Как минимум, до начала апреля ограничения, связанные с введением карантина, ставят на паузу бизнес. Первыми под удар в Мариуполе попали пассажирские перевозки. Введение жестких ограничений на проезд (не более 10 пассажиров) и огромные штрафы (17 тысяч гривен) за нарушение вынуждают перевозчиков отказываться от работы на маршрутах.
Снижение количества частного общественного транспорта отмечает на ежедневных брифингах комиссии по эпидситуации в Мариуполе.
“Сегодня муниципальный транспорт вышел согласно графику - 147 единиц. Маршруты частных перевозчиков обслуживает 87 единиц транспорта, это на 50% меньше до карантинного периода”, - сообщил 23 марта заместитель городского головы Сергей Захаров.
По данным горсовета, пассажиропоток в Мариуполе снизился примерно на 60%. Чтобы разгрузить внутреннюю логистику и при этом соблюдать так называемое “правило 10 пассажиров”, город с прошлой недели дополнительно выводит на маршруты новый муниципальный транспорт. На сегодняшний день на линию вышло дополнительно 10 автобусов и 11 троллейбусов.
Частные же перевозчики заявляют, что им приходится работать себе в убыток, выполняя карантинные требования.
Сложившаяся ситуация с транспортом ставит в неловкое положение городскую власть. Она стоит перед сложным выбором: либо отменять ограничение, либо доплачивать перевозчикам из городского бюджета, тем самым компенсируя нерентабельность перевозок. Либо ничего не делать, но погрузить город в транспортный коллапс.
На прошлой неделе состоялась встреча заместителя мэра Сергея Захарова, директора департамента транспорта и связи Василия Клата с частными перевозчиками.
“Мы понимаем, что ваши финансовые возможности заканчиваются. В итоге мы придем к тому, что вы скажете: “Не могу”, - отметил Захаров на этой встрече.- Мы бы хотели вам помочь финансово, но это будет незаконно”.
По словам Александра Захарова, этот вопрос обсуждался с городским головой. Единственный вариант в сложившейся ситуации - возможность предоставить частным перевозчикам безвозмездно топливо. Соответствующее решение должно быть принято на ближайшем заседании исполнительного комитета. Пока дизельное топливо и газ компенсируют из расчета до 3 апреля, то есть до конца карантина. Как сложится с топливом, если карантин продлят, пока неизвестно.
Остается открытым и вопрос перевозки пассажиров льготных категорий. “С 1 января 2020 года дотации за проезд льготников нам не платят. А сейчас во время карантина бывают ситуации, когда в салон заходит 8 - 10 пенсионеров, и водитель вынужден их бесплатно везти”, - отметил один из перевозчиков.
Чтобы максимально разгрузить транспорт, в Мариуполе решили прибегнуть к непопулярной мере - ввести платный проезд для пассажиров льготных категорий в “часы пик”. А сами перевозчики уже неофициально заявляют, что на время карантина отказываются бесплатно возить таких пассажиров.
“Я плачу все налоги, за свой счет приобрел защитные маски, дезинфицирующие средства, регулярно обрабатываю салоны своих маршруток. Никто мне не компенсировал эти расходы. Но я за равные права с ТТУ и считаю, что сейчас, в условиях карантина, мы также имеем право на дотации, - сказал 0629 частный перевозчик. - Сейчас нас заставляют работать в убыток. Помимо расходов на топливо, мне нужно оплачивать запчасти и зарплату сотрудникам, и даже тем, которые вынуждены сидеть на карантине. А ведь у нас тоже есть семьи, которые нужно содержать”.
По его мнению, сложилась однобокая ситуация, когда нет ограничений на покупателей в супермаркетах, заводские автобусы набиваются под завязку, а маршрутчиков штрафуют на огромные суммы.
“Мы не хотим останавливаться. Мы готовы оказывать помощь, и даже возить бесплатно, если это необходимо. Но мы также нуждаемся в помощи и хотим вести работу на равных условиях”, - заявил частный перевозчик и отметил, что скорее всего на период карантина вынужден будет приостановить работу, а дальше - как получится.
Как в других странах поддерживают бизнес
В качестве первого шага США приняла закон, который предоставляет оплачиваемый отпуск, доступ к бесплатному тестированию и другие преимущества для детей и семей. 17 марта, городской совет Вашингтона, округ Колумбия, провел голосование по закону о чрезвычайном положении, чтобы гарантировать, что все работники, которых затронул коронавирус – либо из-за карантина, либо из-за сокращения рабочих часов, – получат страхование по безработице. Подобные инициативы началась и в Калифорнии.
Город Сиэтл объявил, что он позволит предприятиям, имеющим на это право, отложить налоги на предпринимательскую деятельность и занятость, расширить свой стабилизационный фонд для малого бизнеса и предоставить техническую помощь владельцам бизнеса, которые обращаются за помощью в Администрацию малого бизнеса США.
Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио выдвинул план предоставления беспроцентных займов на сумму до 75 000 долларов предприятиям с численностью персонала менее 100 человек, в которых продажи сократились минимум на 25%. Для предприятий малого бизнеса, в которых занято менее пяти человек, город предоставит гранты, покрывающие 40% расходов на заработную плату в течение двух месяцев.
Франция временно вводит для бизнеса отсрочку платежей за коммунальные услуги и аренду помещений, сообщает Reuters со ссылкой на телевизионное обращение президента Эмманюэля Макрона. Это одна из мер, которые президент вводит для борьбы с коронавирусом. Отсрочкой платежей за воду, газ, электричество и аренду смогут воспользоваться отдельные малые предприятия.
В Австралии малому бизнесу, подвергшемуся воздействию коронавируса, разрешается отсрочить уплату налогов на оплату труда до июля. Для них предусмотрена разовая дотация в размере $ 17 500.
С апреля 2020 года власти Бахрейна будут оплачивать счета за электричество и воду физическим и юридическим лицам в течение 3 месяцев.
В Украине поставщиков коммунальных услуг обязали не начислять пеню за долги, а также прекращать предоставлять им услуги.В случае самоизоляции во время карантина гражданину компенсируют 50% заработка.Также, временно отменены штрафы и проверки бизнеса. 17 марта, Верховная Рада Украины одобрила проект закона о поддержке налогоплательщиков на период карантина, введенного из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Законопроект предусматривает освобождение с 1 марта по 30 апреля 2020 года бизнеса от ЕСВ, а также штрафов и пени.
А в Мариуполе пока частные перевозчики, чтобы не работать себе в убыток, вынужденно уходят на “самоизоляцию”. Уже сейчас сократилось число частных автобусов на маршрутах №№ 118, 156, 114, 101, 105, 211, 104 и 110 и не известно, хватит ли у города ресурсов, чтобы их компенсировать коммунальным транспортом. .