Министерство инфраструктуры планирует разместить ГП «Администрация морских портов» не в Одессе, как это предполагалось ранее, а в Мариуполе. Как стало известно 0629 из собственных источников, об этом говорили в ходе круглого стола «Украина морская держава или страна у моря?», который проходил в ныне действующей морской столице - Одессе.На собрании-дискуссии специалисты Украины и России, депутаты Верховной Рады и Госдумы, экологи сообща искали пути развития Украинского флота. Большое внимание уделялось - уже даже не возрождению, - а сбережению Черноморской и Азовской флотилии, которая бы работала под национальным флагом. "Каждый доллар, который вложен в развитие судоходства, по геометрической прогрессии приносит 4 доллара инвестиций в иные отрасли народного хозяйства, - начал обсуждение народный депутат Украины Сергей Гриневецкий. – Сегодня в мире увеличивается спрос на морепродукты и рыбу. И по прогнозам в ближайшее время увеличится еще на 1,5 % в год. К тому же во всем мире в шельфах моря и океана добывают много полезных ископаемых. Украина же почти полностью утратила свой не только научный, но уже и торговый флот".
Мариуполь может стать второй морской столицей Украины?
В настоящее время в мире до 80% всех грузов транспортируют по морю. И наличие национального флота всегда было и остается важным внешнеэкономическим фактором независимости страны. В Украине же существующие частные судоходные компании работают под каким-либо чужим, но «выгодным» флагом. И исправить ситуацию, по мнению специалистов, очень сложно – высокая капиталоемкость морского транспорта, слабости банковской системы и, как следствие - невозможность долгосрочного кредитования.
Поэтому политики сейчас ломают голову над созданием выгодных условий для национальных предприятий, которые бы хотели бы вложить в приобретение судов или постройку собственных с обязательной последующей регистрацией под украинским национальным флагом. Перевалка же грузов в украинских портах будет способствовать развитию и этих предприятий.
И вот тут-то и было озвучено решение, пока еще не окончательное, но о том, что государственное предприятие «Администрация морских портов», возможно, переедет из Одессы в Мариуполь. "Такой проект обговаривается. Сейчас просчитываются все «за» и «против»", - пояснила депутат ВРУ Светлана Фабрикант, отказавшись называть свои источники.
Она, а так же ряд нескольких экспертов, настаивают на том, что возрождение былой славы и величия Черноморского морского пароходства невозможно. Потому нужно искать альтернативные пути реанимации украинской флотилии в целом.
Украинские же судовладельцы готовы спорить с этим утверждением, настаивая на том, что Украине в первую очередь стоит пересмотреть свое отношение к развитию флота: "Наша компания с декабря 2012 года по январь 2013-го за одно и то же судно с одинаковым грузом заплатила портовые сборы в румынском Костанце чуть более 23 тыс. долларов, а в украинском Ильичевске - свыше 38 тыс. долларов", - рассказал генеральный директор частной судоходной компании Игорь Санченко.
Гость из Российской Федерации - депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук заметил, что в последние годы тема возрождения Черноморского и Азовского флота часто обговаривается и в их стране. По его словам, российское и украинское пароходства взаимозависят друг от друга по тому же принципу сообщающихся сосудов, как и наши общие - Азовское с Черным - моря. Поэтому предложил возрождать судоходную компанию усилиями двух соседних стран.
"Мы должны заставить наших президентов сесть за стол переговоров и разработать совместный план возрождения флотилии Черноморского и Азовского пароходства. И сейчас мы должны выработать рекомендации, которые заставили бы глав государств включить этот вопрос в повестку дня очередной встречи. Этот интеграционный проект должен объединить наши страны", - подытожил Иван Никитчук.