Азовский судоремонтный завод. Кто и зачем остановил предприятие, и когда оно сможет возобновить работу. Интервью с директором ГП АСРЗ

Год назад, в феврале 2021 года, в Мариуполе сотня человек, работников ООО «СРЗ», перекрыла дорогу в порт. Люди вышли на протест, чтобы остановить «рейдерский захват» предприятия. Именно так расценили работники завода решение капитанерии запретить  ООО СРЗ эксплуатировать причалы. Этот запрет поставил под удар выполнение контрактов, взятых на себя судоремонтным предприятием. В результате, контракты были сорваны. ООО СРЗ фактически остановилось, а пятьсот его сотрудников оказались на улице.

«Предприятие ООО СРЗ имело все необходимые разрешительные документы для работы. Откровенно говоря, решение капитана порта о запрете использования причалов было очень странным и непонятным», - вспоминает нынешний директор уже государственного предприятия «Азовский судоремонтный завод» Александр Логвиненко.

С мая прошлого года он занимается тем, что готовит целостный имущественный комплекс (ЦИК) Азовского судоремонтного завода к приватизации и говорит, что все должно было происходить совершенно по-другому. У Фонда госимущества и арендатора – Мариупольской инвестиционной группы – была четкая программа передачи имущества на баланс государству. Процесс перехода от ООО к госпредприятию  должен был проходить безболезненно для трудового коллектива. Но в дело вмешалась Служба безопасности Украины и фактически остановила работу успешного и во многом уникального судоремонтного предприятия.

Что же произошло на ООО СРЗ зимой прошлого года, почему простаивает судоремонтный завод, и кто будет новым собственником предприятия? Обо всем этом мы расспросили директора ГП АСРЗ Александра Логвиненко.

- Давайте с самого начала. Целостный имущественный комплекс АСРЗ был передан в аренду ООО СРЗ в 2003 году, которое входит в сферу управления Мариупольской инвестиционной группы.  В 2016 году закончился срок аренды, и ООО СРЗ необходимо было возвращать имущество судоремонтного завода обратно государству.  В связи с тем, что первоначальный балансодержатель целостного имущественного комплекса, предприятие ГП АСРЗ, было ликвидировано после передачи завода в аренду в 2003 году, Фондом госимущества Украины (как органом управления) было принято решение создать новое государственное предприятие с таким же названием - Азовский судоремонтный завод, и на баланс этого вновь открывшегося государственного предприятия передать весь имущественный комплекс.

Несколько лет  и Фонд госимущества, и ООО СРЗ решали, каким образом осуществить передачу, потому что в практике такого не было в Украине, никто не знал, как технически это реализовать, причем сделать так, чтобы предприятие не остановилось, чтобы не пострадали люди. 

В сентябре 2020 года я участвовал в конкурсе на должность директора вновь созданного ГП. Начиная с октября, я неоднократно принимал участие в совещаниях, проводимых в Фонде госимущества. Учитывая то, что в нашем государстве нет сложившейся практики возврата из аренды госимущества, к процедуре возврата с соблюдением норм действующего законодательства, привлекались профильные специалисты.  И уже начиная с октября в Фонде госимущества проводились совещания, в том числе и с участием ООО «СРЗ». Мы все вместе решали, как передать ЦИК. Была выработана программа поэтапной передачи имущества и  - самое главное  - безболезненного переоформления работников с ООО в государственное предприятие. Если бы мы реализовывали наш совместный план, никто из работников предприятия не ощутил бы на себе, на своих зарплатах этого перехода. 

- А в чем был интерес арендатора в такой плавной передаче имущества?

- Дело в том, что у ООО СРЗ были все необходимые разрешительные документы для работы. А у нового собственника завода – государственного предприятия АСРЗ - таких документов не было. Их необходимо было оформлять с нуля. На это нужны время и большие средства, которых у ГП нет.

Когда я 16 декабря 2020 года вступил в должность, на счетах предприятия было 0 грн 0 коп., а уставной фонд ГП АСРЗ составлял всего 1000 грн. Предприятие, у которого за душой нет ни копейки, не может получить необходимые разрешения и возобновить работу.

Мы договорились с ООО СРЗ, что пока идет передача имущества на баланс государства, СРЗ будет продолжать работать и получать процент от прибыли. Это выгодно было и государству, и частной компании ООО СРЗ, и трудовому коллективу.

То есть комплексно, совместно с Фондом госимущества, была разработана программа передачи имущества ЦИК и начата реализация программы. В результате завод имел бы заказы, работал и оставался на плаву, люди получали бы зарплату, государство – налоговые отчисления в бюджет. Но случилось непредвиденное.  Служба безопасности Украины Донецкой области почему-то увидела в действиях ГП АСРЗ  «угрозу стабильному функционированию предприятий критической инфраструктуры», какую-то контртеррористическую угрозу и под этим предлогом стала препятствовать работе предприятия. Вначале мне стали рекомендовать не принимать на баланс госпредприятия целостно-имущественный комплекс, вызвали на беседу в СБУ и настойчиво рекомендовали и мне, и представителю регионального отделения Фонда ГИ не приступать к приемке имущества.  В результате оказалось, что сотрудники Службы безопасности Украины  были обеспокоены техническим состоянием причалов и оборудования, что не входит в сферу компетенции данной службы.

Несколько раз, уже в феврале 2021 года, как раз когда на заводе начались волнения и люди стали выходить на акции протеста, Служба безопасности Украины также присутствовала на совещаниях в ФГИ и также ставила под сомнение необходимость передачи ЦИК законному владельцу - государству. 

Дальнейшие действия Службы безопасности Украины были направлены на закрытие причалов, в связи с чем работа завода была полностью остановлена.

- Извините, мне не совсем понятно, какая связь между работой частного предприятия и Службой безопасности Украины? Как это относится к безопасности нашей страны?

- Вы знаете, я этого тоже не могу понять. Скажу вам больше. СБУ до сих занимается нашим вопросом. Уже сейчас, когда завод фактически не работает, у нас продолжаются обыски. Последний обыск проводился в сентябре 2021 года  - с 9 утра до трех часов ночи! Проходили обыски даже у меня дома. Что искали – не знаю. Постановление суда об обыске не касалось ни меня, ни государственного предприятия, поскольку возбуждено уголовное дело в отношении ООО СРЗ и деятельности этого предприятия в 2019-2020 год, когда я даже не работал здесь. Тем не менее, у меня дома изъяли личную технику, и не вернули до сих пор. Забрали даже печать госпредприятия. И только после моего обращения в Фонд госимущества мне хотя бы вернули печать.

Почему у них такое предвзятое отношение к заводу, и вообще какова роль СБУ во всей этой истории – мне до сих пор не понятно. И ладно у них были бы претензии к ООО как к частной структуре. Но ведь они блокируют работу  государственного предприятия!

В результате всех этих действий завод полностью остановился. Весь график поэтапной передачи имущественного комплекса, согласно разработанной программе, поломался. И мне пришлось принимать на баланс уже не работающее судоремонтное предприятие, а просто набор зданий, сооружений и оборудование.

- Но перезапустить весь этот неработающий «набор» можно?

- Можно, но очень сложно. Понимаете, арендатор принял завод в изношенном состоянии. И за годы аренды были вложены инвестиции в ремонт основных средств, техники, замену оборудования, компьютеризацию предприятия. По условиям аренды, всё, что является «отделяемым улучшением», подлежит возврату арендатору. Остается только то, что забрать нельзя. Например, отремонтировал арендатор причалы – вот они такими отремонтированными и останутся. 

Даже стол, за которым мы с вами сидим, и тот был куплен ООО СРЗ и остается пока еще здесь исключительно по доброй воле бывшего арендатора. 

- А что же люди? В ООО СРЗ работали 500 человек.

- Часть людей мы приняли на работу. Но поскольку работы нет, люди стали увольняться. Сейчас на предприятии осталось 195 человек. И они переведены в вынужденный простой с местом нахождения не на территории предприятия (на 2/3 от заработной платы). Однако в действительности получают зарплату только те, кто еще работает, поддерживает оборудование, охраняет имущество. 

- А где вы находите средства, чтобы им платить?

- А вот это еще одна проблема. Согласно уставу, я могу заключать  договора на сумму 10% от стоимости активов предприятия по данным последней финансовой годовой отчетности. В минувшем году стоимость активов составляла 12 тысяч грн. И только после того, как мы сдадим новую отчетность за 2021 год, балансовая стоимость активов увеличится до 245 млн грн.  Ну а пока все договора стоимостью свыше 1200 грн я должен согласовывать с органом управления - Фондом госимущества. Это трудно и долго. 

Приведу один пример. Для того, чтобы запустить работу причалов, нам нужно заключить договор с Регистром судоходства. Из-за ограниченных полномочий, о чем я  упоминал,  договор был направлен на согласование в орган управления и рассматривался несколько месяцев. И так по всем вопросам. А тем временем именно запуск причалов позволил предприятию начать зарабатывать хоть какие-то деньги, чтобы выплачивать зарплату работникам.

- Скажите, так что вы все-таки приняли на баланс? Только стены и станки? Что такое «целостный имущественный комплекс АСРЗ» сегодня?

- То, что было передано в аренду в 2003 году, то мы и получили обратно, только с учетом амортизации в течение без малого двадцати лет. Можете представить, что стало, например, с мебелью, за эти годы. Это дрова, а не мебель. То же касается и станков. У нас на балансе есть станки, которые СССР получал от США по ленд-лизу. Есть немецкие трофейные станки, которые СССР вывез из Германии после войны.

Эти станки рабочие. Но вы же понимаете, они устарели и морально, и физически, они не энергоэффективные. То есть потребляют много ресурсов. А это значит, что детали, изготовленные на таких станках, будут стоить дорого, и мы не сможем конкурировать на рынке.

Или другой пример. У нас есть подъемники хорошей американской фирмы Caterpillar. Но такие модели уже много лет не выпускаются. То есть на них даже запчасти уже не купишь. И получается, что подъемники как бы есть, но по факту – это груда металлолома. И так за что ни возьмись!

- Выходит, запустить завод сегодня невозможно?

- Ну почему. Некоторые направления возможно запустить. Что мы и пытаемся делать. Например, запускаем перевалку грузов с использованием причалов. Но и тут есть сложности. Я вел переговоры с несколькими компаниями, чтобы привлечь их к нам на перевалку, но они отказываются. Они работают сейчас в портах и справедливо опасаются, что сорвутся оттуда, придут к нам работать. А потом СБУ или еще кто-то возьмет и придет в гости, и снова остановит работу предприятия. В условиях правовой незащищенности такие риски остаются. Ситуация февраля прошлого года, когда по письму СБУ капитанерия запретила работу причалов СРЗ, может легко повториться в любой момент. И люди будут нести убытки. (Хочу акцентировать внимание на том, что хозяйственная деятельность государственного предприятия осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства). 

Можно было бы и машиностроение запускать, и ремонт судов. Но предприятию нужны инвестиции. Без этого никак.

- Предприятие было внесено в план приватизации еще в прошлом году. Почему этого не произошло?

- С мая мы занимались подготовкой документов. Думали, успеем к осени, но завершили весь приватизационный пакет только сейчас.

- Чего вы ждете от нового собственника? 

- Инвестиций конечно. По условиям приватизации, новый собственник обязан погасить кредиторскую задолженность предприятия (это около 7 миллионов гривен),  сохранить трудовой коллектив и не менять профиль работы предприятия в течение 5 лет. 

Азовский судоремонтный завод – единственное в нашем регионе предприятие, которое имеет сухой док, способный принять большие суда, например такие, как ледокол, для ремонта. Запрос на эту услугу большой. У Портофлота, Мариупольского морского торгового порта, АМПУ есть суда, плюс пограничные катера, морская охрана. Все они нуждаются в техническом обслуживании, без чего Регистр судоходства просто не выдаст им разрешение на работу. Технически такие суда могут ремонтироваться только у нас.

То есть государство заинтересовано, чтобы АСРЗ возобновил работу как можно скорее. Аукцион по продаже АСРЗ запланирован на 25 февраля. Посмотрим, что будет, и надеемся на сохранение единственного в Азовском море уникального предприятия.

-  А есть ли у вас информация, кто хочет принять участие в аукционе?

- Я хотел бы это знать. Но не знаю. В объявлении о конкурсе указан мой номер телефона. Я уполномочен отвечать и давать разъяснения потенциальным инвесторам. Но пока мне никто не звонил (улыбается).

- Сколько на сегодняшний день предприятие стоит?

- Стартовая цена на аукционе – 211 млн грн. Без учета НДС.

- А сколько в завод нужно вложить?

- Не готов сказать. Нужна модернизация. На том оборудовании, которое есть, долго не протянешь. Здесь нужно полностью переоснащать производство. Сколько это может стоить? К сожалению, я не проводил подобную оценку и не могу ответить по сумме необходимых инвестиций.

Если на АСРЗ зайдет предприятие, имеющее опыт работы в этой сфере, время перезапуска завода можно сократить. Но если новому собственнику придется начинать все с нуля, весь пакет документов, то для того, чтобы возобновить судоремонт, понадобиться не меньше полугода.

От редакции. В экспертной среде называют несколько фамилий, которые могут быть заинтересованы в приватизации Азовского судоремонтного завода. Среди них – Ринат Ахметов, Сергей Тарута и даже Петр Порошенко. На самом же предприятии хотели бы видеть иностранного инвестора, готового вложиться в перспективное предприятие. Аукцион назначен на 25 февраля. Не исключено, что имя нового собственника АСРЗ даст ответ на многие вопросы, волнующие журналистов, в том числе и о роли Службы безопасности Украины во всей этой истории.

Анна Романенко