«Мариупольский эффект». Кажется, в официальной терминологии украинского политикума появился новый термин. Он обозначает город, который взлетает – в прямом и переносном смысле слова.
Именно так воспринимают Мариуполь в Украине и в некоторых других странах. Город, который еще 7 лет назад был неухоженным и унылым, сегодня, за такой короткий промежуток времени, благодаря реформе децентрализации, смог аккумулировать значительные финансовые ресурсы. И этими ресурсами теперь модернизируется городская инфраструктура.
Посмотреть на «мариупольское чудо» приехали политики, чиновники, депутаты Верховной Рады. Они собрались на инвестиционном форуме «Мариуполь - 2030», который проходил в минувшую пятницу в Мультицентре.
Это не первый инвестиционный форум в Мариуполе, а как минимум, третий. Первым стало «переосмысление», RE:think, инициированное президентом Владимиром Зеленским.
Вспоминая об этом событии, мэр Мариуполя Вадим Бойченко очень оптимистично говорил об инвестициях, которые удалось после той встречи привлечь под реализацию крупных инфраструктурных проектов, представленных мариупольским муниципалитетом. Однако это, конечно, не совсем точное описание результатов. Вряд ли можно назвать настоящими инвестициями кредитование европейскими банками или грантовую поддержку города европейскими и американскими институциями. Крупных инвесторов в Мариуполе по-прежнему нет.
Город ищет настоящих инвесторов для строительства аквапарка, парка аттракционов Мариленд, для возведения нового жилья. Мариуполь ждет, когда какие-то крупные частные компании начнут, наконец, открывать здесь свои представительства. Но пока что единственным крупным инвестором остается Метинвест.
Нынешний инвестиционный форум, вероятно, будет иметь похожие результаты. Все восхитятся успехами Мариуполя, ораторским мастерством Вадима Бойченко, его менеджерским талантом, в очередной раз назовут Вадима Сергеевича лучшим мэром Украины, после чего повезут свои деньги на другие форумы, в другие города страны – те, куда добраться легче, чем в Мариуполь.
Самолеты и самолетики
На экране проектора, который разместился за спинами гостей форума – оживающий самолетик. Он периодически отрывается от стрелочки, опоясывающей якорь – символ Мариуполя, а потом взлетает и кружит по экрану.
Самолет, без сомнения, стал топовой темой этого форума. Не ошибемся, если скажем, что ради запуска этого условного самолета всё и затевалось.
Описывая детально уже достигнутые успехи Мариуполя на пути модернизации, Вадим Бойченко делает четкую проекцию на будущее: развитие города невозможно без возобновления авиасообщения с Мариуполем и без того, чтобы сократить время в пути в Киев по железной дороге.
Об аэропорте говорит и руководитель Национального совета реформ Михеил Саакашвили.
Секретарь Национального инвестиционного совета при Президенте Украины Леван Варшаломидзе представляет туристические возможности Мариуполя и снова – об аэропорте.
Представитель Латвии, прибывший на форум, также категоричен: хотите, чтобы к вам приезжали европейцы – открывайте аэропорт.
И министру инфраструктуры Александру Кубракову, который не случайно оказался на форуме в Мариуполе, пришлось давать ответы на ребром поставленные вопросы: когда в Мариуполе заработает аэропорт? Когда дорога «железкой» сократится с 14 до 10 часов?
Александр Кубраков несколько раз попросил не давить на него. Но ничего не вышло. Самолетик за его спиной, как 25-й кадр, все летал и летал, подталкивая к разговору о главной (а возможно и единственно настоящей) теме форума – транспортном сообщении с Мариуполем.
«Мариуполь – остров на карте Украины, - признал Кубраков. – Мы это понимаем. Но он не единственный «остров». Например, Черновцы – тоже в некотором смысле остров. И нам действительно нужно делать шаги, чтобы снять эту оторванность. Но не давите. Вопрос с открытием аэропорта в Мариуполе решается в Генштабе. Поверьте, там сейчас работают конструктивные люди. Они понимают всю важность вопроса. Думаю, через две недели вопрос будет решен».
В идеальной картине мира мариупольских чиновников, это сразу же откроет Мариуполь и для настоящих инвесторов, и для настоящих туристов.
Про туризм
В туристические возможности Мариуполя не верят в первую очередь сами мариупольцы. На это обратил внимание Михеил Саакашвили.
Он много и эмоционально говорил о том, что Куяльник ничем не лучше Мариуполя, что мариупольская грязь такая же целебная, как в Мертвом море. А если и не такая же, то какая разница – главное всем говорить, что такая. «А вы что думали? Туризм так и делается. Он строится на мифах».
Его единомышленник Леван Варшаломидзе показывает презентацию туристических возможностей, убеждая, что достаточно построить новую набережную – и инвесторы сами придут и принесут в город деньги, и дальше все сделают уже они, отвечая на запрос туристов.
Пока что туристов откровенно недостаточно. Но их и не может быть много, пока не решатся важные инфраструктурные проблемы Мариуполя.
«Поймите, развитие туризма – это в первую очередь для мариупольцев. Можно, конечно, построить гостиницу. Но вряд ли это сработает. Нужно создать комфортные условия для жизни людей. И тогда город станет интересен не только мариупольцам, но и людям из других городов».
Идеи, которые предлагает Леван, из дня сегодняшнего выглядят как абсолютная фантастика. Например, его команда хочет построить фуникулер не только на Песчаном пляже, а связать им практически весь город – до самого Левобережья.
Но Вадим Бойченко убежден: надо мечтать, воплощать мечты и менять представление о Мариуполе как об индустриальном городе. По его мнению, город должен быть готов к тому неотвратимому моменту, когда главный работодатель Мариуполя начнет сворачивать старое производство, высвобождая людей. Нужно иметь альтернативу для бывших металлургов. И мэр по-прежнему считает, что туризм вместе с IT-отраслью может дать новые и хорошо оплачиваемые рабочие места.
С небес на землю
Прекрасная картина будущего, которую всеми силами перед гостями форума рисовали мариупольские чиновники, разбивается о Метинвест. Можно говорить о самой длинной набережной, и не замечать завод. Можно строить фуникулер к Левобережному пляжу – и не видеть «Азовсталь». Но вряд ли Ринату Ахметову понравится, если вагончики с туристами будут курсировать аккурат над конвертерным цехом.
«Мы однозначно понимаем диссонанс, который вносит это советское наследие в центр города. Мы это прекрасно понимаем, - говорит в эксклюзивном интервью нашему сайту генеральный директор «Метинвест Инжиниринг» Марьяна Васильева. - У нас нет вариантов, кроме как заниматься приведением завода в удобоваримый вид, заниматься снижением выбросов».
Наконец-то Метинвест нашел техническое решение для того, чтобы накрыть зонтом конвертеры «Азовстали» и улавливать неорганизованные выбросы, отравляющие воздух.
«Мы нашли инженерное решение, и оно уникально. Во всем мире конвертерный цех сразу строится с накрытой газоочисткой. А у нас цех 60-х годов. И мы очень долго искали, как вписать в уже существующую конструкцию цеха укрытие газоочистки. И вот наконец с австрийской компанией PRIMETALS мы нашли решение. Оно на 100% уберет неорганизованные выбросы в конвертерном цехе. И мы знаем, что это будет качественное решение, с гарантированным результатом. Реализация проекта намечена на 2022 год», - рассказала Васильева.
С сероочисткой коксохима Метинвест тоже решит проблему.
«Сейчас по цеху сероочистки уже проходит тендер на выбор поставщика основного оборудования. В тендере участвуют немецкие, итальянские компании. Мы занимаемся также перекладкой коксовых батарей. В принципе, приводим в порядок. Но мы также понимаем, что это центр города, и это временное решение проблемы».
Кардинальное решение было бы возможно только в одном случае – если бы производственные мощности «Азовстали» перенести на площадку ММК им. Ильича, освободив побережье для развития технопарков и туризма. И эта идея все громче обсуждается последний год. Пользуясь случаем, мы напрямую поинтересовались у Марьяны Васильевой, есть ли основания для таких разговоров? Обсуждает ли Метинвест такую возможность? И вот что она ответила.
«Конечно, основания для таких разговоров есть. Мы просчитываем этот сценарный, делаем анализ: когда, где, сколько. У нас уже есть под сотню вариантов – как лучше, как оптимально. Нам нужно это решение доработать, для того чтобы увидеть, что это возможно, что это работает. И в скором времени мы выйдем в публичную плоскость в этой истории».
Марьяна Васильева признается: «Есть вещи, которые мы объективно не сможем сделать без масштабной перестройки «Азовстали». И вот эту масштабную перестройку мы продумываем, как сделать, чтобы она соответствовала общей концепции развития города. Наберитесь терпения. Думаю, что решение будет принято уже в начале 2022 года».
По мнению гендиректора «Метинвест Инжиниринг», те операционные решения, которые сегодня принимаются Метинвестом, на самом деле не отражают ту глобальную концепцию, которая становится лидирующей в металлургии за рубежом. Это декарбонизация производства стали, так называемая зеленая металлургия.
Метинвест не сможет игнорировать эту тенденцию. И декарбонизация войдет в долгосрочную стратегию Метинвеста. Однако, по словам Васильевой, переход на зеленую металлургию займет десятки лет.
Возможно, к 40-му или к 50-му году в Мариуполе площадь под заводами сократится в десять раз (зеленая металлургия требует намного меньше территории); трубы, эти многокилометровые коммуникации, опутывающие заводские цеха, тоже станут не нужны. Заводы станут красивыми и чистыми.
Доживем ли мы до этой сказки?
Пока что эффект Мариуполя – как эффект бабочки. Слушаешь мэра и, будто во сне, попадаешь в будущее, где вода – чистая, машины не крадут, бизнес – не отжимают, мусор – перерабатывают, и вообще, Мариуполь – самый безопасный город в мире. А стоит открыть глаза, и оказываешься в реальности, которую очень хочется подкорректировать.
Анна Романенко
В материале использованы фотографии пресс-службы Мариупольского городского совета.