Накануне Дня города в социальных сетях развернулась жаркая дискуссия по поводу установки памятника «Противостояние». Местные мариупольские эстеты были оскорблены внешним видом арт-объекта, считая, что он не достаточно красив и не достаточно понятен, для того чтобы стоять на площади Свободы. Но по факту оказалось, что это – единственно возможная форма искусства (не считая монументальных, многометровых вождей мирового пролетариата) в Мариуполе. Потому что крепкая. Она одна выдержала нашествие лазающих вверх-вниз детей, пьяных горожан и прочих неадекватов.
А вот остальные арт-объекты и памятники пришлось спасать.
Разноцветное мороженое затоптали и порвали, с памятника погибшим защитникам страны посбивали дубовые листы, с колокола пришлось снимать язык, пока его не оборвала очередная тучная мариупольчанка, решившая во что бы то ни стало сделать «бам». Заодно спасти и жителей близлежащих домов, которые не могли слышать бесконечный колокольный набат.
Странное дело. Каждый день встречаешься с людьми, много общаешься, ходишь на встречи – и кажется, что в городе живут нормальные люди, умные, интересные, с разными взглядами, вкусами – но точно адекватные. Но как только случается какой-нибудь массовый праздник, так и всплывает на поверхность какое-то иловое дно плохо воспитанных людей, которые крушат и ломают всё, к чему прикасаются, делая это с веселым гигиканьем.
Некоторые оптимисты в Мариуполе еще надеются, что горожане проходят этапы цивилизационного развития, и что когда-то те, кто ломал в субботу памятники, изменит свое поведение.
Но это уж совсем отъявленные оптимисты. Потому что на самом деле поводов так думать у нас нет.
Давайте вспомним историю торжественного открытия Театрального сквера два года назад, когда уже на следующий день на макете храма, установленного возле фундамента старой часовни, вандалы отломали кресты. А в самом сквере украли рулонный газон.
В Городском саду, после открытия тюльпановых клумб, неизвестные повыкапывали луковицы тюльпанов.
Теперь новый виток вандализма. Два из трех новых арт-объектов на площади Свободы не прожили и суток.
Похоже, что теория разбитых окон на мариупольцах не работает.
Для тех, кто не знает, что это за теория, коротко расскажем.
«Теория разбитых окон» родилась в США. Ее авторы - криминалисты Уилсон и Келлинг. Они считали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать, и никто ни за что не отвечает. Поэтому если в доме появляется разбитое окно, можно не сомневаться, что очень скоро таких разбитых окон станет много, а еще спустя какое-то время вокруг дома начнет скапливаться мусор и образовываться хаос. А потом чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям.
Теория действует и в обратном направлении тоже. Если в разрушенном доме постепенно начинать стеклить окна (то есть шаг за шагом наводить порядок), то меняется не только внешний вид дома, но и поведение жителей.
Теория сработала на 100% в Нью-Йорке.
В 80-х годах в метро Нью-Йорка невозможно было ездить. Там совершалось более 1,5 тысяч преступлений ежедневно, было сыро, страшно и грязно. Новый начальник метрополитена решил изменить ситуацию – и начал с граффити. Несуразными рисунками были расписаны не только стены, но и все вагоны снаружи и внутри. И тогда сотрудники метрополитена начали очищать их метр за метром.
«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит», - рассказывал Дэвид Ганн, новый начальник метро.
После того, как он расчистил территорию, он взял под контроль «зайцев». Больше нельзя было проникнуть в метро без билета. Бесконтрольность - это первый признак отсутствия порядка, считал Ганн.
Так шаг за шагом он наводил порядок в метро, и действительно, поведение людей там стало меняться. Уже через десять лет преступность в нью-йоркском метро сократилась на 70 процентов!
По идее, если бы эта теория работала, то мариупольцы, попадая из старой разрушенной площади на красивую современную территорию площади Свободы, должны были бы приосаниться, поднять бумажку, брошенную мимо урны, не ломать несчастные тоненькие саженцы деревьев, вешаясь на них во время селфи.
Но теория сломала зубы о мариупольцев.
Видимо, внешней красоты маловато, чтобы победить бездну, образовавшуюся там, где должна быть внутренняя культура.
Стоя на мемориале памяти моряков США, не вернувшихся с моря, в Вашингтоне, мы слушали тишину. Трудно представить, чтобы кто-то из американской детворы полез плескаться в озеро скорби возле монумента.
Это озеро скорби по смыслу очень близко стеле памяти защитникам Украины, установленной на площади Свободы в Мариуполе. Вода, стекающая по каменному гербу, символизирует слезы по погибшим, а дубовые листья - это души ушедших в небо героев.
Мариупольская детвора весело резвилась, скатываясь по памятнику и сбивая бронзовые листья. И ни одна мамочка, весело наблюдавшая за игрищами своего чада, не пояснила ребенку, почему не стоит так делать.
Моральное уродство на фоне декорированной красоты площади Свободы – вот что пришлось наблюдать. Грустно очень…
Анна Романенко
Читайте по теме: Отгуляли, так отгуляли! Чего после Дня города недосчитался Мариуполь, - ФОТО