Сколько Мариуполь может заработать на туристах, и что будет с "Азовсталью" через 10 лет

Еще каких-то пять лет назад каждому, кто осмеливался сказать вслух о закрытии или переносе «Азовстали» подальше в степь, в ответ прилетало жестко и категорично: негодяй, который хочет оставить тысячи людей без средств к существованию, а город – без бюджета, мол, никогда туризм не будет приносить столько же денег, сколько металлургия.

И вот сейчас городской голова Мариуполя, встречаясь с журналистами, показывает расчеты (очень приблизительные, конечно), из которых становится ясно, что маленький кусочек береговой линии, пляж Песчаный, может приносить доходов столько, сколько весь город зарабатывает за год.

Откуда взялись эти цифры, и что заставило мэра говорить о необходимости резкого разворота экономики? Рассказываем в деталях.

Что хочет сделать муниципалитет с прибрежной зоной в Мариуполе

Мариуполь располагает тремя городскими пляжами: Левобережный, Центральный и Песчаный.

Со всеми ними – беда. Они неблагоустроенные. Канализации нет, нормальных туалетов – нет, лежаков, душевых, современных раздевалок, дополнительного сервиса – нет. На городском пляже из-за близости железной дороги песок черный. Доступ к пляжам (дорожки, лестницы, спуски) в плохом состоянии.

Впрочем, все это можно было бы и не описывать. Каждый из нас знает, каково это – добираться до наших пляжей и отдыхать там.

Муниципалитет решил, что глобальная реконструкция этих территорий способна изменить  не только  облик Мариуполя, но и перезапустить на 100% экономику города.

Левобережная набережная

Это самая простая история, решение по которой не требует никаких специальных условий. Проект есть, деньги есть, только брать и реализовывать.

Реконструкция левобержной набережной, включая спуск к морю – это совместный проект областной администрации и мариупольского муниципалитета.

«Мы планировали начать реализацию проекта с амбициозной цели - построить на берегу канализационный коллектор, чтобы там появились наконец нормальные туалеты.    На строительство коллектора область выделила 63 млн грн. Но тот подрядчик, который зашел, когда начал копать траншею, столкнулся с грунтовыми водами и оказался к этому не готов. Хотя, наверное, логично было предположить, что если вы копаете рядом с морем, то там будут грунтовые воды. В результате область сейчас занимается заменой подрядчика. И я надеюсь, в ближайшее время они решат этот вопрос, чтобы мы могли приступить к реализации такого проекта, как набережная», - пояснил городской голова Вадим Бойченко. 

Песчаный пляж

Готового проекта по Песчанке пока нет. Как сказал Вадим Бойченко, есть только рабочая документация.

Проект разрабатывает известный украинский архитектор, уроженец Мариуполя Виктор Зотов. 

Предполагается, что сама территория пляжа будет очищена от сервисной инфраструктуры, которая будет перенесена на склоны. 

В конце пляжа, там, где начинается природный парк Меотида, по задумке, должен появиться музей.

Транспортная проблема должна решаться с помощью фуникулера. Планируется на вершине возвышенности оборудовать мощную транспортную развязку с парковками, а людей спускать оттуда к морю по канатной дороге. 

«Пока есть только рабочая документация. Проект появится в этом году, и в следующем мы сможем заходить с ним на Прозорро», - уверен Вадим Бойченко.

То есть с этим проектом тоже есть определенная ясность.

Проекты реконструкции Левобережного пляжа и Песчанки Вадим Бойченко презентовал в декабре прошлого года президенту Украины Владимиру Зеленскому и получил поддержку.

Центральный пляж

Это самый сложный участок реконструкции. Решения по нему пока нет.

«Центральный пляж требует очень сложного решения. Там очень узкая полоска песка, наличие железной дороги вдоль всего пляжа – все это очень усложняет дело. В мире уже есть решения подобных набережных. Вот сейчас профильный зам Сергей Захаров находится в командировке, изучает экспертизы, смотрит, как это реализовано на западе. Но пока мы ищем решения, работаем с французами, там есть профильный университет  - без профильной экспертизы мы ничего не будем делать. Потому что, не дай Бог, мы что-то сделаем, а потом вдруг окажется бетон не той марки, его вода размоет или еще что-то. Кто будет нести ответственность? Конечно, я. Все, что хорошо или плохо в городе, – это я. Поэтому я очень серьезно отношусь к этому проекту, и очень переживаю. Потому что - мне так кажется - это проект, который на 360%  перезагрузит город Мариуполь», - пояснил ситуацию с реконструкцией центральной набережной городской голова. 

Он уверен, что реализовав  проект центральной набережной с широкой береговой линией, мы получим другой Мариуполь, с другой экономикой. 

Аквапарк и Диснейленд

Эти два проекта были включены в план реализации по результатам голосования, проведенного среди жителей во время празднования Дня города. 

Вадим Бойченко подчеркнул, что при принятии очень многих своих решений он опирается на социологию, которую регулярно проводит мэрия.

Во время голосования в сентябре наибольшее количество голосов мариупольцев получили именно эти три проекта: набережная, аквапарк и Диснейленд.

Диснейленд планируют открыть на территории парка Гурова. Над проектом работают итальянцы. По словам мэра, сейчас они пишут сказку. «Там должна быть история заложена», - говорит Вадим Бойченко.

Аквапарк расположится в Приморском районе. Место под аквапарк должно быть выделено на ближайшей сессии. Проект, говорит мэр, почти готов. 

То есть в этом году город должен получить от исполнителей три завершенных проекта – аквапарк, Диснейленд и Песчаный пляж.

А вот что касается реализации этих проектов, здесь пока ясности нет. Дело в том, что это крайне дорогостоящие проекты. И городу нужен инвестор. Или несколько инвесторов.

«Мы можем самостоятельно зайти в эти проекты, но это было бы неправильно. Я бы хотел  частно-государственное партнерство»,  - поясняет городской голова.

По его словам, город готов создать выгодные условия для инвестора по распределению прибыли. Поиск финансовых партнеров продолжается.

Прибыль от туризма. Математика от Вадима Бойченко

Сколько же можно заработать на реконструированных пляжах, если удастся заманить в город туристов?

«Простая математика, чтобы вы понимали. Я люблю цифры. И всегда считаю, без цифр не принимаю ни одного решения».

Вадим Бойченко подчеркивает, что цифры, которые он озвучивает, получены от экспертов. Они очень усреднены, конечно, но, тем не менее, дают представление о том, насколько прибыльным может быть туризм,  если в это вкладывать средства.

Итак, по словам мэра,  полоска песка вдоль моря на Песчанке, если ее реконструировать, может принимать до 20 тысяч отдыхающих ежедневно. Ожидается, что половина из них – будут приезжими из других городов. Эти приезжие люди – так показывает практика и статистика – будут тратить в среднем 2 тысячи гривен в день, примерно 100 долларов.

Если умножить эти 100 долларов на 10 тысяч туристов и на 90 дней (количество дней в летнем сезоне), то получится, что отдыхающие на побережье могут оставить за сезон в Мариуполе до 100 миллионов долларов!

Это столько, сколько имеет Мариуполь собственных доходов в годовом бюджете!

И это только просчеты по Песчанке. Представляете, сколько мог бы получать город, если бы привести в порядок всё побережье!

«Это некий объем денег, который будет запускать нам новую экономику. Из этих 100 долларов (2000 грн) 1000 грн они потратят на жилье, 500 - на еду, 500 -  на развлечения. То есть, иными словами, 50% от 100 миллионов -  на жилье, 25%  - на еду и 25% - на развлечения. Эти деньги запустят новую экономику Мариуполя, запустят малый и средний бизнес. Будут появляться новые кафе и рестораны, желательно сетевые, потому что они формируют новую культуру обслуживания, новые гостиницы. Это, конечно, приблизительные цифры. Но если этот маленький кусочек пляжа будет успешным, если этот кейс под названием Песчанка будет успешным в тех цифрах плюс минус,  тогда мы будем уже строить центральную набережную, опираясь на эти цифры. А она в 5 раз длиннее Песчанки. То есть мы можем представить, что даст такая современная трансформированная набережная с точки зрения экономики. Это новый толчок для рынка труда. И мы перезагрузим Мариуполь», - резюмировал мэр.

Мнение эксперта

Насколько реалистичны проекты, прогнозы, расчеты мариупольского муниципалитета? Мы обратились к эксперту, экономисту и политическому консультанту Владимиру Ланде с просьбой оценить грандиозные планы команды Вадима Бойченко.

«Желание мэра Мариуполя создать единую концепцию развития города можно только поприветствовать. Единый вектор развития — это то, чего сегодня не хватает многим украинским городам. Однако общественность пока увидела лишь красивые слайды инфраструктурных объектов, а не экономические расчёты. При этом планы привлечения в Мариуполь туристов из других крупных городов выглядят чересчур оптимистичными с учётом близости к городу военных действий, не говоря уже об уровнях загрязнения воды и воздуха в городской черте.

Скорее всего, всплеск интереса городского руководства к современным урбанистическим решениям и его стремление к неформальному общению с журналистами вызван намеченными на октябрь местными выборами, до которых все озвученные идеи, конечно же, реализовать не удастся. Впрочем, горожане всё же могут рассчитывать на внедрение в жизнь небольшого количества наименее ресурсоёмких проектов уже до дня выборов в качестве подтверждения серьёзности якобы грядущего строительного бума. Важно, чтобы такими проектами стали те, которые сразу же начнут приносить пользу именно горожанам, а не будут рассчитаны на гипотетических туристов.

Ключом к восстановлению туристического потенциала Мариуполя являются снижение военной угрозы со стороны России и повышение экологических стандартов на крупнейших промышленных предприятиях. Это станет хорошей предпосылкой для дальнейших необходимых шагов — повышения транспортной доступности и стандартов обслуживания. А уж после этого можно всерьёз обсуждать и крупные проекты вроде строительства крупного аквапарка — благо, природный и климатический потенциал города этому только способствуют».

Прогноз 0629 на будущее Мариуполя у моря

Отношение городского истеблишмента к проблеме Азовского моря, его ревитализации, развитию туризма и переносу «Азовстали» меняется на глазах.

Еще 10 лет назад за провокационную фразу «А давайте закроем «Азовсталь»  могли побить. 5 лет назад идея полного закрытия «Азовстали» трансформировалась в предложение о переносе завода на площадку ММК им. Ильича. И эта идея тоже вызывала резко негативную реакцию.

Два года назад идея переноса завода в степь уже не воспринималась как бредовая. Но ее комментировали так: «Да, было бы неплохо, но технически это невозможно». Так говорят и сейчас.

А теперь прогноз. Еще через 5 лет, в году 2025-м, на заводе будут говорить: «Да, действительно, перенести «Азовсталь» возможно. Но это очень и очень дорого. Собственник не согласится на такие расходы».

А еще через 5 лет, в 2030-м, собственник заводов Ахметов или его партнер Новинский скажут: ок, мы согласны на перенос завода, только земля под заводом останется за нами, и именно мы будем зарабатывать на туристах, когда вы превратите море – в рай.

Это обязательно случится, когда Ахметов и его партнер Новинский поймут, что зарабатывать на туристах намного легче и приятнее, чем на металле. Ни тебе социальных обязательств, ни тебе несчастных случаев с регрессами, ни тебе митингующих и вечно недовольных мариупольцев, ни тебе кризиса на рынке металлургии. Море, солнце, сервис – деньги. Красота!

Конечно, это только предположение. Но что-то подсказывает нам, что будет именно так. По крайней мере, это очень реалистичный сценарий развития ситуации.

Анна Романенко

Подписывайте на новый Телеграм-канал нашего сайта - Мариуполь 0629. (Старый не работает больше). Здесь только самые интересные тексты, фотографии, опросы. Следите за нами, чтобы быть в курсе - https://t.me/lovecity0629

Підготовка цього матеріалу стала можливою завдяки щирій підтримці американського народу, наданій через Агентство США з міжнародного розвитку (USAID). Менторська програма з журналістики рішень реалізується ГО «Інтерньюз-Україна» в рамках проєкту USAID «Демократичне врядування у Східній Україні», який фінансується Агентством США з міжнародного розвитку (USAID). Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора