В декабре прошлого года в Мариуполь прибыла делегация французской компании Beten, для того чтобы исследовать прибрежную территорию в черте Мариуполя. Французы получили финансирование в размере 110 тысяч евро от Министерства экологии Франции на то, чтобы подготовить предложения для полной реновации городских пляжей в Мариуполе.
И вот сейчас французы завершили работу и передали свои предложения в Мариуполь. Мы получили эти материалы в муниципалитете и сегодня готовы вам рассказать, какие идеи предлагают нам реализовать, какие примеры показывают и какие картинки вероятного будущего рисуют.
Как подчеркнул городской голова Вадим Бойченко, это пока не проект. Это предложения. Что из этого принять, что не принять – нам еще предстоит решить.
И после истории с Городским садом, будет неплохо, если обсуждение начнем уже сейчас.
Итак, общая идея реновации
«Три пляжа – три возможности». Так назвали в компании Beten концепцию реновации мариупольских пляжей.
Французы предлагают максимально использовать природный ландшафт. Минимум переделок – максимум естественной природы. Примерно так можно сформулировать основную мысль, которую они закладывают в проект.
Благоустраивать то, что есть, делать территорию комфортной и красивой. И естественной.
О природе и погоде
Специалисты Beten детально изучили ландшафт, карту ветров, составили температурную карту.
Посмотрели, как прогревается море, сколько длится курортный сезон в Мариуполе, как и в каком направлении меняется береговая линия из-за направления ветра.
Французы обнаружили редких птиц, очень разнообразных, и на Левобережном пляже, и на Песчанке. Вдоль прибрежной зоны через Мариуполь проходит территория природного заповедника Меотида. В Мариуполе этому обстоятельству не придавали особого значения. А вот французы увидели в этом новые возможности для нашего города. Дело в том, что сейчас во всем мире набирает популярность так называемый бердвотчинг. Это направление любительской орнитологии. Сотни тысяч людей во всем мире ездят из страны в страну, исследуя поведение птиц.
И оказалось, что Мариуполь может стать отличной локацией для любителей бердвотчинга.
Левобережный пляж
Французы раскритиковали тот эскизный проект, который был разработан в Мариуполе. По их мнению, там слишком много дополнительных конструкций, слишком много элементов в прибрежной линии, которые загромождают пляж.
Левобережный пляж – семейная территория. Он идеально подходит для отдыха с детьми, потому что мелкий, прогревается быстро.
Здесь предлагают не делать ничего лишнего – только благоустроить, установить пляжную инфраструктуру (шезлонги, тренажеры, современные раздевалки и так далее).
Чтобы заход в море для тех, кому нужна глубина, был более удобным, французы предлагают установить длинные понтоны в море.
Важным элементом Левобережного пляжа должно стать инфраструктурное соединение зоны отдыха с дикой природой. Именно здесь предлагают обустроить места для наблюдений за птицами. И здесь можно проводить уроки природы с детьми.
Песчаный пляж
А вот предложения и идеи, которые готовил архитектор Зотов для Песчаного пляжа, французам очень понравились. По их мнению, это идеальное решение, учитывающее и особенности ландшафта, и особенности береговой линии, и существующую в поселке инфраструктуру.
Они лишь дополнили концепцию примерами, как можно продлить линию пляжа и соединить его с дикой природой.
Центральный пляж
Каким быть Центральному пляжу - самый сложный и самый спорный вопрос. Центральный пляж собрал целый комплекс проблем, над решением которых бились в разные годы мариупольские чиновники. В конце 90-х по стратегическому замыслу местных властей, Приморский бульвар должен был стать двухуровневым, то есть с двумя автодорогами разной высотности и дополнительным вкраплением зеленых насаждений. Придумывали это для того, чтобы спрятать от глаз подальше железную дорогу, которая проходит вдоль всего побережья.
Однако подобные идеи были крайне дорогостоящими, а потому остались на бумаге и в воспоминаниях сведущих людей.
Городской голова Вадим Бойченко тоже мечтал найти решение, которое бы позволило убрать железную дорогу с пляжа. Искал он его во многих промышленных городах Европы, имеющих подобные проблемы.
Однако все возможные варианты (например, строительство новой объездной железной дороги) оказались финансово неподъемными, очень сложными с точки зрения технического воплощения.
Французы тоже над этой проблемой ломали голову и предложили… ничего кардинально не менять и дорогу не трогать. Пусть она будет там, где она и есть.
Ее можно скрыть от людских глаз высоким каменным ограждением.
Сделать современные (а не допотопные) мостики, построить красивый, современный (например, такой как на фото) пешеходный мост. Он может стать новой достопримечательностью Мариуполя.
Если Левобережный и Песчаный пляжи проектировщики предлагают сделать именно пляжными (там удобно загорать и купаться), то Центральный пляж по задумке должен стать променадным (прогулочным). Урбанистическим.
Что это значит?
Но вот посмотрите на примерах, которые реализованы в разных приморских городах во Франции.
Нам предлагают сделать нечто похожее.
Ступеньки, спускающиеся прямо в море.
Круглые смотровые площадки на воде.
Смотровая башня, на которую можно подниматься.
Парковки из натуральных материалов.
Важный момент: для того, чтобы Центральный пляж стал действительно променадным, ширину песчаной линии надо увеличивать.
Французы поначалу думали, что песок можно достать со дна и сделать насыпь из него. Но когда они провели анализ грунта, поднятого со дна моря в городской черте, обнаружили, что у нас в песке очень мало самого песка, а всё больше ила.
Поэтому муниципалитету придется решать еще и вопрос закупки и доставки речного или карьерного песка на Центральный пляж.
Однако с учетом того, что железную дорогу не придется убирать, всё равно стоимость работ существенно сократится, утверждает городской голова.
Напомним, что пока все эти предложения – лишь предложения. Каким станет финальный проект реконструкции, еще предстоит решить.
Анна Романенко