«Сражаюсь за людей!» Лидия Мугли идет в мэры

После шести лет общественной работы Лидия Мугли решила принять участие в избирательной кампании на пост городского головы Мариуполя. Она называет социальную защиту людей – главным пунктом своей программы, но при этом не считает себя социалисткой. Ее стратегическая цель проста  и сформулирована одной строкой: добиться, чтобы нас, мариупольцев, стало полмиллиона.

«В этой цели сосредоточено всё,  - поясняет она. – Каждый горожанин формирует определенный круг потребностей. Под этот запрос в городе развиваются социальная сфера, сфера услуг, открываются рабочие места и так далее. 

Когда   люди уезжают – город деградирует. Когда люди приезжают – город развивается. Поставить одну цифру как цель – полмиллиона жителей, и она потянет за собой развитие по всем направлениям».

Лидия Мугли хорошо известна в Мариуполе. Успешный экономист, в 2014-м она включилась в активную общественную работу. Возглавляла общественный совет при муниципалитете, была членом исполкома от общественности, где отстаивала интересы громады в вопросах расходования бюджетных средств. За свою принципиальную позицию по защите интересов людей была исключена из членов исполкома нынешней властью. Кроме этого,  она была в числе тех, кто добивался решения проблемы иловых отстойников, душивших зловониями жителей Приморского района, защищала интересы мариупольцев  от необоснованного  повышения тарифов на воду. Последней ее активной акцией стало участие в организации митинга против повышения транспортных тарифов до 8грн. После чего, по словам  самой Лидии Мугли, ее стали выдавливать из города. И она уехала. Развивала бизнес-проект в Кривом Роге. Параллельно окончила образовательную программу в Институте будущего. Ранее  ездила  в Республику Польша, изучала на месте опыт работы  местного самоуправления. Сейчас вернулась в родной Мариуполь с массой идей, которые мечтает воплотить.

- Сложно было принять решение идти на выборы? 

- Да, я долго думала, взвешивала все за и против. Нынешние выборы очень непростые. Они проходят по новой избирательной системе. Первоначально наши народные депутаты установили такую высокую залоговую стоимость для кандидатов, что просто отсекли возможность участия в выборах  независимым  самовыдвиженцам. Сейчас залоговую стоимость снизили. 

Но это, конечно, не единственный аргумент. Мариуполь – сложный город. Трудно конкурировать с Метинвестом, с его финансовым ресурсом и влиянием. Людям нравится видеть декорированный Мариуполь. Немногие задумываются о проблемах и о приоритетах. Но я подумала, что в избирательных списках люди должны увидеть альтернативу, новое лицо, не связанное с олигархами, не связанное со старой коррупционной системой. И я решила идти на выборы.

- Вы сказали о приоритетах. Вы считаете, что в мариупольском муниципалитете они расставлены неправильно?

- Не бывает неправильных  приоритетов. Они просто другие. В муниципалитете сделали акцент на благоустройстве и декорировании, отодвинув социальные проблемы людей. Я считаю, что начинать надо с благополучия  людей.

- Каковы ваши приоритеты?

- На первом месте в Мариуполе – проблемы экологии. Дальше – образование, медицина. Очень и очень важно развитие бизнеса, и как следствие  его успешности, повышение   социальной защищенности людей.

Есть еще один пункт в моих приоритетах. Он объединяет всё, что я назвала до этого, - город  15-минутной доступности. Мне этот принцип показался очень важным, когда изучала работу парижского муниципалитета. В Париже, где мэр, к слову, - женщина, реализуют именно такую стратегию удобных городов. Суть её  такова:  люди живут в своем районе и там, на месте, должны иметь в пешей доступности  и рабочие места , и школу, детский сад, больницу, магазины, парки, скверы ,  рынок , места отдыха – в общем, все, что нужно для жизни в 15 минутах от дома. Вместо того, чтобы строить на окраинах города торговые центры, в 15-минутном городе будет развиваться «гипер-близость», особенно это коснётся наших окраин.

Это очень удобно. Это упрощает жизнь, сокращает расходы на транспорт.

Представьте, если бы Мариуполь развивался про такой стратегии. Помните, что у нас было, когда в марте объявили жесткий карантин, и в городе остановился транспорт? Люди не могли никуда добраться. При стратегии «Город  15-минутной доступности» такая проблема была бы сведена к минимуму.

- Что самое важное, что, по вашему мнению, нужно сделать в Мариуполе, чтобы жить здесь стало комфортно?

- Я убеждена, что власть должна сегодня сконцентрироваться на социальной защите людей. Ведь несмотря на официальные статистические данные, люди в Мариуполе на самом деле очень бедно живут. Да, они имеют неплохие заработные платы, но их доход полностью вымывается высокими коммунальными тарифами, высокими ценами на всё, несоразмерными ценами на проезд в городском транспорте. В итоге, когда все обязательные платежи погашены, у человека не остается денег на то, чтобы тратиться на досуг, развлечения, на то, чтобы покупать бытовую технику или ездить отдыхать.

И власть должна бы в такой ситуации протянуть руку помощи. А у нас все с точностью до наоборот. Раньше было бесплатное питание в младшей школе, сейчас не просто платное, а еще и цены выросли. Бедный родитель должен заплатить 25 грн на питание, дать еще 20 грн на ту же пиццу и напиток, заплатить за питание в  группе  продлённого дня, заплатить за спортивную секцию или творческие занятия ребенка. В результате нужно ежемесячно выкладывать из  домашнего бюджета  до 2-х  тысяч грн, не считая расходов на одежду. Где в этой истории помощь муниципалитета?

Или другой пример, медицина. Город ремонтирует больницы, закупает массу дорогостоящего медицинского оборудования. А в результате горожанин не может попасть вовремя на прием к узкому специалисту, не может сдать анализы бесплатно, не говоря уже про МРТ и другую сложную диагностику. Не может получить даже то, что входит в бесплатный пакет услуг, определенный государством. 

Все это проблемы, которые требуют решения намного больше, чем нереконструированные фонтаны, я так считаю.

- А бизнес?

- Здесь тоже все взаимосвязано. Вы, наверное, видели рейтинг бизнес-привлекательности украинских городов, подготовленный журналом Forbes? Мариуполь на 25-м месте! Это очень низкий результат. Два показателя в Мариуполе, которые катастрофически низки: деловая активность и покупательская способность. Но ведь одно невозможно развивать без другого. Как может развиваться бизнес, если население бедное и финансово не способно покупать его услуги? Никак.

Вот и получается, что город стоит, не развивается. И программа социальной защищенности могла бы разорвать этот порочный  круг.

Например, транспортные тарифы, которые в Мариуполе сегодня одни из самых высоких в Украине. Можно, конечно, просто отмахнуться и сказать: это даже ниже себестоимости, мы закупаем новую технику, и надо выплачивать долги, поэтому тарифы на проезд будут такими. А можно посмотреть, а сколько городской транспорт может зарабатывать дополнительно на коммерческой рекламе, на транспортных услугах, и пускать эти деньги на компенсацию стоимости проезда для населения.

Меня, кстати, очень заинтересовало недавнее интервью мэра Львова Андрея Садового. Он говорил, что они во Львове переходят на электробусы и назвал себестоимость проезда в таком транспорте -  8 грн за километр. А в троллейбусах – 22 грн за километр. А нам в департаменте транспорта рассказывали, что себестоимость проезда 21 грн с человека, а не за километр. В общем, с тарифами надо разбираться, это очевидно. В том числе и с коммунальными.

Надо искать возможности для предприятий получать дополнительный доход с непрофильных услуг, для того чтобы снижать цены для населения.

Эти деньги, которые останутся в карманах горожан, они потом вернутся все равно в казну в виде налогов. Ведь их потратят на покупку техники, одежды, услуг и так далее.

Отдельная проблема – это местная строительная отрасль. В Мариуполе ее убили, и это не преувеличение. На сегодняшний день в городе почти не осталось местных строительных компаний. Причин этому несколько. Но одна из основных – это дискриминационная политика городских  властей по отношению к местным строительным компаниям. Поясню, издержки местных строительных компаний ниже, чем иногородних, хотя бы потому, что не надо привозить  из вне свой персонал и  оплачивать им  командировочные расходы, но победителями тендеров являются почему-то в большинстве  иногородние компании.  Как следствие квалифицированные специалисты – строители ищут заработки на стороне , в большинстве работая неофициально и лишившись социальной защиты.  

Отсюда следует вот что: если нет строительных  компаний, то нет и строительства жилья. А проблема социального жилья для мариупольцев  - это просто боль. Особенно если учесть, сколько людей к нам приехало с оккупированных  территорий и сколько еще возможно приедет.

В общем, проблем много. Они не решаются. А у меня есть черта, которая помогает мне в решении самых трудных задач – я никогда не сдаюсь, и если у меня есть  инструменты и возможности, я всегда добиваюсь поставленной цели.

Поэтому иду на выборы сражаться за людей.