Сколько денег в мариупольской тумбочке. Анализ бюджета - 2022

В среду 22 декабря депутаты городского совета будут принимать бюджет Мариуполя на 2022 год. Аналитик ГО "ИНициативная группа "Разом" Олег Харченко проанализировал главный финансовый документ Мариуполя и постарался очень просто пояснить, каким будет финансовый год-2022.

Бюджет, как вы знаете, это не деньги мэра или чиновников, это наши с вами налоги, и мы должны знать, как и куда их планируется потратить в следующем году. Сам проект бюджета состоит из 10 xls-таблиц и пояснительной записки. Уйма цифр и букв, но давайте попробуем в них разобраться. Не претендую на истину в последней инстанции, некоторые мысли будут моими предположениями, но в целом, картину основного финансового документа Мариуполя можно будет понять.

Средства, которые планируется получить в бюджет города в 2022 году будем сравнивать с фактическими поступлениями за 11 месяцев 2021 года + прогноз декабря. То же самое и с расходами. Фактические цифры бюджета 2021 будут только в январе-феврале следующего года и, возможно, будут отличаться от прогноза.*

* Цифры изложил в сравнительной таблице в конце текста.

Итак, в бюджете 2022 запланировано поступление доходов в сумме 5,735 млрд. грн, что на 128 млн. больше чем в 2021 году. При этом налоговых поступлений планируется получить на 694 млн. больше прошлого года, а вот субвенций* из государственного и областного бюджета запланировано на 586 млн. меньше чем ожидается до конца 2021 года. Тут стоит объяснить что такое субвенция и почему мы «не рассчитываем» на помощь столицы и области.

* Субвенция (от лат. subvenio «прихожу на помощь») - это форма денежной помощи местному бюджету Мариуполя из государственного (областного) бюджета, которая предназначена для конкретно определенных целей (программ). 

Так как на момент планирования бюджета на следующий год мы не совсем уверены в помощи государства и области в тех или иных вопросах, то закладываем только финансирование, связанное с социально-защищенными статьями бюджета: образовательная субвенция (зарплата учителей) – 726,5 млн. из государственного бюджета и 30 млн. субвенций из областного бюджета. По мере подтверждения Киевом и Краматорском их участия в тех или иных программах (проектах), мы надеемся получить значительный объем финансирования на развитие города. Так, в 2021 году таких субвенций было получено почти 700 млн. Это были субвенции на строительство школ, больниц, парка Гурова, плавбассейна Нептун и других объектов города.

Отвлеклись на субвенции, а теперь вернемся к доходам бюджета в виде налогов. В 2022 году планируется получить налога на доходы физических лиц (сокр. НДФЛ – налог с зарплаты по-простому или подоходный налог по-старому) на 628 млн. больше чем в текущем году. Связано это в первую очередь с ростом минимальной зарплаты, которая потянет за собой рост зарплат в бюджетной сфере и коммунальных предприятиях. Ожидается рост поступления акцизного сбора (+11 млн.), связанный с запланированным поднятием акциза на алкоголь (5%) и табачные изделия (20%). Кроме этого планируется увеличение поступлений от налога на недвижимость (+29,8 млн), связанное с ростом минимальной зарплаты, к которой привязаны ставки налога, а также рост земельного налога (+11 млн.) и арендной платы за землю (+4 млн.), что связано с окончанием в 2022 году моратория на индексацию данных платежей, действовавшего с 2017 года. То есть с 2022 года ставки земельного налога и арендной платы за землю снова будут корректироваться на индекс официальной инфляции. Кроме этого планируется рост единого налога (22 млн.), связанный с тем, что ставка налога для II группы “единщиков” – 10 %* от минимальной заработной платы, а она с 1 декабря уже 6500 грн., а с 1 октября 2022 года – 6700. 

 * Налоговый Кодекс Украины позволяет устанавливать ставку до 20%, и многие города не церемонятся со своими предпринимателями для наполнения бюджета. В Мариуполе принята одна из самых низких в Украине ставок единого налога для II группы. Ответственно заявляю, что в этом есть заслуга маленькой, но гордой партии, так как попытка поднятия ставки до 18% уже предпринималась в 2017 году.

И последний по порядку, но не по значению для мариупольцев, экологический налог, по которому планируется увеличение поступлений на 3 млн. С чем это связано, пока неизвестно.

Переходим к другим источникам наполнения городского бюджета, так называемым неналоговым поступлениям. Общее увеличение по сравнению с текущим годом, +20,3 млн. В том числе, процентам по депозитам, на которых лежат свободные средства бюджета +2,7 млн., админсборы +2 млн. и собственные поступления бюджетных учреждений + 15,57 млн. Но при этом планируется снижение поступлений от продажи коммунальной собственности – 761,9 млн. Наверное, объектов приватизации становится в городе с каждым годом все меньше. Ну, и еще в бюджете 2022 не планируется поступлений от денежных взысканий за ущерб, причиненный окружающей среде, и это совсем не потому что с нового года мы будем жить в экологически чистом городе, а потому что штрафы планировать довольно сложно. В 2021 году таких штрафов поступило 0,7 млн., что конечно “копейки” для города, который давно не видел белого снега.

Сколько мы планируем получить в бюджет 2022 мы разобрались, теперь переходим к самой интересной части, как это планируется потратить.

В отличие от бюджета 2021, бюджет следующего года планируется профицитным, то есть доходы бюджета превышают расходы (на 43,4 млн.), а значит собираемся «жить по средствам». Расходы меньше фактических текущего года в целом на 193,5 млн. Теперь рассмотрим по разделам:

Исполнительный комитет – общая сумма расходов по этому распорядителю бюджетных средств увеличится по сравнению с 2021 годом на 50 % и составит 1,1358 млрд. Связано это не только с ростом зарплат работников муниципалитета, но и с тем, что часть подразделений, которые ранее финансировались напрямую из бюджета, перестали быть распорядителями бюджетных средств и получают финансирование через «исполком». Например, инспекция по благоустройству. Представляю, как обрадовались предприниматели, увидевшие прочерк в разделе финансирования инспекции и подумали о ее «ликвидации». Нет, инспекция остается, и да, правила благоустройства нужно соблюдать. При том что в 2021 году, не без участия одной маленькой, но гордой партии, они стали более лояльными к бизнесменам. 

Департамент образования – рост расходов на 86,6 млн., это связано в первую очередь с планируемым ростом зарплаты и энергоносителей. Все закономерно и понятно.

Департамент охраны здоровья – уменьшение финансирования без малого на 9 млн. по сравнению с текущим годом. Основная причина, субвенции в 2021 году из государственного бюджета (19,1 млн) и областного (3,6 млн.), а также прочие субвенции (1,3 млн.). Но уверен, что в будущем году получение субвенций «сверху» сохранится, и данная отрасль будет профинансирована в большем объеме.

Департамент социальной защиты населения – в бюджете 2022 по столь социально-значимому направлению «заложено» на 6,57 млн. меньше чем в 2021 году. Причина та же, не закладываем субвенции из бюджетов высшего уровня. По факту в этом году была субвенция из государственного бюджета в сумме 30,1 млн., из областного 8,75 млн. (пока в бюджете запланировано поступление из этого источника только 5,1 млн.). Будем надеяться, что в новом году субвенций из всех источников будет не меньше.

Управление «Служба по делам детей» - бюджет 2022 почти в 4 раза больше бюджета 2021 (+27,9 млн.). По приложениям к бюджету 2022 вижу что эта сумма предполагается на выполнение мероприятий по программе «Велика родина». Каюсь, не уточнил на заседании депутатской комиссии, но думаю это приобретение здания для открытия детского дома семейного типа и ремонтные работы в существующих учреждениях. Больше денег на детей, это же хорошо?

Департамент культурно-общественного развития - + 9,7 млн. к бюджету 2021. И это при том, что в текущем году мы получили «культурную» субвенцию 7,87 млн. Значит 2022 год будет не скучнее, чем уходящий. Улыбаемся и машем!

Управление молодежи и спорта – бюджет данной отрасли в 2022 году уменьшен на 14,3 млн. по сравнению с текущим годом. И это при том, что никаких субвенций по этому направлению в 2021 году мы не получали. На лицо уменьшение финансирования по всем статьям данного направления, кроме роста зарплаты руководства и увеличившейся в 1,5 раза суммой содержания хоккейный клуб «Мариуполь». Возможно с этим связано решение о взимании платы за посещение детьми плавбассейна Нептун. В общем, ситуация как бы намекает о необходимости переквалифицирования пловцов в хоккеистов.

Департамент по вопросам развития жилого фонда и ремонтом коммунальной собственности (ранее ДРЖКИ, еще раньше ЖКХ) – финансирование из местного бюджета уменьшено в 2022 году на 318,9 млн., кроме этого в 2021 году данный департамент получил почти 470 млн. субвенций из различных источников. Почему предварительно уменьшено финансирование из местного бюджета, я пока не выяснил. Думаю, как и в этом году, планируется ежемесячное увеличение финансирования данной отрасли путем принятия Распоряжений городского головы и дальнейших изменений в бюджете? 

 Департамент транспорта и связи – увеличено финансирование по сравнению с 2021 годом на 165,9 млн. Тут более менее все понятно. В 2022 году планируется приобретение завода по производству асфальтобетонной смеси и дополнительных машин и механизмов для доставки и укладки асфальта (+116 млн.) Ну, и рост зарплаты, дотаций МТТУ и т.д. Надеюсь, что столь дорогостоящее приобретение асфальтного завода снизит стоимость м2 новых дорог по сравнению с турецким "Онуром", и мы их сделаем больше. Время покажет, сбылись ли надежды.

Департамент по работе с активами – на 2022 год запланировано снижение финансирования данного подразделения на 54,8 млн. В 2021 году были дотации из государственного и областного бюджетов в общей сложности на 16 млн. на приобретение квартир для вынужденных переселенцев и детей-сирот. В проекте бюджета 2022 мы не планируем субвенции до подтверждения «свыше», а вот уменьшение финансирования из местного бюджета почти на 40 млн. требует уточнения. Что и будет сделано мною в ближайшее время.

Департамент административных услуг (ЦНАП) – получит в 2022 году на 5 млн. больше. Будем надеятся, что увеличенная зарплата поднимет и так довольно высокий уровень обслуживания в ЦНАП .

Департамент финансов – запланировано увеличение финансирования на 16,2 млн. В этом разделе «сидит» реверсная дотация*, проценты по кредитам и “наши” субвенции другим бюджетам. В общем увеличение расходов по этому направлению не улучшит жизнь мариупольцев, но государственный бюджет нужно пополнять, а проценты банкам платить. C'est La Vie как говорят французы.

* Реверсная дотация - это средства, которые местные бюджеты передают государственному бюджету для горизонтального выравнивания налогоспособности территорий. Другими словами более успешные в плане поступления в бюджет города помогают менее успешным.

Инспекция по благоустройству – об отсутствии данного раздела в бюджете 2022 написал выше. Смотрите описание «Исполнительный комитет».

Знаю что «букв и цифр много», но бюджет это не просто! Это главный финансовый документ города и от его наполнения зависит, как мы будем жить в следующем году. С большими зарплатами чиновников или бесплатными занятиями в плавбассейне, с горящим огнями центром города или с хорошими дорогами на периферии. А значит нам всем придется хоть чуточку научиться в этом разбираться, иначе бюджет будет наполнен хотелками чиновников, а не пожеланиями жителей. 

Ваш Олег Харченко