Весь этот год мариупольский муниципалитет работал над превращением города в витрину Донбасса. Эту амбициозную цель городской голова Вадим Бойченко обозначил еще в 2015-м году. И с тех пор планомерно работает над этой задачей. 2021-й не стал исключением. Сделано немало для того, чтобы вывести город из застоя, в котором он находился последние 20-25 лет. Но вот беда: витрину Донбасса сильно припорошило пылью. Толстым слоем оседает она на «витринное стекло», перечеркивая многие достижения громады.
Да-да, именно громады. Потому что за каждым реализованным в Мариуполе проектом, за каждым профинансированным объектом «Великого будівництва» стоит не мэр, не президент, не губернатор. За этим стоят украинские налогоплательщики, которые исправно отчисляют налоги со своих скромных зарплат, для того чтобы местная и государственная власть могла реализовывать амбициозные задачи.
Поэтому сначала давайте скажем спасибо друг другу за то, что мы не такие, как мариупольский депутат Максим Ткач. Мы платим налоги, потому что без них невозможно ремонтировать дороги, делать уютные дворы и покупать новый коммунальный транспорт.
Ну а затем уже скажем спасибо команде мэра за то, что старается направлять наши налоги не куда попало, а на те проекты, которые могут сделать комфортнее нашу с вами жизнь.
Например, на программу поддержки ОСМД. (Действительно уникальная программа, которая доказала, что частная собственность и частное управление домов многократно эффективнее жэковского. Конечно, успешность ОСМД во многом зависит от менеджерских качеств председателя, но это – вопрос селекции).
Или на программу обновления коммунального транспорта. (Еще ни один город в Украине не отважился на полную замену подвижного состава коммунального транспорта. Да, приходится признавать, что даже при наших высоких тарифах на проезд коммунальный транспорт продолжает быть глубоко убыточным. Но это проблема не Мариуполя, это проблема популистов у власти, которые сначала придумывают экономически не обоснованные законы про бесплатный проезд, чтобы победить на выборах, а потом разводят руками, оттого что денег в казне на компенсацию льготы нет).
В этом году тоже было много сделано. Отремонтированы школа, несколько детских садов, плавбассейн «Нептун» (строительство пристройки к нему запланировано на 2022 год), парк имени Гурова. Открыли вторую очередь реконструированного пирса. Запустили цифровую лабораторию для студентов.
Все это делается во имя большой и важной цели – вернуть в Мариуполь молодежь. Но что-то в этой истории идет не так.
2021 год Мариуполь прожил без экологической программы. Предыдущая была принята в 2012-м году, а потом пролонгирована. Ее появление стало результатом массовых протестов. Тысячи мариупольцев вышли на митинг против промышленного загрязнения воздуха осенью 2012 года. Самая массовая экологический акция собрала тогда не только предпринимателей, учителей, врачей, то есть людей, далеких от заводов, но и работников Метинвеста. Потому что страх за своих детей оказался сильнее страха перед работодателем. Принятие четкой, с датами, программы экологической модернизации ММКИ и «Азовстали» было одним из требований митингующих.
Та программа завершилась в 2020 году. Нам обещали, что к этому времени мы наконец получим чистый воздух. Однако программа так и не была полностью выполнена. Больше того, многие экологические мероприятия, которые были в нее внесены и реализованы, продемонстрировали свою неэффективность. Честно говоря, трудно понять логику Рината Ахметова. Вкладывать миллионы гривен в модернизацию, не получая экологического эффекта, и при этом блокировать принятие закона, который бы помог ему избежать напрасных трат. (Речь о законопроекте № 4167, который должен был обязать использовать при проведении модернизации только проверенные европейские практики). Нелогичное поведение. Но, видимо, какой-то профит есть, раз Метинвест упорно продолжает действовать по этой схеме.
Несмотря на свою небольшую эффективность, значение экологической программы нельзя недооценивать. Мы как громада могли требовать от Метинвеста выполнения взятых на себя обязательств. Могли контролировать процесс. И это создавало площадку для диалога. Сейчас у мариупольцев забрали не только эту площадку (нет программы – нет и спроса), но еще и право на протест. Эпидемия коронавируса сделала невозможными проведение массовых экологических акций.
Фактически, в 2021-м Ринат Ахметов в Мариуполе сумел создать для себя условия наибольшего благоприятствования. Свой муниципалитет, отсутствие акций протеста, отсутствие каких-либо экологических обязательств и высокий спрос на металл на мировых рынках. Что там говорить, этот год стал очень успешным для владельца мариупольских заводов. И он стал временем полного экологического хаоса – для нас с вами. Мариуполь снова был признан самым грязным городом Украины. Даже Кривой Рог, с которым Мариуполь постоянно «борется» за первое место антирейтинга, улучшил свои позиции. А Мариуполь со всеми его экологическими программами и заявленными миллионами инвестиций в экологию – остался при своих.
Вот и получается, мы развиваем туризм, строим тут всевозможные «магниты», а потом приезжают молодые люди на фестиваль, гуляют, смотрят, пишут отклики в соцсетях и констатируют: «Всё хорошо, но жить сюда бы я не приехал, потому что дышать нечем и пыль кругом».
На фоне всего этого Вадим Бойченко выглядит беспомощным и зависимым. Пойти против руки, которая кормит? Вряд ли в таком случае он сможет остаться в своем кресле (опыт Запорожья тому лучшее доказательство). Делать вид, что с экологией все в порядке? Но как можно пойти против своего избирателя! Вот и приходится лавировать. Рисовать визуализацию реконструированной набережной, делая вид, что на ней нет шлаковой горы, моделировать фуникулер, соединяющий Приморский район, центр и Левобережье, не замечая на пути «Азовстали». Отгораживаться от промышленных загрязнений, делая вид, что «это не наше дело, наше – коммунальная экология». Убеждать всех, что в Мариуполе есть две ценности – море и заводы, умалчивая, что у нас одна «ценность», а именно завод "Азовсталь", много лет убивает другую - море. И говорить со всех экранов утопические речи про зеленую металлургию. Почему утопические? Да потому что если за 9 лет Метиинвест не смог решить вопрос с коксохимом, конвертерами «Азовстали», доменными печами ММКИ, то сможет ли он за 10 лет декарбонизировать свое производство?
Думается, в Мариуполе немного найдется людей, которые верят в эту сказку.
В целом, эта история с экологической программой не стала ни для кого сюрпризом.
“Тот, чье имя нельзя называть”, одной рукой двигает Мариуполь и помогает ему, а другой - стал настоящей Ахиллесовой пятой новой команды мэра. Потому что любой позитив этой команды, любые благие намерения, добрые дела и великие свершения всегда будут упираться в этот извечный мариупольский вопрос: а чем дышать? И ответить на него нынешней команде городского совета нечего. Потому что ответ находится где-то в Киеве или Лондоне, но никак не в Мариуполе», - писали мы в 2017 году и то же самое можем повторить и сегодня.
А вот то, что действительно стало открытием и удивлением - так это «Ночь музеев» и в целом события в рамках «Культурной столицы». Многие в Мариуполе очень скептически относились к этому ТОП-проекту 2021 года. Потому что общий уровень культуры мариупольцев – он в разломанном пирсе, разбитых остановках, отломанных крестах на макете храма и украденных газонах, а никак не в выставках. Но скептики ошиблись. Люди пошли смотреть пектораль, Куинджи, Примаченко! И это доказывает, что высокая культура может быть интересна массовому зрителю, даже неискушенной публике, если эту самую высокую культуру красиво упаковать и продать, как бургер из МакДональдса.
«Оригиналы картин Архипа Куинджи привезут в Мариуполь. Только 3 дня! Уникальная возможность! Спешите видеть!» - писали мы.
Заинтриговали, запаковали, и вот уже в Художественный музей стоит длинная очередь из желающих прикоснуться к прекрасному. И ничего, что в коллекции музея есть собственные, а не привозные работы Куинджи. Но кто об этом знает, кроме узкой прослойки культурной интеллигенции?
«Ночь музеев» показала, что современная аудитория требует иных подходов, что музеи, должны осовремениваться, иначе умрут.
Что толку в ценнейших фондах Мариупольского краеведческого, если туда никто не ходит и о них никто не знает? Что толку в картинах, которые пылятся в хранилищах? Что толку в книгах, если их никто не будет читать? Культуре надо пробиваться к своему зрителю, расталкивая попсу локтями и кулаками. Бить ее же методами. И результат будет – «Ночь музеев» тому подтверждение.
Подводя итоги года, можно было бы, конечно, еще вспомнить и про коронавирус, который стал серьезным испытанием и большой трагедией для сотен мариупольских семей, и про потоп, и про другие стихии. Но на стихии мы влиять не можем. А вот на решения властей мы влиять можем и должны.
История 2012-го, а теперь и 2021 года научила нас: если люди объединяются, как это было в истории с застройкой Городского сада, то они способны побеждать даже Метинвест.
Поэтому мы всем желаем единства, веры в свои силы и упорства в достижении целей. С наступающим Новым годом, друзья! Пусть он будет успешным и, наконец, принесет нам долгожданную победу и мир.
Оставайтесь с нами в Новом году. Мы будем стараться быть интересными для вас и сделать все, чтобы стереть пыль с мариупольских стекол.
Анна Романенко и весь коллектив сайта 0629.com.ua