«Уберите свои внутренние барьеры», - обратился к присутствующим заместитель городского головы Александр Кочурин перед началом презентации первой туристической стратегии, разработанной в Мариуполе.
И было понятно почему. Разработчики проекта дали разгуляться своей фантазии настолько, что вместе с просьбой убрать барьеры, можно было смело попросить присутствующих еще и пристегнуться.
Вы пристегнулись? Мы начинаем.
Три месяца назад команда экспертов из Грузии приступила к разработке туристической стратегии Мариуполя. Надо сказать, что Мариуполь пока единственный город в Украине, который будет иметь такую стратегию.
Цель – амбициозная: за пять лет увеличить число туристов в Мариуполе с 16 тысяч до 600 тысяч человек в год, а доход от туристической деятельности довести до 200 миллионов долларов в год.
«Конечно, это может показаться абсолютно нереальным. Но поверьте, это достижимые показатели. Весь наш опыт подтверждает это», - говорил Леван Варшаломидзе, один из создателей «батумского чуда» и автор мариупольской туристической стратегии.
Общая концепция стратегии: Мариуполь – город двоих. Два берега, две основные национальные культуры, украинская и греческая. В общем, дуализм во всем. Ну а любовь – основа основ. И Мариуполь, по задумке, должен стать таким местом, где можно будет вступить в брак 24 часа в сутки.
От редакции 0629: идея очень правильная. Мы писали материал об оригинальной свадьбе Берг-Сосновских, и поняли, что запрос на такую услугу есть. И если в Мариуполе можно будет расписаться в полночь на крыше, думаем, в город потянутся молодожены со всей Украины.
Культура
Традиция фестивалей должна быть сохранена. Нужно усиливать национальный колорит, местные особенности, для того чтобы выделяться среди остальных городов страны. Греческая культура для большинства регионов Украины звучит экзотически, поэтому акцент нужно сделать именно на этом. Если мы хотим привлечь туристов в Мариуполь.
Спорт
Здесь ничего нового не прозвучало. Развиваем спортивную инфраструктуру, велодорожки, уличные спортивные площадки.
Экскурсии
Здесь тоже не прозвучало свежих предложений. Но, собственно, наверное, и не должны были авторы стратегии это делать. Какие именно экскурсии проводить, - это часть работы мариупольских краеведов, историков, музейных работников.
Пьяцца
А вот это интересно. Авторы стратегии предлагают создать на месте нынешнего неработающего ликероводочного завода свою Пьяццу, по принципу батумской. Это такая площадь в центре квадратного или прямоугольного здания. В самом здании размещаются маленькие ресторанчики с национальными кухнями самых разных стран, даже экзотических. Причем это не просто ресторанчики – это маленькая «реконструкция» какого-то знаменитого места на карте мира, чуда света или что-нибудь в этом роде.
От редакции 0629: бывший ликероводочный завод, а в конце 19 века – винный склад – наилучшее место для реализации такой идеи. К сожалению, он до сих пор находится в частной собственности. Городской совет начал процесс по возвращению исторического объекта в коммунальную собственность, но процесс этот не будет быстрым.
Лендмарки
Это слово имеет сложное значение. Грубо говоря, лендмарк обозначает визуальное выпячивание какого-то объекта. Согласно стратегии, в Мариуполе должны появиться 4 новых лендмарки, которые должны превратиться в новые туристические магниты на карте города:
Новый Мариуполь – построенный с нуля квартал современных зданий, новый город. Предположительно, в Приморском районе Мариуполя.
Старый город – полностью реконструированные дома по улицам Нильсена и Георгиевской, с сохранением исторического облика и цветовой гаммы зданий. Сами улицы должны стать пешеходными.
Меотида – природный заповедник должен стать частью туристического маршрута по Мариуполю.
Канатная дорога – четвертый лендмарк, который, по идее, соединит предыдущие три. То есть канатная дорога должна протянуться от нового ультрасовременного квартала небоскребов – через Старый Мариуполь – на Левый берег, к Меотиде, природному заповеднику.
От редакции 0629: идея, конечно, сногсшибательная, но и абсолютно сумасшедшая. И сегодня невозможно поверить в ее реалистичность. На пути к ее реализации - не только фантастический финансовый ресурс, который потребуется, но еще и завод. Если только пролет над конвертерным цехом с поглощением в легкие половины таблицы Менделеева не будет частью экстремальной программы для туристов.
Инфраструктура
Для реализации туристической стратегии Мариуполю, естественно, нужно будет строить новую инфраструктуру.
Помимо Нового Мариуполя и канатной дороги, есть идея построить местный Санторини. Задумка такая: раз Мариуполь – наполовину греческий город, то неплохо было бы для привлечения туристов создать такой красивый греческий квартал, с национальным колоритом, греческими ресторанчиками и живой фотозоной.
От редакции 0629: на наш взгляд, абсолютно ложная идея. И дело не только в том, что в Мариуполе нет подходящего ландшафта. Идея ложная по своей исторической сути. Неправильно воссоздавать Санторини, потому что в Мариуполе никогда не было условного "Санторини". Мариупольские греки, в большинстве своем, - выходцы из Крыма, а не из Греции. И в их культуре больше оттуда. И архитектура, и гастрономия мариупольских греков мало чем похожа на Грецию.
Создавать греческий квартал, конечно, нужно, но для этого ничего специально не нужно строить. Все это уже и так есть в Мариуполе, в его старой части. Надо просто вложиться в реконструкцию и развитие концепции.
Рыбацкий поселок – еще одна масштабная инфраструктурная идея. Естественно, это условный поселок. Но он может быть очень интересным стилизованным местом, где будут рыбацкие баркасы, торговые рыбные ряды, живая рыба прямо на улице, где ее тут же можно приготовить и съесть, рыбные ресторанчики.
От редакции 0629: отличная идея. Но есть маленькая проблемка: из-за государственной политики в отношении рыбных ресурсов, из-за тралов, которые убивают рыбу, из-за отвратительной экологии, которая тоже убивает рыбу, в море осталось ее крайне мало, а на суше, в связи с этим, почти не осталось рыбаков. Разве что из Урзуфа и Ялты придется звать рыбаков и торговцев рыбой. Может, там они еще остались.
Каких туристов мы ждем
В Мариуполе хотят развивать разные виды туризма.
Основной – конечно, морской. Но кроме того, в перспективе, здесь может появиться медицинский туризм, если городские власти сумеют реализовать свою идею по строительству крупного медицинского центра в Мариуполе.
Есть предложение также развивать mice-туризм. Так называют «деловых туристов», которые приезжают в Мариуполь для участия во всевозможных научных конференциях.
От редакции 0629. Пока, конечно, для него в городе нет никаких условий. Нет залов, где можно было бы проводить подобные мероприятия, нет самолетов, которые бы за час доставляли гостей из разных уголков Украины в Мариуполь. Но как идея на далекую перспективу – почему бы и нет.
Минусы
И авторы стратегии, и представители городских властей признают, что у этой стратегии много слабых мест. Одно из таких – плохая экология.
Мэр Мариуполя Вадим Бойченко, презентуя стратегию, очень оптимистично высказался об экологической ситуации в Мариуполе. Ведь Метинвест пообещал декарбонизацию и переход на чистые виды производства стали. Однако Вадим Бойченко не сказал при этом, что переход на чистую металлургию Метинвест обещает через 30-40 лет, а туристическая стратегия рассчитана на 5 лет.
Будут ли ехать сюда туристы? Честно ли это – обманывать их, мол, за 5-7 дней, которые вы проведете в Мариуполе, с вашим здоровьем ничего плохого не случится?
В муниципалитете верят в то, что грязные заводы и пыль не станут препятствием для развития туризма. А вот мнение гостей Мариуполя не всегда совпадает с этой верой.
«Несмотря на море и хорошую инфраструктуру в центре, как турист я сюда не приеду. Вот две причины. Здесь нечем дышать. Это критично и ужасно. Здесь нет атмосферы, дружественной к туристам...» - написала в своем Фейсбуке киевская журналистка Гаяне Авакян.
И эту ситуацию не сможет изменить даже самая лучшая туристическая стратегия.
Так что пока бизнесу, задействованному в развитии туризма, приходится не очень просто. За их усилия и вклад в мечту про туристический город – впервые! – мариупольские власти вручили награды.
Среди получателей – Bar Bro, кафе «Марія Федірівна», Mariupol International Boat Show, хостел «Ёж», отель «Посейдон», кафе «Мистер Бин» и другие.
Городские власти пообещали сделать туристическую стратегию доступной для просмотра. После обсуждения ее нужно будет принять на сессии городского совета. Ну а потом – начинать работать.
Анна Романенко
В материале использованы фотографии, предоставленные пресс-службой Мариупольского городского совета.
Читайте также: Маріуполь туристичний: чим планують приваблювати туристів. Нові ідеї, - ФОТО
«Эффект Мариуполя»