Бизнес и карантин. Кто сумел заработать на доставке товаров в Мариуполе

В крупных городах службы доставки и он-лайн сервисы буквально взлетели в период карантина. Компании с отлаженной системой приема он-лайн заказов нарастили обороты и думают о дальнейшей своей экспансии.

К примеру, доставка «Glovo» заявила, что с начала карантина число заказов у них возросло на треть, а сумма чека – на 25%. И сегодня они разрабатывают программу расширения сети. Не исключено, что в скорости войдут и в Мариуполь, сообщили 0629 в компании.

Не менее успешным стал карантин и для сервиса доставки «Raketa». Сейчас в компании готовятся войти в 20 новых городов Украины. Будет ли в этом списке Мариуполь, пока не говорят, сохраняя интригу.

Однако для мариупольских компаний карантин не стал площадкой для взлета. Возможно, потому, что и карантин в Мариуполе, в отличие от Киева или Днепра, был намного более расслабленным, не строгим.

«В первую неделю карантина число заказов возросло где-то на уровне 10%, - рассказал основатель проекта доставки еды «Миксфуд» Александр Дьяков. – Большого скачка не было. Сейчас количество заказов фактически вернулось к докарантинному периоду».

Аналогичная ситуация и с доставкой суши. 

«Мы не нарастили количество заказов. Оно осталось на докарантинном уровне, - рассказал 0629 владелец суши-бара «Вассаби» Мушег Хачатрян. – Что у нас увеличилось, так это количество доставок и он-лайн рассчетов. Это и понятно – все наши клиенты перешли на заказы он-лайн. Мы перевели большую часть расчетов с клиентами в безналичную форму. Внедрили систему бесконтактной доставки. Мы действительно поработали над вопросами безопасности в период карантина».

А вот «Veterano Pizza» в период карантина сорвала джекпот. Эта компания с первых дней реализовывала концепцию работы исключительно на доставку. Поэтому для них не было трудностей перехода в режим он-лайн – они в этом режиме работали сразу. Возможно поэтому им удалось быстро нарастить объем заказов.

По словам владельца «Veterano Pizza» Алексея Качко, рост покупательского спроса они заметили  на пятый день карантина  - число заказов резко подскочило почти в 2 раза, потом спрос стал падать.

«В среднем мы увеличили количество доставок на 20% по сравнению с периодом до карантина. Возможно, можно было бы и больше. Но мы сейчас работаем в пределах своих технических возможностей», - пояснил Алексей Качко.

Однако это не значит, что возросла прибыльность этого бизнеса, поясняет он. Скорее наоборот – она сократилась.

«Из-за того, что очень увеличились расходы, мы стали зарабатывать меньше. Во-первых, мы в 2 раза увеличили число курьеров и поваров. Кроме того, большие расходы потянула за собой закупка дезинфицирующих средств и масок. Наш персонал меняет маски каждые три часа. А вы знаете, какая стоимость масок была на рынке в начале карантина. Все это привело к тому, что прибыль не увеличилась, а сократилась», поясняют в «Veterano Pizza».

Но труднее все-таки пришлось не им, а тем компаниям, которые ранее никогда не занимались доставкой и решили переходить в он-лайн только с введением карантина.

«Маленькие компании – маленькие проблемы, большие компании – большие. Торговая сети «Натали» - большая компания. И каждый день простоя тянет за собой огромные убытки, - говорит владелец сети магазинов канцтоваров и книг  «Натали» Герман Прилипко. – Мы оказались не готовы к таким жестким карантинным мерам. Естественно, начали искать возможность перехода в он-лайн. Но разработка сайта требует времени. Мы только–только смогли запустить его и устранить все ошибки в разработке. Сейчас процесс он-лайн заказов уже отлажен – можно заходить на сайт и пользоваться. Но мы потеряли ценное время. Кроме того, нам очень трудно конкурировать с такими монстрами, как, например, «Rozetka». Мы торгуем канцтоварами, а не продуктами. И люди давно уже привыкли, что если им нужно купить книги или бумагу для принтера, или еще что-то, они идут на крупные платформы, которые давно знают. Нам еще повезло, что в Мариуполе хорошо знают «Натали» и заказывают понемногу. С других городов заказов практически нет. И в результате объемы продаж в он-лайне у нас – минимальные. Ну это просто мизер, который не покрывает ничего. И если учесть, что для нас никто не отменял аренду, коммуналку, мы не уволили ни одного человека, можете представить, какие расходы мы несем. 

Это хорошо, что есть кредиторы, которые согласны нас кредитовать. Мы сейчас фактически существуем в долг. 

Чтобы открыться после карантина – только чтобы открыться и начать работу! – нужно около 50 тысяч грн на каждый магазин. А их в сети 10. Вот и считайте. И те 5-10 тысяч гривен, которые мы имеем с он-лайн продаж – это ни о чем. Поэтому мы с нетерпением ждем, когда нам разрешат работать. И думаю, мы еще полгода после этого будем работать на то, чтобы отдавать долги».

Были трудности при организации он-лайн заказов и доставки и у торговой сети «Зеркальный». 

 «Зеркальному» было проще в том смысле, что в отличие от «Натали», он не прекращал работать ни на минуту. Но технически переход в он-лайн все-таки занял время.

«Над услугой доставки продуктов мы работали с 2019 года. Но карантин внёс свои корректировки, и мы запустили заказы в телефонном режиме. Теперь запускаем мобильное приложение для заказов (сборка заказов в магазине или доставка на дом)», - поясняет владелец сети Виталий Ковынев. 

Пока что он не комментирует, насколько востребованной оказалась новая услуга.

«Что касается количества заказов, то надо время, чтобы привить культуру он-лайн заказа продуктов. Я думаю, в этом есть потенциал», - резюмирует Виталий Ковынев.