Приазовские греки заявили о своем праве называться коренным народом Крыма

Президент Владимир Зеленский зарегистрировал как неотложный законопроект «Про корінні народи України». Украинские греки потребовали включить их в перечень коренных народов Крыма.

«Значит, караимы в этом законе есть, а нас, греков-переселенцев из Крыма, там нет! Это несправедливо. Фактически переселение греков из Крыма в Приазовье было первой насильственной депортацией, осуществленной задолго до депортации крымских татар. Наша историческая родина - Крым», - заявила глава Федерации греческих обществ Александра Проценко-Пичаджи на встрече с депутатами Верховной Рады в Мариуполе.

Напомним, Комитет Верховной Рады по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и Автономной Республики Крым, города Севастополя провел в Мариуполе мониторинговую встречу, на которой, в числе прочего, обсуждался законопроект о национальных меньшинствах. Александра Проценко-Пичаджи выступила на этой встрече от имени украинских греков.

«Можете считать мое выступление официальным заявлением греков-урумов и греков-румеев. Мы требуем признать нас коренным народом Крыма, наравне с крымскими татарами, караимами и крымчаками», - заявила глава Федерации греческих обществ.

В чем непоследовательность данного заявления

До последнего заявления Александры Проценко-Пичаджи, Федерация греческих обществ Украины называла исторической родиной греков-переселенцев Грецию. 

С Грецией, как с исторической родиной, Федерация развивала тесные связи – и культурные, и политические, и социальные. 

Когда греки Приазовья выступили с инициативой открытия в Мариуполе университета с кафедрой греческого языка, в среде самих греков существовала дискуссия, какой именно язык преподавать, сохранять, поддерживать и развивать. Часть диаспоры считала, что сохранять нужно уникальные греческие диалекты – румейский и урумский. Однако победила в споре та часть, которая выступала за сохранение связей с исторической родиной, Грецией, и соответственно за развитие новогреческого языка. На сегодняшний день в Мариупольском государственном университете на кафедре греческого языка преподают новогреческий язык, а не уникальные диалекты.

Почему изменилась риторика

Законопроект «О коренных народах Украины» предоставляет коренным народам большой список преференций и гарантий.

В частности, обязательное представительство в местных органах власти и в Верховной Раде.

Коренные народы имеют право на самоопределение (например, они могут создать свою автономию на территории, которая считается их автохтонной, то есть исконной, родной). 

Могут создавать свои собственные органы местного самоуправления.

Они могут создавать свои собственные правовые, социальные, политические институты.

Коренные народы определяют собственную национальную символику.

Государство обеспечивает всестороннюю защиту и помощь коренным народам.

Как определяет коренные народы законопроект

«Корінний народ України – автохтонна етнічна спільнота, яка сформувалася на території України, є носієм самобутньої мови і культури, має традиційні, соціальні, культурні або представницькі органи, самоусвідомлює себе корінним народом України, становить етнічну меншість у складі її населення і не має власного державного утворення за межами України».

Поселения греков появились на берегах Черного моря на завершающем этапе Великой греческой колонизации, которая хронологически охватывает VIII — VI вв. до н.э., пишет сайт Хвиля. Помимо Северного Причерноморья, греческие города и поселения были основаны на Апеннинском полуострове, берегах острова Сицилия, Средиземного, Мраморного морей и на северном берегу Африки.

Греческая колонизация значительно расширила границы тогдашней ойкумены и была обусловлена целым комплексом причин, тесно связанных с развитием греческого общества. Она была следствием мощного демографического взрыва и интенсивного роста производительных сил в греческом обществе, развития сельского хозяйства, ремесел и торговли.

Накануне своего переселения из Крыма греки проживали в более чем 80-ти населенных пунктах в горах и на Южном берегу Крыма, четверть из них была горожанами. Греки предпочитали южный берег Крыма, где были рассеяны по большому количеству селений. Самыми крупными из них были: Большая Каракуба – 1.423 чел., Стела – 1.228 чел., Мангуш – 773 чел., Сартани – 743 чел., Бишуи – 686 чел., Керменчи – 477чел.

Большинство городского населения промышляла ремеслом, а шестая часть греков занималась торговлей. Основными занятиями сельских жителей в 18 веке были отгонно-пастбищное скотоводство, земледелие (выращивали рожь, просо, пшеницу, ячмень, лен). На Южном берегу греки специализировались на садоводстве, виноградарстве, овощеводстве, рыболовстве. Ханская перепись недвижимого имущества, составленного на полуострове при их переселении, подтверждает относительное материальное благополучие основной массы крымских греков, а также свидетельствует о совместной хозяйственной деятельности представителей различных конфессий и даже священнослужителей. Все это население было встроено в существующую систему расселения и хозяйствования, большинство греков было татароговорящими, немало армян участвовало в самом прибыльном бизнесе тех дней – работорговле и т.д.

Операцию Российской империи по переселению греков в 1778 году  необходимо рассматривать сквозь призму событий, происходивших в южной Украине и Крыму на протяжении почти 20 лет (1768-1787 гг.), то есть от начала русско-турецкой войны 1768-1774 гг. до начала следующей войны между двумя империями — 1787 года.

Изначально основной целью войны с Турцией 1768-1774 гг. со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю, а конечной целью было присоединение Крыма и изменение геополитического баланса сил на Черном море.

Для выполнения этой задачи в конце 18-го века фельдмаршалом Румянцевым был предложен вариант экономического ослабления Крымского ханства путем вывода из Крыма основной категории налогоплательщиков. Таковыми в Крыму были греки, а также армяне и грузины, в руках которых была сосредоточена практически вся торговля ханства. Все они исповедовали православную религию, и сам собою напрашивался вариант спасения православных от мусульманского гнета.

Роль пропагандиста, который  распространил бы информацию о якобы притеснениях православного населения в Крыму, была поручена Екатериной II митрополиту Игнатию, который возглавил переселение коренного народа Крыма, греков, а вместе с ними и армян с грузинами, в Приазовские степи.

Долгие годы депортацию греков из Крыма никто не называл депортацией. Переселение считалось "спасением православного населения Крыма от гнета мусульман".

О результатах переселения более чем красноречиво свидетельствуют строки из прошения, поданного в двадцатых годах XIX столетия уполномоченными греков-переселенцев министру внутренних дел Ланскому: «Мы не в силах подробно описать всего того, что происходило при переселении нашем и как действовали болезни, произошедшие от перемены климата, воды, тесноты квартир и большей частью от неимения их… нелицемерно скажем и по самой истине, что целые семейства пострадали жизнью, а многие лишились половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей; словом сказать из 9 тысяч мужского пола выходцев не осталось и третьей части…»

«Между переселенцами открылись разные недуги и сверх того, появилась в то время в Новороссийской и Азовской губерниях — повальная болезнь, отчего многие в дороге померли».

Те же, кто в открытую сопротивлялся и отказывался переселяться (это были наиболее экономически успешные люди, которым было что терять и оставлять), либо погибли от рук русских солдат (таковых свидетельств и семейных приданий известно очень много), либо были вынуждены податься в бега в леса. Либо же жениться и брать тюркскую фамилию и менять вероисповедание, чтобы избежать печальной участи. В Крыму и сейчас часто встречаются греческие фамилии со специфической приставкой – оглы.