Одна область — две столицы. Какой город должен стать областным центром Донетчины

Еще 7 лет назад никто даже подумать не мог, что в Донецкой области может измениться столица. Но война внесла свои коррективы, и областной центр Донецк оказался на оккупированной территории.

В 2014 году губернатором Донецкой области ненадолго стал Сергей Тарута, который сразу же после освобождения Мариуполя, 13 июня 2014 года, перенес административный центр области в самый большой, после Донецка, город региона. Это было логично. В Мариуполе есть все для эффективной работы областной администрации (в первую очередь, развитая городская инфраструктура). Во время работы Сергея Таруты, в Мариуполе закипела жизнь. Десятки мероприятий, международные гости, политики и бизнесмены. “Я разблокировал Мариуполь, - любил повторять экс-губернатор. - Иностранные делегации боялись сюда приезжать. У них были запреты на визиты в прифронтовой регион. Мне с командой удалось переломить ситуацию и открыть Мариуполь”.

Казалось, что город вот-вот воплотит свою давнюю мечту - обрести статус областного центра.

Уездный город М

Мариуполь всегда имел амбиции региональной столицы. Второй по значимости промышленный центр в Донецкой области, он был уездным городом уже тогда, когда на месте Донецка не было даже поселка.

Между Мариуполем и Донецком всегда было негласное соревнование. До 1932 года Мариуполь и тогдашняя Юзовка развивались параллельно, в соседних округах. А начиная с 1932 года Мариупольский округ, куда, к слову, входил и Бердянск, перестал существовать.

Но по факту Мариуполь проиграл спор за первенство еще в 1924 году, когда маленький заводской поселок Юзовку неожиданно переименовали в Сталино. С таким названием у него был только один путь — вперед к успеху.

Ну а Мариуполь остался один на один со своими амбициями и осознанием того, что он-то уж - точно не Донбасс.

Война и оккупация части Донецкой области, с одной стороны, принесли большие разрушения в регион. Но с другой стороны, дали толчок развитию тех городов и городишек Донетчины, которые годами и десятилетиями находились в депрессивном состоянии.

Именно этим было обосновано решение нового губернатора Донетчины, Александра Кихтенко, перенести временную столицу области из Мариуполя - в Краматорск.

Многие считали, что это связано с дачей Кихтенко, которая находилась в Краматорске. Сам же губернатор уверял — все дело в логистике.

Александр Кихтенко стал перетягивать в Краматорск органы государственной власти. И только областное управление Национальной полиции Украины наотрез отказалось переезжать из Мариуполя в Краматорск.

Кроме полиции, в Мариуполе остались управления областной прокуратуры, СБУ и налоговой службы.

Краматорск vs Мариуполь

Спустя 6 лет, и Мариуполь, и Краматорск изменились в лучшую сторону. Благодаря тому, что деньги областного бюджета больше не идут на развитие одного конкретного города (раньше это был Донецк, остальные города региона постоянно испытывали острый бюджетный дефицит), удалось добиться некоторого выравнивания развития населенных пунктов Донецкой области. К примеру, никогда ранее дороги между маленькими городами капитально не ремонтировались. Сейчас же дороги делают даже в маленьких селах.

Как рассказала 0629 жительница Краматорска Надежда, она была удивлена тому, как преобразился ее город за последние годы.

«Краматорск всегда казался большим селом, - рассказала Надежда. - Именно потому еще в 17 лет я уехала в огромный Донецк, там училась и работала до 2014 года. Моя профессия связана с магазином огромной сетевой компании, которая естественно закрылась в оккупированном Донецке. Мне предложили работать в Мариуполе и я согласилась. Этот город, конечно не Донецк, но здесь намного интереснее, чем в Краматорске. 2 года назад я приняла решение вернуться в Краматорск и как же я была удивлена, что город преобразился. Действительно, здесь делают очень многое. Это больше не село».

Чтобы разобраться, как отличаются между собой две столицы Донецкой области, мы решили сравнить два города по нескольким ключевым показателям.

В 2014 году в Мариуполе остановилось развитие бизнеса и закрывались предприятия. Из города ушли сетевые ритейлеры, такие как «Макдональдс», «Спортмастер», «Mango», «InCity».

Но за последние годы ситуация изменилась. Часть бизнеса вернулась, также появился новый сетевой бизнес — в город зашли «Арома кава», LC Waikiki, «Семейная пекарня», «Львовские круассаны». В городе был построен завод по изготовлению асфальта Onur Group.

Среди крупных проектов — ведущее место занимает инвестиционный проект французов «Чистая вода для Мариуполя» (строительство фильтровальной станции). 

В планах городской власти создание индустриального парка как площадки для привлечения иностранных инвестиций. Но пока из-за близости к линии разграничения вопрос массовых иностранных инвестиций не решен.

А вот в Краматорске до 2014 года вообще не было крупных сетевых операторов. После 2014 года ситуация резко изменилась. Из сетевых проектов появились франшизы «Арома Кава», «Львовские круассаны», «Семейная пекарня», «ПортСити», открылся «Эпицентр».

По данным исследования USAID «Конкурентоспособная экономика Украины», в «Индексе конкурентоспособности городов» Краматорск занял 1 место по компоненту «Безопасность ведения бизнеса». В рейтинге «Форбс-Украина» Краматорск занял 35 место среди 40 лучших городов Украины для ведения бизнеса, Мариуполь — 25 место.

Каждый год Мариуполь занимает 1 или 2 место в рейтинге самых загрязненных городов Украины, а в среднем на каждого жителя выпадает 600 кг пыли в год.

Комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА) в 2019 году для Краматорска составлял 7,2 балла, то есть «высокий». В Донецкой области по данному антипоказателю Краматорск отстает только от Мариуполя, где КИЗА является «очень высоким» - 14,8. По рейтингу исследования Центральной геофизической обсерватории, Мариуполь занимает по загрязненности воздуха 1 место в Украине, Краматорск делит 12 место вместе с Ровно. Общий объем выбросов в окружающую среду для Краматорска составляет 6900 тонн.

Рынка новостроек в настоящее время нет ни в Мариуполе, ни в Краматорске. Однако, элитного жилья в Мариуполе намного больше. Здесь строились дома с улучшенной планировкой в 2000-х годах, что дает возможность найти квартиру площадью в 200-250 квадратов. В Краматорске подобного жилья нет.

Стартовая цена однокомнатной квартиры в Мариуполе начинается от 12 тыс долларов (однушка в плохом районе или без ремонта в отдаленном районе). В Краматорске за аналогичную квартиру просят 10 тысяч долларов. Средняя цена однушки в Мариуполе 15-19 тыс долларов. Двушка стоит 17-25 тыс долларов. Трешка — от 20 до 35 тыс долларов. Элитные квартиры стоят от 60 до 180 тыс. долларов. Средняя цена аренды однокомнатной квартиры в Мариуполе 3500-6000 грн.

Средняя цена 3-комнатной квартиры в 9-этажке в Краматорске 590 тыс. гривен (21 тыс. долларов). В Мариуполе такая же квартира будет стоить от 25 тысяч долларов. Ценовой рекорд в этой категории изредка может превышать 60 тыс. долларов (центр с роскошным ремонтом). Аренда жилья в Краматорске составляет 3,5 - 4 тыс. гривен за однокомнатную квартиру.

Средняя стоимость 1 квадратного метра жилья в Мариуполе выше — 357 долларов против 315 в Краматорске.

Во втором квартале 2020 года средняя зарплата в Мариуполе составила 16876 гривен. И это самая большая зарплата в регионе. Самый высокий уровень средней заработной платы - в сфере искусства, спорта, развлечений и отдыха - 30711 грн. На втором месте профессиональная, научная и техническая деятельность - 19308 грн, IT-специалисты в среднем зарабатывают 17904 грн, в сфере промышленности - 13666 грн, финансисты и страховщики - 13375 грн, строители - 11746 грн. Средняя заработная плата учителей и врачей не превышает 9 тысяч гривен.

Средняя зарплата в Краматорске - 11155 грн. Больше всего в городе зарабатывают в сфере операций с недвижимостью - более 20 тыс. гривен. На втором месте - телекоммуникации и связь - 14, 5 тыс грн, на третьем - инженерные специальности - 14, 3 тыс. грн. Традиционно одним из лидеров по зарплате остается Краматорский машиностроительный завод. За первое полугодие средняя зарплата по предприятию составила 16,9 тыс. Зарплата станочников - 27 тыс.

Согласно данным правоохранителей, Мариуполь по количеству преступлений, в том числе раскрытых, уже который год входит в ТОП-10 самых безопасных городов Украины. Это объясняется большим количеством разных силовых структур и присутствием воинских подразделений. В городе работают областные управления полиции, прокуратуры, СБУ. Здесь установлена система умных камер, способных распознавать лица, все школы оборудованы тревожными кнопками.

Ситуация в Краматорске немного хуже. Но в тоже время в городе внедряется программа «Безопасный дом» - оборудование жилых домов камерами наблюдения, а также решается вопрос создания в Краматорске ситуационного центра - системы комплексной безопасности и реагирования.

В логистике Мариуполь проигрывает Краматорску — город расположен далеко от столицы Украины. Добраться из Краматорска в любой уголок страны можно гораздо быстрее. В то же время, направления движения в обоих городах аналогичные. Из Краматорска можно прямым автобусом доехать в Польшу и из Мариуполя тоже. Просто, это займет чуть больше времени.

После 2014 года оба города существенно сократили железнодорожное сообщение. Из Мариуполя ходит всего 4 поезда, из Краматорска — 3. Вот только из Краматорска в Киев запущен Интерсити, а в Мариуполь его пустить не смогли, поскольку рельсовое полотно на участке Запорожье-Волноваха оставляет желать лучшего.

Из хороших новшеств — ремонт трассы Мариуполь-Запорожье, который существенно облегчил логистику между Мариуполем и другими регионами страны.

Подводя итог, можем сказать, что Мариуполь выигрывает у Краматорска по 4-м показателями из 6. Но официальной столицей области ему все же не стать. И причин здесь много. Администрация уже расположилась в Краматорске, там уже созданы все условия для ее работы. Но самое главное не это.

Мариуполь даже без статуса областного центра сегодня динамично развивается. Будет ли сохранена позитивная динамика развития в Краматорске в случае, если он снова станет обычным провинциальным городом - сложно сказать. В самом Краматорске есть опасения, что все может откатиться назад. Не зря же некоторые политические силы играли на этих опасениях, заявляя, что если краматорчане их не изберут, у Краматорска отнимут статус областного города.

Так что, пусть остается всё как есть. И пусть будет здоровая конкуренция. Она всегда ведет к развитию. Таковы законы рынка.

Читайте материал наших коллег из Краматорска.