Избиратели не читают предвыборных программ кандидатов. Программы бывают длинные и нудные, или, наоборот, короткие и креативные. Но это не имеет никакого значения, потому что какими бы они ни были – их всё равно не читают.
Электорат голосует главным образом эмоциями. Но это не значит, что люди не замечают проблем.
Конечно, замечают. Просто многие не догадываются спрашивать о них у кандидатов в депутаты и мэры.
А тем временем, именно конкретные планы по решению конкретных проблем на самом деле только и имеют значение на местных выборах.
Согласитесь, что толку голосовать за мир, если депутаты местных советов не влияют на вопросы внешней политики, или верить в обещания высоких пенсий, если это вопрос Кабмина, а не горсовета.
Проблемных вопросов в Мариуполе масса. Плохая экология, трудности с транспортным сообщением, низкое качество воды, вопросы обеспечения школ и детских садов, медицинское обслуживание и так далее.
Мы вычленили из этой массы проблем три очень конкретных и прямых вопроса и попросили лидеров политических партий, баллотирующихся в Мариуполе, дать на них максимально точные и конкретные ответы.
Вопрос 1: что делать со шлаковой горой?
Вопрос 2: Как снизить платежки за отопление?
Вопрос 3: как увеличить число предпринимателей в 2 раза?
Мы обратились за комментариями к Ксении Суховой («Слуга народа»), Максиму Бородину («Сила людей»), Владимиру Клименко («Оппозиционная платформа – За жизнь»), Вадиму Бойченко (Блок Вадима Бойченко), Дмитрию Булаве («Батьківщина») и Юлии Башкировой («За майбутнє»). Ответы расположены в той последовательности, в которой мы их получали от спикеров.
Шлаковая гора
Эта проблема возникла десятки лет назад. Фактически еще в СССР, на этапе проектирования, под Азовское море была заложена бомба замедленного действия. Сначала, когда заводу «Азовсталь» разрешили построить площадку для хранения шлаковых отходов металлургического производства прямо на берегу, а затем, когда заводу без замкнутого оборотного цикла разрешили использовать морскую воду.
В СССР никто не думал о безопасности и экологии. Но ведь СССР давно нет, а шлаковая гора – есть, и за последние шесть лет скорость нарастания шлака на берегу стремительно растет.
Что с этим делать?
К этому вопросу можно подойти с двух сторон. Можно думать о реальном решении, а можно заниматься популизмом и играть на эмоциях людей. Я точно за реальное решение, за системный подход, который даст результат.
Для начала нужно ответить на вопрос, а когда появилась эта шлаковая гора? Она начала образовываться в далекие 30-е годы прошлого столетия, с момента появления завода «Азовсталь». На протяжении десятков лет никто ничего не делал, и гора продолжала расти. Последние годы предприятие перестало свозить шлак, соответственно, гора перестала расти. Но то, что уже выросло за долгие годы, начиная с 30-х, сегодня требует решения.
Проблему нужно решать комплексно и на уровне государства. Шлак - вторсырье, которое можно и нужно использовать в строительстве и дорожном хозяйстве. Некоторые шаги уже сделаны в этом направлении, но нужны четкие программы, которые будут предусматривать использование вторсырья в смежных отраслях. Также важно решить логистические вопросы, без этого организовать доставку шлака из Мариуполя практически невозможно.
Группа Метинвест прорабатывает разные варианты, как справиться с этим наследием прошлого века. Один из перспективных сценариев – рекультивация шлаковой горы. То есть существуют технологии, которые позволят озеленить эту территорию. Дальше уже вместе с мариупольцами нужно думать, как использовать этот участок. Главное – не нужно спекулировать на этой теме, не нужно вводить людей в заблуждение, что есть какое-то быстрое решение. Решение есть, но оно требует времени.
Как уменьшить платежки за отопление?
Платежки за отопление жилья в зимний период – это страшный сон каждой мариупольской семьи. В некоторых квартирах счет от Теплосети достигает двух-трех тысяч гривен, не считая остальные коммунальные расходы.
Можно сколько угодно говорить о том, что тариф должен быть экономически обоснован, но от этого людям легче не становится. Надо искать способы, как снизить расходы на теплоснабжение многоквартирных домов в Мариуполе. Именно этот вопрос мы и задали мариупольским кандидатам в депутаты.
Тарифы на тепловую энергию устанавливает Кабинет Министров. В компетенции местной власти влиять на часть тарифа – через модернизацию и повышение эффективности Теплосети. Самим жителям по силам – сокращение энергопотерь и энергомодернизация. Если отдельно взятому ОСМД провести комплекс мероприятий, то:
1. Та часть тарифа, которая компенсирует потери тепла, уменьшиться. Значит, уменьшится и тариф.
2. Для конечного потребителя уменьшится счет, потому что он станет потреблять меньше тепловой энергии.
Кроме того, в Мариуполе есть городские программы софинансирования из местного бюджета на утепление домов, замену окон в подъездах и установку умных рамок. Нужно расширять и поддерживать такие программы. В совокупности это даст экономический эффект, и люди будут платить меньше.
Проблема высоких платежек за отопление в Мариуполе связана лишь частично с выросшей ценой на газ, но в первую очередь это история про глобальную неэффективность использование энергоресурса – тепла.
Почему? Рассмотрим общую систему отопления.
Первое звено: большие и неэффективные котельные, часто не способные быстро изменять режим подогрева, в итоге есть два режима «греем на полную или не греем вообще». Как тут эффективно регулировать подачу тепла?
Второе звено: слишком растянутые в расстоянии теплотрассы.
Есть прецеденты, когда котельная находится на 17 МКР, а отопление она подает вплоть до Дома связи. Рассказывать про теплопотери наших трасс, думаю, никому не нужно: возле каждого дома есть протяженные участки земли, под которыми расположены теплотрассы и эти участки зимой колосятся зеленой травой и на них редко бывает снег. И всё это отопление улицы мы оплачиваем из наших карманов.
Третье звено: это использование конечным потребителем тепла, дошедшего до многоквартирного дома. Ведь «индивидуальные тепловые пункты» или «умные рамки» в доме – это здорово. НО, без замененных стояков отопления и установки в каждой квартире, на каждом радиаторе отопления (батарее) регуляторов подачи тепла – все эти модернизации с «умными рамками» не имеют большого смысла.
То есть решение проблемы, как уменьшить размер платежек за тепло, есть, но нужен адекватный и комплексный подход.
Для того, чтобы сократить расходы населения на отопление, нужно экономить ресурсы. Другого пути нет. И для этого нужно заняться наконец модернизацией оборудования в котельных.
Насколько я знаю, последний раз реконструкция котельных проводилась лет шесть назад. Ремонтом котлов никто не занимается. И в результате происходит вот что. Почти во всех г=котельных Мариупольтеплосети стоят старые, устаревшие котлы, которые могут работать только в двух режимах – или включить, или выключить. Оборудование запускается осенью, и выключить его можно только весной, в конце отопительного сезона.
Все же наверняка видели, как посреди зимы в домах распахнутые окна. На улице +15, и все дружно отапливают улицу. Потому что котел «прикрутить» нельзя. Конечно, в ОСМД пытаются каким-то образом регулировать подачу тепла, но это не решает проблему в целом. Нужно устанавливать новое современное котельное оборудование, которое бы позволило контролировать подачу теплоносителя в зависимости от температуры воздуха. А в некоторых случаях – вообще отказываться от больших котельных, которые обслуживают огромные микрорайоны, и переходить на мини-котельные контейнерного типа. Это позволит избежать больших потерь при транспортировке теплоносителя.
Второй момент – это переход на индивидуальное отопление. На государственном уровне принято постановление, которое позволяет местным громадам самим определять порядок перехода на индивидуальное отопление. Но в Мариуполе разрабатываются такие правила, что осуществить переход на индивидуалку почти невозможно. Нужно согласие большинства жильцов дома. Нужно, чтобы ваши соседи были готовы тратить свои деньги на установку оборудование. Это очень и очень сложно.
Почему индивидуальное отопление – это хорошо? Здесь все просто. Оно позволяет владельцу квартиры самостоятельно регулировать температуру в помещениях. И за счет этого экономить.
Я считаю, что если квартира – приватизированная, то есть если это частная собственность, то владелец жилья должен иметь полное право распоряжаться этим жильем так, как считает правильным.
И третье. Муниципалитет должен создать коммунальную энергетическую компанию, которая бы могла закупать энергоноситель летом – в том время, когда он дешево стоить, делать запас, который можно было бы использовать вы отопительный период. Это позволило бы существенно экономить средства.
Реализовав такой комплексный подход, можно было бы сократить размер платежек мариупольцев примерно на 30%.
На жаль, тарифне регулювання - це питання не місцевого рівня. Але ми з свого боку, як місцева влада, можемо зробити низку кроків, які призведуть до відчутного зменшення платежів. До місцевого бюджету необхідно закласти витрати на енерго-аудит та заходи, які будуть рекомендовані його заключенням. Тобто, ми спочатку маємо дізнатись, чи є втрати тепла в оселях, якщо вони є, то через що саме, потім розробити план його усунення та допомогти з цим. Потім переобладнати системи опалення розумними рамками, які будуть реагувати на зміни зовнішньої температури, тобто, якщо за вікном 10 градусів тепла, подача опалення може бути зменшена, якщо -10 морозу – збільшена. Таким чином, температура в оселях під час опалювального сезону буде залишатись стабільною, а для її забезпечення буде використовуватись оптимальна кількість енергії.
Чтобы уменьшить платежки за тепло, муниципалитету надо, как минимум, их не повышать. НКРЭ установила тарифы, а город повысил их на 30%. И мы, конечно, будем оспаривать это решение в судах.
Кроме того, надо заниматься утеплением домов, устанавливать умные рамки и таким образом сокращать расходы энергоресурсов.
Мы в Мариуполе уже показали, как можно реально снизить стоимость за отопление. Я говорю про термомодернизацию. Мы на местах не влияем на формирование стоимости газа, а именно он составляет более 80% в структуре тарифа. Но в наших силах на местах снизить потребление газа за счет термомодернизации. Это и утепление домов, и установка так называемой «умной рамки», которая дает возможность регулировать подачу тепла на дом в зависимости от температурного режима на улице. Это и замена оконных блоков в подъездах в рамках программы мини-проектов. Все эти опции сегодня доступны мариупольцам благодаря программе поддержи ОСМД, а также «теплым кредитам». Программу поддержки ОСДМ мы приняли в 2016 году. За это особая благодарность депутатскому корпусу за поддержку моих инициатив. На протяжении всех пяти лет мы действуем, как единая команда. Благодаря этому более 1000 домов уже получают ремонты, в том числе и утепление.
Пока одни обещают снизить тарифы, мы сделали это на месте, не дожидаясь каких-либо решений из центра. Сегодня в некоторых домах цена за отопление уже снижена в разы. Это реальная экономия для людей. Они платят только за то тепло, которое реально потребляют. Крайне важно сохранить эту программу, которая дает людям реальный инструмент экономии своих средств. Но для этого нужна единая позиция как мэра города, так и депутатского корпуса. Именно поэтому я создал единственную мариупольскую партию Блок Вадима Бойченко, чтобы продолжить программы развития Мариуполя.
Что нужно сделать, чтобы число мелких предпринимателей в Мариуполе увеличилось вдвое?
Моноэкономика, от которой страдает Мариуполь, особенно в период экономических кризисов, за последние пять лет не стала менее монопольной. Бизнес жалуется, что условия для работы в Мариуполе не способствуют развитию предпринимательства. Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию, - отвечают кандидаты в депутаты.
Местной власти нужно работать в двух направлениях. Во-первых, консультировать, помогать, пресекать любые попытки давления на бизнес. Во-вторых, внедрять финансовые инструменты стимулирования и поддерживать предпринимателей с помощью грантов. На старте многие начинающие предприниматели сталкиваются с проблемами из-за недостатка опыта, бюрократии, незнания ряда юридических нюансов. Поэтому необходимо организовать комплексное информационно-правовое сопровождение через Центры поддержки бизнеса. Здесь же можно будет подать предложение, заявку на грант, получить консультацию либо сообщить о давлении на бизнес. Важна и роль государства. В этом году запущена программа доступных кредитов “5-7-9%”. И таких программ в Украине должно быть больше.
Сложно обещать увеличение предпринимателей вдвое, не скатываясь в предвыборный популизм.
Но даже сегодня у Мариуполя есть возможности, с помощью которых можно помочь мелкому предпринимателю развиваться.
Имущество громады должно работать на громаду, а предприниматели - получать легкий и равный для всех доступ к коммунальным ресурсам. Решение этой проблемы мы видим в запуске:
- офиса лоббистов малого и среднего бизнеса, которому будет передано в управление все имущество и земельные участки для реализации реальных программ. Частью этого офиса станет юридическая служба, которая будет предоставлять предпринимателям бесплатные услуги адвоката в противодействии давлению со стороны налоговой и других проверяющих органов;
- программы Муниципального акселератора, которые на старте помогут инновационному предпринимательству и поиску новых рыночных ниш для существующего бизнеса;
- револьверного фонда поддержки бизнеса, который предоставит бизнесу доступ к срочным беспроцентным займам из бюджета города на развитие и модернизацию;
- программы эффективного использования имущества громады, для получения предпринимателями права льготной аренды коммунального имущества с прогрессивной ставкой от нуля.
Кроме того, надо искоренять практику краткосрочной аренды земли под собственной недвижимостью. Хозяин собственности - хозяин земли.
Созданные условия перезапустят экономику города. Именно предприниматели, а не олигархи станут реальными владельцами Города Мечты.
Чтобы возродить предпринимательство, надо поменять городского голову. В 2015 году в Мариуполе было зарегистрировано 38 тысяч предпринимателей, сейчас, если не ошибаюсь – немногим более 15 тысяч.
Видимо, на определенном этапе, когда в Метинвесте остро не хватало рабочих рук, была нужна такая стратегия, которая позволяла бы сохранить рабочие кадры заводам. Но сейчас на комбинатах – оптимизация. В начале этого года на комбинате им. Ильича сократили около 5000 человек. И что делать людям, где искать работу? В 2016 году на учете в центре занятости состояло 1200 человек, сейчас – около 5 тысяч. И это только те, кто зарегистрировался.
Развитие малого и среднего бизнеса могло бы дать Мариуполю необходимые рабочие места.Что для этого нужно? Самая острая проблема на сегодняшний день – земля. В городе практически нет земли под коммерцию. Люди не могут развивать производство, не могут открывать новые предприятия, потому что негде.
Городу как воздух нужны земельные аукционы.
Сейчас же ситуация такова, что даже те предприниматели, которые имеют в аренде землю под коммерческими объектами, не имеют возможности продлить аренду. У предпринимателя есть, например, магазин, а ему отказывают в аренде депутаты на сессии. Он обращается в суд, выигрывает его, и только после этого горсовет принимает законное решение. То есть сейчас иначе, чем через суд, невозможно добиться справедливости.
Еще один момент – это несправедливая оценка процентной ставки за землю. Почему-то земля под металлургическими комбинатами оценивается по минимальной ставке, а для малого и среднего бизнеса – по максимальной.
С таким подходом бизнес в Мариуполе развиваться не будет.
Як підприємець та менеджер за освітою, можу сказати, що необхідно створити попит. Тобто, якщо місто зацікавлено у підтримці власних малих та середніх підприємств, запрацюють ті, які були вимушені зупинити свою діяльність та з’явиться мотивація створювати нові. Сьогодні бізнес у сфері харчування, надання іт-послуг достатньо успішно та динамічно розвивається, на жаль, цього ми не можемо сказати про будівництво. Багато будівельних підприємств та фірм простоюють. Водночас є попит з боку місцевого населення на житло, він підсилюється з боку внутрішньо переміщених осіб, які працюють в Маріуполі та мають намір залишатись у нашому місті та бажають придбати власне житло. Тобто, місто може закласти замовлення на будівництво у бюджет. Це будуть навіть не витрати, а своєрідні інвестиції, адже будівельні підприємства міста запрацюють, що в свою чергу надасть робочі місця та надходження податків до місцевого бюджету.
В Мариуполе нужно создавать нормальные условия для бизнеса. Сейчас этого нет. Очень жесткие условия. Контролирующие органы постоянно проверяют. Вывески не такие – штраф. Но далеко не каждый предприниматель может позволить себе установить дорогостоящую вывеску.
А МАФы… Чтобы получить разрешение на их установку, надо набирать какие-то баллы, не все вообще понимают, как это сделать.
В Мариуполе есть заброшенные, неработающие предприятия. Я уверена, что если создать нормальные условия, то в городе найдутся люди, которые согласятся инвестировать и перезапустить их.
Мы полностью поломали коррупционные схемы в сфере ведения бизнеса в городе. Установили честные, а главное законные правила игры для предпринимателей. Благодаря Центрам предоставления административных услуг, мы исключили связь между предпринимателем и чиновником. Таким образом разрубили этот коррупционный узел, который сформировался в городе за долгие годы.
Второй элемент для привлечения бизнеса – развитие инфраструктуры. Мы видим, что места, где проведена реконструкция, наполняются различными кафе, магазинами, кофейнями и т.д. Это кольцо вокруг драмтеатра, теперь это площадь Свободы и мира, это территория вокруг парка Веселка. В скором времени их число пополнит парк им. Гурова в Кальмиусском районе. Если раньше не было развития инфраструктуры, то и бизнес не стремился инвестировать деньги. Теперь ситуация кардинально изменилась.
Третий элемент – это программы поддержки бизнеса со стороны города. Мы создали Центра поддержки и развития малого и среднего бизнеса, приняли депутатским корпусом программу поддержки бизнеса. Сегодня уже десятки предпринимателей воспользовались этими возможностями и осуществили свою мечту – открыли свое дело. Еще одна важная составляющая – международные программы поддержки бизнеса от USAID, ПРООН. Сегодня эти международные партнеры успешно сотрудничают с муниципалитетом.
Итого есть три компонента, которые дают возможность развитию бизнеса: честная и открытая работа муниципалитета, развитие инфраструктуры города и программы поддержки бизнеса. Сегодня все три составляющие есть у Мариуполя, и мы видим, как с каждым днем открываются новые предприятия, которые создают рабочие места для мариупольцев. За последние несколько лет в Мариуполе появилось дополнительно порядка 1000 предприятий. Важно сохранить и усилить эти достижения.
Читайте по теме: Схематоз. Как они снова будут красть наши деньги
Кто решит твою проблему, Бойченко, Кириленко или Зеленский? Помогаем разобраться, - ТЕСТ
Выборы-2020: кто в Мариуполе претендует на кресло мэра, и что известно о кандидатах