Почти 2,5 года в Мариуполе работает прачечная учреждений образования, которая занимается стиркой, сушкой и глажкой белья для детских садов. Она открывалась болезненно. Инновация вызывала массу нареканий со стороны работников детских садов. Муниципалитет с мнением педагогов не соглашался и гнул свою линию: централизованная прачечная будет не только эффективной, но и экономной, говорили в мэрии.
Весной этого года прачечную преобразовали в сервисный центр. Теперь, кроме стирки белья, там оказывают сервисные услуги (мелкий ремонт и пр.) и клининг.
Сегодня мы решили посмотреть, как работает сервисный центр, какую экономию для бюджета и карманов родителей он принес, довольны ли руководители учреждений образования данной оптимизацией. Экскурсию для журналистов 0629 лично провел заместитель городского головы Александр Кочурин.
Прачечная
По словам Александра Кочурина, идея создания городской прачечной возникла сама собой. Ранее белье стирали в каждом детском саду в обычной стиральной машинке. В штате детсадов находились две прачки, которые стирали и гладили белье вручную. Платили им минимальную зарплату. А деньги на стиральный порошок сдавали родители.
«В какой-то момент по очереди начали выходить из строя стиральные машинки, - рассказал Кочурин. – Их нужно было менять. А всего таких машин в городе почти 300 – по одной-две в каждом детском саду. И тогда мы приняли решение менять не просто стиральные машинки, а всю систему».
Изначально городские власти рассмотрели вариант использования частных прачечных. В Мариуполе их две, но качество обслуживания, как и цены, не устроили представителей города.
Просчитав калькуляцию, стало понятно, что гораздо выгоднее создать единую прачечную с современным оборудованием, которая бы обслуживала все учреждения.
Единоразовые затраты на приобретение всего оборудования и автомобиля для доставки белья в детсады составили около 4,5 млн грн. За год прачечная (зарплаты сотрудников, оплата электроэнергии, моющих средств, топливо для автомобиля) забирает из бюджета чуть более 4 млн грн.
«Ранее в детских садах было по две кастелянши, по одной-две обычных наших домашних стиральных машинки, - рассказал Кочурин. – Моющего было недостаточно, потому на порошки собирали с родителей. А если у кого-то из детей была инфекция, то обычная машинка ее не убивала. Гладили также вручную».
Все это обходилось городскому бюджету в 14 млн грн в год, а по подсчетам Кочурина, еще порядка 4 млн грн сдавали на моющие средства родители.
То есть, при такой калькуляции, прачечная окупилась меньше чем за год, а сейчас приносит бюджету реальную экономию.
Был разработан график, согласно которому в каждом детском саду меняют белье раз в неделю. Грязное белье привозят ко входу в прачечную в пронумерованных мешках. Также пронумерована каждая единица белья. Это дает возможность не путать постельное между детскими садами.
Сначала его расфасовывают по виду белья. Простыни и наволочки стирают отдельно, махровые изделия – отдельно.
По словам директора сервисного центра учреждений образования Александра Ильина, каждую машинку загружают полностью для экономии моющих средств и электроэнергии. Затем махровые изделия сушат в специальной машинке, простыни – сушат и гладят в гладильном каландре в соседней комнате.
Далее сухое и выглаженное белье сортируют по мешкам и через другую дверь грузят в автомобиль.
За сутки прачечная способна выстирать и выгладить до 1,5 тонн белья. Работает она круглосуточно – 4 смены по 12 часов. Всего вместе с водителями этим делом занимаются 24 человека. За свой труд «чистыми» сотрудники прачечной получают около 7 тысяч гривен.
Стирают белье в трех профессиональных стиральных машинках итальянского производства. Они автоматически по специальной программе подбирают химию из 4 емкостей (размягчитель для воды, стиральное вещество, отбеливатель, ополаскиватель) и подают ее в нужных пропорциях. При этом белье после стирки не имеет никакого запаха.
«Единственное, что мы хотим еще изменить, – выбрать универсальный цвет белья для всех детских садов города, - рассказал Кочурин. – Мы определимся с цветом и будем предлагать родителям по программе «Ответственное родительство» 50 на 50 постепенно закупать такое белье».
Чистка ковров
В марте 2021 года городской совет решил расширить услуги сервисного центра и создал участок клининга. Было закуплено оборудование немецкой фирмы «Karcher» - 2 профессиональных пылесоса, моющий пылесос и сушка для ковров. Деньги на это удалось изыскать благодаря экономии в городском бюджете. В штат были наняты 2 сотрудника – молодых парня, способных справиться с тяжелым оборудованием.
Их задача – чистка ковров в детских садах. Ранее это делали сотрудники и родители самостоятельно – они выносили ковры на улицы, выбивали, чистили их. Теперь этим занимаются работники сервисного центра. Они заезжают со всем оборудованием в детский сад. Для них предоставляют комнату, куда приносят все ковры, а ребята их чистят.
Пока этой услугой воспользовались 12 садиков, а задача – за год обойти все. В настоящее время ковры чистят на базе детского сада №16.
Ремонтная бригада
15 марта на базе сервисного центра начал работу участок сервиса. Он заменил слесарей в школах и детских садах города.
«Раньше почти в каждом учреждении образования был свой работник, который занимался мелким ремонтом. Платили ему минимальную зарплату, а он выполнял поручения, - рассказал Кочурин. – Естественно, на минималку специалистов не найдешь, потому чаще всего работали там пенсионеры. В некоторых садиках вообще никого не было».
Задача перед сервисным центром стояла четкая – создать ремонтные бригады по одной в каждом районе города. В нее должно входить по 5 человек. Такие себе универсальные солдаты, которые в случае необходимости смогут и проводку отремонтировать, и скамейку починить, и трубы прочистить. Найти специалистов было непросто, но это удалось. Кто-то потерял работу после закрытия СРЗ, кто-то ушел с завода из-за аллергии на заводскую пыль.
Зарплата здесь средняя – 11-12 тысяч чистыми на руки. Но уже в 2022 году ее хотят поднять до 15 тысяч на руки.
По словам ребят из ремонтной бригады Приморского района, всему, что они умеют, учились самостоятельно. Сегодня они ремонтировали детскую песочницу, до этого помогали с ликвидацией последствий непогоды, а на днях решали проблему с проводкой в школе в поселке Слободка. При включении бойлера отключалась электроэнергия во всей школе. На проводку пришлось потратить три дня,
Работают бригады по пятидневному рабочему графику, но в случае чрезвычайных происшествий кто-то из бригады готов прибыть и в выходные. Пока подобных происшествий не было.
По словам Александра Ильина, до сегодняшнего дня никаких накладок в работе бригад не было. Все вопросы решались в рабочем порядке. Но в случае необходимости к аварийной работе могут привлечь бригаду из другого района.
Автомобили рабочих бригад оборудованы всем необходимым. У них есть весь инструмент для различных работ. А чего нет – планируют докупить. К примеру, сейчас ведутся торги по закупке отбойных молотков. Оказалось, они также нужны.
Опасения и ожидания
Изначально руководители детских садов очень сильно опасались того, что нововведения создадут большие проблемы. К примеру, белье из прачечной будут доставлять не вовремя или оно будет не достаточно чистым, недостаточно сухим или вообще из другого садика. Непонятно было, как поступать, если малыш обмочится во время сна, и потребуется экстренная стирка.
Мы связались с руководителями нескольких детских садов и попросили анонимно рассказать о реальной ситуации со стиркой белья. Оказалось, опасения и тревоги, с которыми они входили в реформу, были напрасными.
«Мы очень боялись, но сейчас все прекрасно. Раз в неделю к нам привозят белье. Оно чистое, хорошего качества стирки. Сначала были небольшие сбои в графиках, но сейчас белье всегда привозят вовремя», - рассказала руководительница одного из больших детских садов Мариуполя.
По факту пострадали только прачки. Их сократили. Но практически все они были пенсионного возраста. А что касается стиральных машин их оставили. В экстренных случаях, белье в садах стирают кастелянши.
Но не успели в садиках привыкнуть к одному новшеству, как с 1 июня в садах и школах уволили всех слесарей. Естественно, это опять вызвало тревогу и страхи.
«У нас работал очень хороший мужчина, он все умел делать и всегда на все откликался. Теперь мы переживаем, если вдруг прорвет кран, то кто прибежит на помощь. Смогут ли быстро приехать ремонтники?» - говорят в одном из детских садов.
Но, а те, где слесарем числился не совсем толковый работник, нововведению только рады.
«Не скрою, наш любил выпить после работы и особо каких-то сложных задач не выполнял, - призналась директор еще одного садика. – Мог стул починить. А так обычно ходил присматривал за территорией. Но, а что от него еще просить за минимальную зарплату. Так что новшеству мы только рады».
Пока руководители этих детских садов еще не столкнулись с новыми рабочими, а потому не знают, как это будет. Все неизвестное пугает. Но один плюс от нового сервиса уже есть - всех заведующих предупредили, что теперь не нужно собирать деньги с родителей, а можно о любой проблеме сообщить в сервисный центр.
И последнее опасение – оптимизация сотрудников охраны. Их заменили камерами видеонаблюдения и централизованной системой охраны. Теперь детские сады охраняются при помощи сигнализации.
«А вдруг сигнализация сработает на кошку или открытую форточку», - говорят сотрудники детских садов. Так же переживают, если вдруг придется задержаться в саду, если какой-то родитель опоздает, как сдавать сад на сигнализацию. В общем, есть вопросы у педагогов.
Как эти вопросы будут решаться на практике - покажет только время.