Почему заводы саботируют экологическую модернизацию, - мнение министра экологии

Министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Абрамовский в своей авторской колонке издания "Интерфакс-Украина", поясняет, почему до сих пор не принят такой важный для Украины экологический законопроект № 4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности", и почему промышленники саботируют экологическую модернизацию своих предприятий.

0629 приводит главные тезисы.

Большая модернизация производств так и не состоялась

Сегодня в десятках украинских городов идет борьба. Борьба за возможность дышать чистым воздухом, иметь чистые водоемы и реки, не страдать от накопления отходов. По одну сторону противостояния - миллионы украинцев: жители Мариуполя, Днепра, Запорожья, Каменского, Харькова, Кривого Рога и других промышленных городов, которые ежедневно страдают от чрезмерного промышленного загрязнения. По другую - мощное промышленное лобби, для которого на первом месте, очевидно, прибыли, а жизнь и здоровье украинцев - где-то, к сожалению, в конце списка.

Роман Абрамовский /Фото УНИАН

На сегодня, по данным аудита Государственной инспекции энергетического надзора Украины 68 ​​из 75 энергоблоков теплоэлектростанций эксплуатируется более проектного срока. 13 лет прошло со времени утверждения технологических нормативов модернизации для энергетического сектора, 11 лет по введению перспективных нормативов по выбросам коксохимического и 9 лет агломерационного производства украинской промышленности.

Можем ли мы констатировать что в Украине состоялась большая модернизация? К большому сожалению, нет. За 13 лет крупнейшие промышленные загрязнители не спешили экологически модернизировать собственные активы. И как следствие, необходимой модернизации подверглось менее трети производств. При этом степень износа промышленных мощностей с каждым годом только растет и сегодня уже доходит до критической точки - 70%. Также постоянно продолжает расти и количество смертей: больше 50000 украинцев ежегодно заблаговременно уходят из жизни из-за загрязненного воздуха.

Какие шаги необходимо осуществить?

Не надо ничего придумывать. Все лучшие решения уже давно заложены Европейской директивой 2010/75 / ЕС "О промышленных выбросах" (интегрированное предотвращение и контроль загрязнения).

Законопроектом № 4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности", который имплементирует большинство положений директивы 2010/75 / ЕС мы планируем ввести в Украине признанные европейские нормативы и подходы к регулированию промышленного загрязнения.

Внедрение украинским бизнесом НДТМ (наилучших доступных технологий и методов управления) по подсчетам разработчиков законопроекта позволит значительно уменьшить выбросы загрязняющих веществ в Украине уже в следующие 4-12 лет. 

Этот законопроект, один из важнейших для окружающей среды, уже дважды выносили для голосования в первом чтении в зал парламента. В первый раз он столкнулся с мощным промышленным лобби в Верховной Раде Украины. Во второй - оказался непроходным из-за недостаточного количества депутатов в зале в конце пленарного заседания в пятницу.

Сроки. Законопроектом 4167 заложено около 12 лет на модернизацию сложных производств - неужели этого мало? 

Приказом тогда еще Минприроды от 29.09.2009 № 507 были утверждены нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ от коксовых печей и установлен норматив, который и сегодня значительно мягче соответствующего европейского. За 11 лет модернизации не подверглась даже треть источников выбросов. По факту, только через 8 лет после утверждения нормативов, только одно !!! предприятие начало реконструкцию и планирует ее завершить в этом году. Второе крупное предприятие, которое является одним из крупнейших загрязнителей, еще даже не начало реконструкцию. 

Более того, сроки модернизации по требованию бизнеса отложили до 1 января 2021, однако впоследствии их снова перенесли, теперь из-за Covid-19.

Легко обещать, и трудно выполнять.

Сегодня, от промышленных лоббистов мы снова слышим стенания об очередном переносе установленных сроков. Их главный аргумент: Европа, якобы имела гораздо больший срок времени для модернизации. И здесь сразу хотел бы напомнить, что между украинским и европейским подходом к ведению бизнеса - колоссальная разница, я бы даже сказал - пропасть. В то время как европейцы проводили обязательную модернизацию промышленности, в Украине, правдами и неправдами ее пытались избежать. Это суть бизнеса. Если можно работать в размытых рамках - бизнес будет в них работать и не будет тратить средства на то, что по мнению владельцев и руководителей можно отложить, особенно если можно избежать и ответственности.

Если бы мы имели более жесткие и безапелляционные условия модернизации, то за более 10 лет, можно было бы еще через два - три года выводить 20% производственных мощностей для реконструкции. Ведь мировые цены на украинскую промышленную продукцию всегда имели тенденцию к росту, за исключением определенных кризисных периодов, особенно, если речь идет о сырьевых продуктах.

Сегодня прибыли отдельных предприятий достигают астрономических в украинских реалиях сумм. Какой процент этих средств расходуется на модернизацию? Мягко говоря, критически недостаточно.

Модернизация. Быть или не быть?

Около 12 лет на модернизацию закладывает законопроект №4167. За это время, аккумулируя финансовый ресурс, демонстрируя Европе стремление к гармонизации и общих рынков и, таким образом, открывая возможности инвестиций и кредитов, проводя постепенные ремонты производственных мощностей - реально осуществить масштабную модернизацию.

В любом случае, хотел бы еще раз подчеркнуть, что мартеновские печи, образца конца XIX века не могут работать в Запорожье с заоблачными выбросами, превышающие все действующие украинские "снисходительные" нормативы. Владельцы этих предприятий, в любом случае, должны принимать взвешенные решения и строить современное производство.

Увидит ли украинская промышленность европейские НДТМ?

Законопроект предусматривает, что бизнес будет получать экологические разрешения сначала по существующим нормативам, действующим в Украине. Самый оптимистичный сценарий сейчас такой: европейские НДТМ (наилучшие доступные технологии и методы управления) вступят в силу только через 4 года. Конечно, предприятия обратятся в Минэкологии или в Кабинет Министров (определит законодатель), продемонстрируют свою экономическую состоятельность и план модернизации и на основе оценки этих данных по сравнению с вредом окружающей среде будет приниматься решение о возможном отступлении. Поскольку процедура будет полностью оцифрована, такой сценарий абсолютно честный и прозрачный как для участников разрешительного процесса так и для общественности.

В то же время ведутся дискуссии о том, что Украина должна отменить привязку к европейским нормативам, или вообще изобрести собственные "украинские НДТМ". У подобных решений один финал - следующее поколение украинцев потеряет возможность жить в современной и чистой европейской стране, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке но не страдать от промышленных отходов.

Условия отступления: почему их нет в законопроекте?

Главные жалобы бизнеса, в законопроекте отсутствуют условия отступления по внедрению НДТМ. Позиция Минэкологии четкая и понятная: условие предоставления отступления транспонированное с ЕС, когда достижения нормативов, определенных в выводах НДТМ приведет к непропорционально высокой стоимости по сравнению с преимуществами для окружающей среды, и закреплено в законопроекте.

Зато методики расчетов, оценки и рассмотрения отступления должны быть проработаны на уровне подзаконных актов, которые будут обсуждаться в установленном законодательством порядке. 

Последствия

Бизнесу, который упирается необходимой модернизации, уже удалось затянуть принятие законопроекта №4167 почти на год. Пока идут дискуссии, модернизировать промышленность и откладывать на десятки лет эту самую модернизацию, в Украине уже сегодня из-за загрязненного воздуха, в отдельных регионах, дети рождаются с тяжелыми болезнями.

По данным многолетних наблюдений Центра медицинской статистики областной больницы им. Мечникова в Кривом Роге, которые есть в распоряжении ОО "Достаточно Травить Кривой Рог", было обнаружено корреляции между показателями заболеваемости населения города и факторами загрязнения окружающей среды: количество онкологических заболеваний увеличивается из-за загрязнения воздуха тяжелыми металлами и другими токсичными веществами, такими как оксиды азота и органические соединения.

Согласно методике расчета медико-экологического коэффициента для установления расходов местных советов на охрану здоровья населения городов областного подчинения и сельских районов Днепропетровской области, для Криворожского региона влияние экологического фактора в причинах заболеваемости оценивается в 37%. 

Если отмотать время на 10 лет назад и представить, что крупнейшие промышленные загрязнители тогда начали процесс модернизации, сегодня Украина не имела бы один из самых высоких уровней загрязнения воздуха в Европе. Мы не хоронили ежегодно более 50 000 наших граждан, которые преждевременно уходят из жизни из-за загрязнения атмосферного воздуха, а страна бы не теряла из-за этого около 6% ВВП . А это - около 250 млрд гривен. Для понимания, такая сумма равна годовому бюджету МОЗ Украины, или половине годового бюджета Пенсионного фонда Украины. 

Читайте также: Пока без чистого воздуха. Депутаты провалили важный экологический закон. Как голосовали мариупольские нардепы