Вот уже два года, как Новая украинская школа пытается втиснуться в старые, еще советские школьные стены. Еще труднее НУШ укладывается в головы консервативных родителей, не понимающих смысла перемен.
Но не везде процесс обновления украинской школы идет с такими трудностями. Нам удалось побывать в школе, которую придумали и реализовали не учителя, не государство, а сами родители. Несколько состоятельных людей во Львове собрались и решили: «Нас не устраивает то образование, которое получают наши дети. Мы хотим, чтобы школа была совсем другой. Давайте скинемся деньгами и создадим для наших детей такую школу, о которой мечтаем».
Люди, которые настолько авантюрны, что не побоялись столь сложного проекта, – это представители одной из известных во Львове корпораций «Холдинг эмоций Fest»
Кто не знает, это им принадлежат самые популярные шоу-рестораны Львова «Реберня», «Гасова лампа», театр пива «Правда», «Кавови копальні» и многие другие. Однако Фесты уже давно вышли за рамки исключительно ресторанного бизнеса. Они реализуют проекты, направленные на будущее. Они пытаются создать вокруг себя удобное, европейское пространство для жизни. Вот почему проект создания новой украинской школы стал для них одним из самых важных и приоритетных.
В общем, арендовали они у Министерства обороны пустующее здание во Львове, вложили в его модернизацию 7 млн грн. Так родилась частная львовская «Школа вільних та небайдужих», в которой нам довелось побывать.
Кто здесь учится
Школа открылась всего два года назад, одновременно с НУШ, и набрала поначалу только первые, вторые и третьи классы. В следующем году она дорастет уже до средней школы.
Здесь могут учиться все, кто в состоянии платить за обучение (стоимость высока – 7800 грн в месяц, но при этом школа так популярна, что не вмещает всех желающих; сюда стоит очередь из ожидающих, пока освободится какое-то место).
В Школу свободных и неравнодушных поступают не с 6-ти, а с 5,5 лет – в нулевой класc. Нулевочка - это такая же школа, только у деток всего по 2 урока в день по 20 минут, а потом игра и отдых. В нулевой школе дети учатся читать, и это дает большой задел для первого класса.
«Этот задел позволяет нам идти с нашими детками с опережением школьной программы», - поясняет академический директор школы Ольга Гись. (Академический директор занимается только организацией учебного процесса. Для всех менеджерских задач в школе есть оперативный директор – Олесь Пограничный, жители Донецкой области имели возможность с ним познакомиться, поскольку он работал некоторое время советником губернатора Павла Жебривского).
Условия обучения
Классные кабинеты в этой школе организованы по тем же требованиям, что и в новой украинской школе. Но есть одно серьезное отличие – площадь.
При наполняемости классов в 20 человек, площадь кабинета составляет 57 квадратных метров. Вот где есть место и парты двигать, и играть, и шкафы расставлять, и верхнюю одежду вешать. К сожалению, советские школы к НУШ совершенно не приспособлены.
Чем школа отличается от других?
«Очень трудно было сформулировать какие-то основные принципы, по которым должна создаваться и развиваться современная украинская школа, - говорят представители учредителей. - Проще было сказать, чего мы не хотим видеть в новой школе.
Холл в школе очень креативный
Мы не хотели, чтобы детей принуждали к зазубриванию и тупому заучиванию по принципу: учи, потому что надо.
Мы не хотели, чтобы дети, выходя из стен школы, были абсолютно неприспособленными к жизни.
Мы не хотели, чтобы уроки превращались в формальность.
Так мы медленно, но уверенно приходили к мысли, что мы хотим готовить наших детей не к ВНО, а к ЖИЗНИ», - поясняют в Fest.
Это не значит, что ВНО не надо сдавать. Надо! И дети должны справляться с обязательной школьной программой лучше и легче, чем все другие, чтобы конкурировать. Например, школа гарантирует, что к концу 4 класса каждый ребенок будет знать английский язык на уровне А2 (свободно чувствовать себя в англоязычной среде). Но кроме этого, дети должны уметь справляться с жизненными трудностями. Они должны уметь мыслить, анализировать, критически относиться к действительности.
Они должны уметь оплатить коммунальные счета, провести банковские операции, приготовить еду. Дети должны уметь плавать, кататься на велосипеде, оказывать первую помощь, рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, если есть такое желание.
Вот почему в Школе свободных и неравнодушных, помимо основных уроков школьной программы, в перечне обязательных предметов вот какие:
- плавание (к концу 4 класса дети владеют двумя стилями плавания, а еще они могут задерживать дыхание под водой, проводить какие-то простейшие технические операции, они не растеряются, если их в одежде столкнут, скажем, с пирса в море, потому что они проходят такую специальную подготовку в своем бассейне – их сбрасывают в воду прямо в пуховиках. Стоит ли говорить, с каким удовольствием дети ходят на плавание);
- шахматы (эта игра развивает стратегическое мышление, пожалуй, единственный вид деятельности, который помогает научиться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед – незаменимое качество в жизни, и в бизнесе особенно);
- велосипед;
- кулинария с 4 класса;
- уроки счастья (в советской школе советского человека никогда не учили быть счастливым, в результате несколько поколений людей видели цель своей жизни только лишь в долге и страдании во имя счастья будущих поколений. Это надо исправлять, считают в Fest. Человек рождается для счастья. И, оказывается, этому тоже нужно учиться. Подобные уроки счастья являются обязательными, например, в финских школах, а финны признаны самой счастливой нацией в мире );
- театр (это вид искусства, который, пожалуй, наиболее позволяет раскрываться талантам детей).
Кроме необычных уроков, есть в этой школе и несколько обязательных правил. Например, прогулки при любой погоде (дождь, снег, лютый мороз – надели подходящую одежду, и на прогулку).
А так выглядят индивидуальные ящики для обуви в общем холле.
Свобода
«Мы растим свободных людей. И поэтому дети в нашей школе имеют максимальную свободу самовыражения», - говорит Ольга Гись.
Но при этом подчеркивает: свобода не ограничена ничем, кроме школьных правил.
«Дети должны понимать, что живут в правовом государстве. И их свобода не должна выходить за рамки законов своей страны».
Неравнодушие
Уметь откликаться на чужие проблемы, на чужую боль – это наиважнейшее качество человека. Поэтому в школе постоянно проводят благотворительные ярмарки, концерты, фестивали.
Такие ярмарки проводят и в мариупольских школах. Знаете, в чем отличия? Там дети видят конечный результат своей помощи. Например, собрали 60 тысяч грн на покупку оборудования для перинатального центра. А спустя время приходит в школу директор центра и показывает видео крошечной малышки весом в полкилограмма, которую спасли с помощью этого оборудования.
«Вы не представляете, как эмоционально сильно это действует на детей! – говорит директор школы. – Одна девочка так прониклась, что на следующий день принесла еще тысячу гривен со словами: «Я хочу помочь этим деткам!»
Режим работы
Школа работает с 8.15 до 19.00. И в конце дня малыши прячутся под столы, потому что не хотят, чтобы их забирали родители, настолько им хорошо в школе.
«Если бы сейчас мы ввели полный пансион, уверена, половина детей оставалась бы у нас и ночевать. Но у нас просто нет возможности сейчас это организовать», – говорит Гись.
В школе детей кормят три раза.
Здесь же с ними и делают уроки. Здесь же после этого они занимаются в тех секциях, в которых хочет ребенок.
Родители просто приходят, забирают свое счастливое чадо домой и отдыхают вечером.
Финансовая грамотность
Это отдельная история, которая заслуживает того, чтобы ее внедрить во всех школах, а не только частных.
Здесь придумали, как мотивировать детей учить то, что они учить не хотят.
Ну, например, как убедить ребенка, что знания про твердые и мягкие согласные очень важны для него?
А с помощью денег.
В Школе свободных и неравнодушных ввели денежную единицу – фесты.
Кроме того, каждый класс имеет собственную денежную единицу (классы в этой школе имеют названия, а не номера – например, «мандривники,», хмародери и так далее). За овладение каким-то конкретным навыком (чтение, распознание звонких и глухих согласных, сложение, вычитание и так далее) ребенок получает деньги класса – мандрики, хмарки, лучики…
Никакой учительской в школе нет, а есть банк и банкиры.
В конце каждого месяца банк объявляет курс обмена валют в школе. Например, в декабре за один фест во львовской школе давали 8 мандриков или 9 хмарок.
Далее учитель (банкир) каждому ученику выписывает настоящий кассовый ордер, в котором указывает сумму для обмена. Ученик с кассовым ордером идет в банк, там ему выдают чек о получении. Он расписывается. Всё по-настоящему. Получает деньги (фесты) в конверте, а потом кладет их в персональную банковскую ячейку.
В конце года школа проводит ярмарку, на которой продает эксклюзивные вещи, разработанные и изготовленные эксклюзивно по заказу школы. Линейки, пеналы, футболки, термосы… Но не обычные, а фирменные. Такие невозможно купить в магазине. И богатый папа не сможет прийти и отлистать деньжищ. Есть только один способ приобрести модную вещь – заработать своим трудом, своими знаниями.
Если на желанную покупку денег не хватает, банк может выдать кредит. Но отдавать его нужно будет не деньгами, а знаниями. Ребенку нужно будет выполнить очень трудное задание. Например, одной американке, которая учится в этой школе, для возврата кредита дали задание написать 4 сочинения на украинском языке. Для нее это было самое трудное, что можно представить.
«Мы специально сделали это для того, чтобы дети понимали, что кредиты – тяжелая вещь, и возвращать их всегда нелегко, а потому лучше обходиться без них», - поясняет директор.
Проверка знаний
В младшей школе здесь, как и в НУШ, оценки детям не ставят. Но знания контролируют постоянно.
Два раза в год проводят серьезные тестовые испытания, результаты которых анализируются и подаются педагогам и родителям. Тесты разрабатывают методисты школы.
«Мы считаем, что класс учится успешно, если средний процент выполнения тестовых заданий – 65%. Но у нас некоторые классы показывают результат в 90%! Если вдруг класс по какому-то предмету сдает тест ниже 60%, мы анализируем работу учителя. Если весь класс имеет высокие результаты, а какой-то один ребенок – низкие, мы работаем с родителями ребенка. Если родители согласны на индивидуальную работу с их ребенком, чтобы подтянуть знания – мы занимаемся. Если не согласны и считают, что у них и так все прекрасно – мы расстаемся. Если родители не хотят сотрудничать, работа учителя будет напрасной. Зачем тратить время и усилия в таком случае, когда у нас стоит очередь из желающих заниматься в школе», - поясняет директор.
Коридоры и кабинеты в школе оформлены не только креативно, но и познавательно
Расстаются здесь и с драчунами, асоциальными детьми.
«Понимаете, умение работать в команде, коммуницировать с другими людьми - один из важных жизненных навыков. Все можно в ребенке откорректировать, испоравить, научить, если его родители это понимают и работают над исправлением. Тогда мы подключаем своих психологов и все вместе трудимся на результат. Если же, например, мальчик издевается над детьми, мы вызываем родителей, а они говорят: мой ребенок уникальный, воспитывайте, это ваши проблемы – тогда мы тоже расстаемся».
"Я вообще считаю, - говорит Ольга Гись, - что создание инклюзивных классов в общеобразовательных школах и включение в них детей с психическими, психологическими проблемами - это совершенно неправильно. Нужно иметь специальную подготовку, чтобы работать с такими детьми. У школьного учителя такой подготовки нет. В результате страдают все, а результата - нет.
В нашей школе, если есть понимание проблемы со стороны родителей, мы вводим в класс к проблемному ребенку ассистента. Допустим, у ребенка нервный срыв. В таком случае ассистент выводит малыша, работает с ним. А учебный процесс в классе продолжается. Никто не испытывает дискомфорт. К сожалению, в общеобразовательных школах учителя такой возможности лишены. Их бросили один на один с проблемными детьми, и в результате часто ни этот проблемный ребенок не успевает, ни класс. Учебный процесс сорван. Учитель в стрессе и увольняется. Это ненормальная ситуация.
Команда и опыт
В планах у корпорации "Фест" открыть 100 подобных школ по всей Украине. Но пока педагогический коллектив нарабатывает методики, пишет пособия.
Например, методика преподавания математики уже есть. Ее автор – директор школы Ольга Гись.
В "Фесте" считают большой удачей, что смогли заманить ее в свою школу.
Дело в том, что Ольга Гись – человек уникальный. Она педагог, детский психолог, кандидат математических наук, автор программы продуктивного мышления учеников младших классов, автор учебников по математике.
Много лет Ольга жила в США, а еще изучала педагогический опыт Великобритании, Швеции, Финляндии. Ей было комфортно за рубежом. Почему вернулась в Украину?
«Понимаете, я ничего не могла дать той стране. Я только потребляла тот комфорт, который создавался многими поколениями американцев. Материя развивается, потребляя, а дух – отдавая. Я хочу отдавать. Я хочу быть полезной. И я буду оставаться в Украине, пока есть эта школа, пока чувствую, что нужна здесь», - говорит Ольга Гись.
Она не скрывает, что сформировать команду профессиональных педагогов достаточно сложно. Многие учителя боятся идти в частную школу, потому что «а вдруг закроется?», «а вдруг дети избалованы?»
Но в Школе свободных и неравнодушных очень теплая атмосфера. Более высокие зарплаты при намного меньшей нагрузке на учителя. И абсолютная свобода для творческой реализации учителя.
«Мы охотимся за хорошими учителями. Если видим, что где-то есть педагог, которому тесно в рамках стандартной школы, так сразу его забираем к себе».
Ольга Гись верит, что ее работа закладывает фундамент будущего успеха Украины. И единственно, что ее огорчает – отсутствие поддержки государства. Например, школа очень хотела бы получить льготу на аренду помещения (здание арендуют у Министерства обороны). Сейчас школа платить 500 тысяч грн в месяц арендной платы! Если бы не такая высокая цена, стоимость обучения для родителей могла бы быть намного-намного ниже.
И еще Ольга Гись надеется, что инициативу львовских предпринимателей подхватят представители бизнеса и в других городах страны. Ну нельзя же до бесконечности вкладывать деньги в особняки, автомобили и шубы. Может быть, пришло время потратиться немного и на самое ценное , что есть у нас – наших детей?
Анна Романенко