 человек. И мы сможем развиваться на этих землях, строить жилые комплексы, открывать производства. У нас вот турки хотели открыть предприятие по производству лифтов, а нам негде его размещать. В случае создания ОТГ – будет где», - поясняет Махсма.
По его словам, процесс создания Сартанской ОТГ практически завершен. А вот с мариупольской –есть проблемы.
«Процесс создания Мариупольской ОТГ – один из самых сложных в Украине. Из-за так называемых матрешек. Это поселки, которые имеют свои поссоветы, но при этом входят в Мариупольский городской совет. Структура в структуре. Такое есть только в Мариуполе и во Львове. И нужно пройти сложный бюрократический путь, чтобы решить этот вопрос».
Другая закавыка - поселок Виноградное. Его передали в состав Мариуполя временным постановлением в 2015 году, и убрали из перечня самостоятельных населенных пунктов. Но при этом забыли распустить поселковый совет. В результате поселковый совет проголосовал за вхождение в состав Мариупольской ОТГ, а правительство не может внести эти изменения, потому что вносить некуда – нет такой отдельной административной единицы.
Поэтому сейчас идет обратный процесс - воссоздание поселка Виноградного, для того чтобы он потом мог войти в состав Мариуполя уже полноценно.
По поселку Старый Крым нет вопросов. Там все готово.
Покровское, после долгих упорств, согласилось войти в состав Мариуполя.
«Поселковый голова долго сопротивлялся, рассказывал местным жителям, что Мариуполь в Покровском устроит свалку. Пока не пришла в село прокуратура и не вынесла предписание ликвидировать ту свалку, которая в Покровске есть сейчас. И вдруг оказалось, что поселковый совет не в состоянии самостоятельно решить эту проблему. И они пришли в Мариуполь», - рассказывает Степан Григорьевич.
В общем, на сегодняшний день не решен вопрос только с Бердянским.
«Иван Белозерцев, поселковый голова Бердянского, владеет сельскохозяйственной компанией «Титан» и фактически управляет всеми землями сельхозназначения в селе. Естественно, что он всячески сопротивляется вхождению в состав Мариуполя. Он отказывается даже просто выносить этот вопрос на обсуждение сессии поселкового совета. Хотя сторонников объединения с Мариуполем в Бердянском много. Мы говорим с людьми напрямую, поясняем выгоды такого объединения. План создания Мариупольской ОТГ утвержден в Киеве. И добровольный этап создания подходит к концу. После чего начнется принудительное объединение», - поясняет секретарь Мариупольского горсовета.
«Большой Мариуполь»
Согласно плану административно-территориального деления, Мариуполь станет центром района (округа), куда войдут нынешний Никольский, Мангушский, Бойковский районы и город Мариуполь. Число ОТГ в этих районах еще уточняется. Возможно, Мирненская ОТГ войдет в состав Волновахского округа, она просто к ней ближе.
«Такое объединение очень выгодно для Мариуполя. Я убежден, что пройдет лет 15-20, и все эти громады войдут в состав «Большого Мариуполя». Это неминуемый процесс развития», - считает Степан Махсма.
Но он подчеркивает и выгоды такого объединения для сел.
1.Они получают транспортное сообщение, которого сейчас нет
2.Больницы, школы, детские сады
3.Рабочие места
Сейчас с громадами, которые уже согласились войти в состав Мариуполя, идут переговоры, результатом которых станет заключение договоров, по которым Мариуполь возьмет на себя конкретные инфраструктурные обязательства по каждому населенному пункту, вошедшему в состав мариупольской ОТГ.
Риски
Однако помимо плюсов административной реформы, есть и серьезные угрозы. И связаны они с президентско-правительственной вертикалью власти.
Как поясняют эксперты «Зеркала недели», в условиях, когда ВР и Президент представляют одну политическую силу, проблем не возникнет. Но вот если в будущем они будут от разных партий, в регионах префекты и главы ОДА могут вступать в конфликты друг с другом и мешать реализации решений, принимаемых громадами.
Кроме того, не понятен полностью механизм контроля префекта над ОТГ.
«А что, если личность городского головы не будет удовлетворять Президента или правительство? В таком случае префект сможет вставлять палки в колеса и блокировать решения, принимаемые в ОТГ. Риски такие есть, и мы о них говорим на совещаниях по вопросу административной реформы», - поясняет Махсма.
Будут ли эти замечания учтены – мы узнаем совсем скоро. До финиша реформы осталось всего несколько месяцев. В правительстве планируют запустить новые механизмы уже в феврале следующего года.
Анна Романенко