Городские улицы, парки и скверы Мариуполя захватили люди на мини- электротранспорте. Людей на электросамокатах (гироскутерах, моноколесах) сегодня можно увидеть везде: и на тротуарах, и в парках, и даже на проезжей части. Больше всего на улицах электросамокатов, но их статус до сих пор не определен. На проезжей части они вне закона, но скорость, которую самокаты могут развивать, сравнима со скоростью автомобиля - до 30 км/ч.
Как регулировать нахождение мини-транспорта на дорогах, когда, по сути, у него нет статуса, решил разобраться корреспондент 0629.
С чего все начиналось
Если, к примеру, в таких крупных городах, как Харьков, электросамокаты давно пользуются популярностью, до Мариуполя, как говорится, только дошло.
Как сообщила совладелица Интернет-магазина электросамокатов Мила, самые популярные модели стоимостью от 13 до 16 тысяч гривен(!) в Мариуполе раскупаются с большой скоростью.
Дальше - больше. В Мариуполе сразу пять компаний в этом году решили заниматься прокатом электросамокатов. Условия проката разные: кто-то фотографирует документы катающихся, кто-то берет залог в 500 грн и документы.
Как заметил владелец пункта проката самокатов Данил, мариупольцы преимущественно катаются по тротуарам и площадям.
"На электросамокатах, по сути, можно ездить везде, они ни в чем не ограничены,- говорит Данил. - Они не являются транспортным средством и, к примеру, в парках, где запрещено ездить на велосипедах, на самокатах ездить можно. Открытым остается такой вопрос: можно ли на электросамокатах ездить по проезжей части и что для это нужно. Прежде всего, конечно, должны быть установлены светоотражающие элементы, зеркала", - сообщил Данил.
В правилах катания на электросамокате также значится, что на нем нельзя ездить вдвоем, вешать вещи на руль. Во время движения также необходимо соблюдать правила дорожного движения, не повышать скорость перед спуском, не пытаться проехаться по лестнице или преодолевать другие препятствия.
Что думает полиция
"Если так пойдет и дальше, и число электросамокатов будет увеличиваться, то скоро их, как транспортные средства, нужно будет обязательно вносить в правила дорожного движения. Как ранее внесли, к примеру, гужевую повозку",- отмечает руководитель пресс-службы патрульной полиции Ольга Артюхова.
Она отмечает, что проблема сегодня в том, что часть водителей электросамокатов не знает правил дорожного движения. О наличии водительских прав и говорить не приходится.
"Водителю самоката необходимо встать (спешиться), когда он пересекает пешеходный переход. Кроме того, водитель должен быть в шлеме, а в 16 лет обязательно еще и находиться под присмотром взрослых", - отметили в патрульной полиции.
По словам Ольги Артюховой, в Мариуполе не зафиксировано пока ни одного дорожно-транспортного происшествия с участием электросамоката. "Но даже если такое произойдет, то водитель будет считаться пешеходом", - поясняет правоохранитель.
В крупных городах аварии с участием электросамокатов за последние несколько лет случались. В том числе, со смертельным исходом. В этом году в Виннице грузовик сбил 10-летнего мальчика на электросамокате. Он двигался по велодорожке. В результате ребенок погиб. В 2020 в Днепре взрослый мужчина на электросамокате врезался в один автомобиль и упал на другой. Остался жив, но получил телесные повреждения.
Вместо послесловия
Узаконить данный транспорт на государственном уровне хотят уже несколько лет. В 2019 году депутаты Верховной Рады Украины подготовили законопроект №3023 о водителях электросамокатов и электроскутеров, предлагая ввести для них новую категорию участников дорожного движения — «пользователи персонального легкого электротранспорта». Профильный комитет ВРУ утвердил данный законопроект, 268 депутатов за него проголосовали. Но только в первом чтении.
Законопроектом предусмотрены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Закон Украины «О дорожном движении».
Также необходимо определить круг прав и обязанностей новой категории участников дорожного движения, установить ответственность за нарушение, урегулировать отдельные вопросы безопасности других участников дорожного движения, а именно пешеходов и велосипедистов обязать использовать светоотражающие жилеты.
Проектом также предусмотрено, что пользователи электрических транспортных средств имеют право ездить по специальным велосипедным дорожкам, а при их отсутствии - по краю проезжей части дороги, улицы или по обочине.
На сегодня этот закон так и не принят, а самокатов на улицах Мариуполя становится все больше.