Мост как градообразующее предприятие. Босния. Мостар. Тревел-стори с Сергеем Коссе. Часть 4, - ФОТО

Обычный турист или путешественник вряд ли целенаправленно поедет на отдых в Боснию и Герцеговину (БиГ).  Моря там почти нет, только небольшой кусочек побережья, о котором никому не рассказывают, потому что и рассказывать-то нечего. Страна малоизвестная, а если и известная, то войной в 1990-е годы.  Да и вообще, зачем туда ехать, скажет обыватель. Если хочется балканской экзотики -  вот рядом раскрученные пляжные Черногория и Хорватия.  

Ну и зря. БиГ, конечно же, проблемная страна с точки зрения политического будущего, но сейчас безопасная и очень живописная. А какое дело нам до их политики, правда, ведь?  Да и дешевле здесь, чем в соседней Черногории и Хорватии. И без моря тут любознательному есть чем заняться. Ну теоретически. А пока Босния совсем не избалована туристом, и если заезжают сюда, то в качестве однодневного тура из соседней Черногории. Это самый распространенный маршрут и согласно нему вы увидите юго-восточную часть Боснии и Герцеговины, тот географический регион, который как раз и называется Герцеговина и в котором расположены как частичка автономной Республики Сербской в Боснии, так и частичка Мусульмано-хорватской Федерации.

Неформальной столицей герцеговинского края считается Мостар, который входит в состав одной из автономий Боснии - Мусульмано-хорватской Федерации. Все остальное здесь не так важно. Даже столица- Сараево - интересна, конечно, для любителей балканских фишек, но не так уж, чтобы очень, для всех остальных. А вот Мостар – это да, это изюминка БиГ, привлекательная для всех. Город, который вобрал в себя все, чем богата и известна эта страна,  и хорошее и плохое.  

Мостар - это такая Босния в миниатюре. Издавна здесь проживали вместе три основных народа этой  страны: бошняки-мусульмане, хорваты-католики и сербы- православные. Во времена турецкого владычества здесь, ясное дело, рулили бошняки-мусульмане, которым Османская империя (так называлась раньше Турция) благоволила  и создавала неплохую инфраструктуру. Впрочем, пользовались ею и горожане других вероисповеданий. Именно турецкий архитектор Хайрудин по приказу самого султана Сулеймана Великолепного построил тут знаменитый мост через реку Неретву. И было это аж в 1566 году. Мост стал выдающимся творением архитектуры - и недаром город получил название в честь него. 

 О строительстве моста существует множество легенд. Когда Сулейман Великолепный задумал построить мост в далекой Боснии, он захотел, чтобы мост этот похож был на небесный свод и был без всяких опор. Ну, раз захотел, то надо сделать, стали искать архитектора, но все отказывались.

Та ну на фиг, – говорили архитекторы, -  как я этот мост построю, он же упадет. Ишь захотел, самодур, в виде небесного свода, совсем с ума спрыгнул на старости лет.  

А Сулейман не унимался. 

- Товарищи архитекторы, пожалуйста, ну постройте мост, как можете, постройте, не получится, так не получится, я вам тогда голову отрублю. 

И вот тогда главный архитектор Стамбула, знаменитый Мирам Синан почесал свою седую бороду и говорит:

- Ну, есть у меня один толковый ученик, Хайрудин, он, кстати, из тех мест. Пусть это будет для него как дипломная работа что ли. И если не справится, то и не жалко его. 

Хайрудин имел несколько иной взгляд по поводу «не жалко», но не успел  им поделиться, поскольку тут же получил мастерок и корпоративную робу и отправлен был в Боснию. По  методическим рекомендациям тех лет, чтобы сооружение было устойчивым, надо было при строительстве в него кого-нибудь замуровать. По одной версии, Хайрудин любезно пригласил замуроваться в мост каких-то жениха и невесту, которые искали здесь замочки любви. По другой версии, в мост была замурована жена Хайрудина по рекомендации коуча психологического тренинга «Предотвратим семейное насилие». По третьей версии, никого в мост не замуровывали, поэтому  эта версия считается самой неинтересной. 

 Хайрудин после окончания строительства убежал, потому что боялся, что мост разрушится. А может, просто у султана сказали, что он сбежал, чтоб деньги  не платить за работу.  

Типа, визирь султанский спрашивает: 

- А где этот Хайрудин, мы же хотим ему денег заплатить… 

  А Хайрудин кричит:

-  Вот я, вот! - и руку тянет

 А визирь как будто не слышит и не видит его: «Эх, нет его, не откликается. Сбежал, наверное, жалко, а мы ему деньги хотели заплатить. Ну ладно».

Как бы то ни было, но мост получился отменный. Классическая османская архитектура, с ее орнаментами, тонкостью работы, с культом света и воды. Эта арка в 28 метров длинной была построена в 20 метрах высоты над рекой и соединила две соседние скалы. Она стала одним из самых узнаваемых символов Боснии.

Простоял мост 5 веков, соединяя две части Мостара. В одной части жили мусульмане, в другой - хорваты католики. Жили мирно до 1993 года, когда здесь, как и во всей Боснии, начался безумный взаимный самовыпил югославских народов, о причинах которого, мы уже писали

Сначала, мусульмане и хорваты быстренько выгнали из города сербов, которых было меньше, а потом стали фигачить  друг друга. Мост стал линией фронта. С одной стороны, бомбили хорваты, с другой – бошняки.  Бошняки – мусульмане пытались защитить мост как могли. Они покрыли его старыми покрышками, а сверху сделали каркас, накрытый всем, что попадалось под руку. Несли даже ковры для этого покрытия. Однако хорваты подорвали мост, чтобы полностью отрезать христианскую часть города от мусульманской. 

Война закончилась в 1995 году. Постепенно налаживалась мирная жизнь. Огромные вливания со стороны ЕС и международных фондов все же не полностью оседали в карманах боснийских чиновников. Город восстановили и вернули былую туристическую привлекательность. 

И, конечно же, восстановили знаменитый мост. А вернее фактически построили  заново в 2004 году, спустя десятилетие после того, как он был разрушен.  ЮНЕСКО внесла самый большой вклад в возрождение этого архитектурного памятника. Стоимость проекта - $15 миллионов.  И сейчас мост –чуть ли не градообразующее предприятие. Чтобы взойти на него порой нужно выстоять небольшую очередь, так много туристов здесь.

Туристы любуются местными видами, которые открываются с моста, а также наблюдают за местным аттракционом - прыжками в воду. Этой традиции и виду заработка уже  450 лет. Сейчас такса с  прыгуна  - 30 евро за прыжок.  Прыжки с 25-метровой высоты дело опасное. К тому же речка ледяная, даже летом температура в ней не выше 14 градусов.

Сейчас Мостар - очень приятный, располагающий город с восточным колоритом. 

 С одной стороны, этот город очень притягателен для глаз. 

 В старой, полностью восстановленной его части  расположено огромное количество ресторанов, национальных трактиров и сувенирных магазинчиков 

Этакий типичный туристический центр Европы с налётом мусульманской культуры! 

По вечерам и ранним утром здесь можно услышать пение муэдзинов, а в полдень - колокольный звон церквей и костёлов.

Но стоит выйти за пределы отреставрированной части города, Мостар выглядит уже совсем иначе. Множество разрушенных и так и не восстановленных зданий, стены домов со следами от пуль очень живо свидетельствуют, что война здесь закончилась совсем недавно и эта война была безумно кровопролитной, а город ещё не оправился от этого потрясения.

 Чуть спрятаны от туристических маршрутов и кладбища. Беспристрастная хронология могильных плит неизменно обозначает одни и те же даты окончания жизненного пути многих мостарцев - 1992 ,1993, 1994. Как раз разгар той войны.

Вряд ли полностью затянулись раны войны  в памяти горожан. Сейчас и мусульмане, и хорваты снова живут мирно. Но по-прежнему в разных частях города. И чувство взаимного недоверия и неприятия нет-нет, да и проявится. 

Мусульмане отреставрировали Караджозбегову мечеть середины 16 века.

 Хорватов задело, что мечеть теперь самое высокое сооружение города, и они построили в своей части города высоченный католический костел. 

 Теперь пускают на смотровую площадку костела туристов  за деньги.

Весьма нестандартный способ немного отвлечь горожан от меряния культовыми сооружениями придумали власти Мостара. Они установили в городе памятник …Брюсу Ли, который  связан с городом чуть меньше чем никак.  

 Памятник установили в парке Зреньевац, который был полностью разрушен во время той кровопролитой бойни. Восстановили парк лишь в 2004 году. Предполагалось, что Брюс Ли станет символом борьбы против несправедливости и межэтнической розни.  К тому же мэр города резонно рассудил, что местные мостарские исторические знаменитости, если увековечивать их в памятниках были бы однозначно либо католиками либо мусульманами, что нервировало бы противоположную сторону. С другой стороны,  эти местные знаменитости не будут привлекать туристов, потому что никому кроме мостарцев неизвестны. Другое дело, Брюс Ли, его все знают. К тому же - китаец. А китайских туристов по всему миру просто завались. И, действительно памятник – одна из новых туристических достопримечательностей и в первый же день у него спилили позолоченные нунчаки. 

Пусть так, но горожане надеются, что война здесь никогда не повторится. И вообще, ходишь по городу, всматриваешься в дружелюбные лица людей разных национальностей и не веришь, что еще недавно они, либо их отцы безжалостно убивали друг друга. 

P.S. В супермаркете я решил купить знаменитого боснийского кофе. Ну, знаменитым оно считается только в Боснии, но ладно. Но у меня уже не хватало  пяти или шести марок -  местной экзотической валюты, это  где-то 3-4 евро по курсу. Кассирша отдала мне кофе и без них. Хорошая женщина, а мусульманка она или хорватка, какая разница.

Читайте первые части историй про Боснию:

Дубровник - город, который не сдался «ДНР». Тревел-стори с Сергеем Коссе, - ФОТО

Четыре урока Боснии для Донбасса. Часть 2. Тревел-стори с Сергеем Коссе

Город героя Требинье. Тревел-стори с Сергеем Коссе. Босния, часть 3