Цены приближаются к 40 грн за литр. Почему в Мариуполе резко подорожал бензин

16 февраля стоимость нефтепродуктов на АЗС достигла нового рекорда –в среднем  около 34 грн за литр. Цены продолжают расти. В Мариуполе, по данным на 17 февраля. на АЗС литр бензина А-95 стоил в пределах 34,58 грн - 36,75 грн, А-92 - от 33,58 грн до 35,99 грн, ДТ - до 35,99 грн. 

По мнению экспертов, на рынок АЗС оказывает влияние резкое подорожание нефти, стремительный рост цен на бензин и дизель, новости о возможном вторжении России и угрозах президента Беларуси Александра Лукашенко оставить Украину без беларусского топлива. 

Минэкономики уже объявило о планах вмешаться в работу рынка и найти новый механизм укрощения цен, "чтобы стабилизировать ситуацию".

0629 разбирался, что происходит на украинском рынке АЗС и  почему стоимость топлива может еще больше вырасти.

Тенденция рынка

Как сообщает LIGA.net со ссылкой на данные группы А-95, только с начала года бензины и дизель подорожали на 14-15%, автомобильный газ – наоборот, упал в цене на 2%. Самые высокие цены группа А-95 зафиксировала на АЗС среднего и премиум класса: WOG, OKKO, Socar, AMIC, Shell и U.GO, в частности. Там стоимость того же бензина А-95 варьируется в пределах 36–37 грн за литр. Самые низкие цены – у так называемых дискаунтеров или сетей автозаправок эконом-сегмента (Укрнафта, БРСМ-Нафта, Mango и т.д.).

"Цены растут из-за подорожания нефти и нефтепродуктов на мировых биржах. Второй фактор – спекулятивное повышение стоимости валют под влиянием паники. Цены на горючее зависят от курса доллара, а акцизный налог, который тоже входит в стоимость топлива, зависит от курса евро", – объясняет изданию глава Нефтегазовой ассоциации Неля Привалова.

Государственное регулирование

С мая 2021 года Министерство экономики регулирует наценку на горючее для АЗС. Каждую декаду месяца министерство публикует так называемый бюллетень, где определет максимальную стоимость топлива для операторов. Бюллетени позволяли увеличить ценники на стеллах АЗС. Так продолжалось, пока не наступил февраль.

Во вторник, 15 февраля, Министерство экономики Украины обнародовало обновление по средней стоимости бензина в стране. По сравнению с началом месяца средняя цена бензина выросла на 0,91 грн/литр, стоимость дизтоплива – на 0,77 грн/литр.

Из данных, опубликованных Минэкономики, будет рассчитываться предельная цена реализации топлива на автозаправочных станциях (АЗС) по состоянию на середину февраля.

Таким образом, учитывая предельные торговые наценки, максимальная цена обычного бензина для его продажи через АЗС не может превышать 36,75 грн/литр, тогда как обычное дизтопливо – 36,07 грн/литр.

Между тем,  установление максимальной торговой надбавки не влияет на так называемое брендовое премиальное топливо, обладающее улучшенными показателями качества.

Комментируя "Фактам" сложившуюся ситуацию, эксперт топливного рынка, директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн уточнил, что это было “очень ожидаемо”.

"Мы прогнозировали аналогичный результат. Цена растет из-за роста цен на нефть и доллар. Вчера (14 февраля, - прим. ред.) был очередной прыжок, и оптовый рынок отреагировал почти на гривну, а кое-где и на гривну шестьдесят – цены устремились ввысь", – сказал Куюн.

Эксперт подчеркнул, что ситуация остается напряженной, но начался новый котировочный десятидневный период, на основании которого будет разработан очередной бюллетень Минэкономики.

По его словам, в правительстве идут консультации насчет того, как снизить цены. Один из вариантов - изучение опыта Польши, где правительство снижает акциз, отменило налог на розничную торговлю топливом и снизило НДС на топливо с 23% до 8%. 

"Эта норма заработала с 1 февраля, и на данный момент цены в Польше ниже, чем в Украине. Но проблема в том, что лишних денег в бюджете нет, и все понимают что это будут потери. Как их компенсировать – непонятно. Польша богаче нас, и там не все в восторге, особенно чиновники, потому что лишних денег нет ни у кого, – рассказал Куюн.

Он добавил, чтобы снизить НДС, необходимо законодательное урегулирование, а это всегда достаточно длительный процесс.  

"Так что я думаю, что ограничатся тем, что подрежут наценку, но это в сегодняшних условиях даст довольно косметический эффект. Последствия будут таковы, что когда у бизнеса уменьшают возможности для легального заработка, он начинает пытаться зарабатывать нелегально. А потому я думаю, что это решение достаточно спорное, – резюмировал эксперт".

Прогнозы экспертов

По оценкам JPMorgan, цена Brent легко может пробить отметку в $120 в случае нового обострения конфликта вокруг Украины. Если нефть подскочит за $100, цены на бензины и дизель могут вырасти даже до 40 грн.

"Все боятся, что если вдруг начнется война, поставки нефти из России сократятся. Соответственно, возникнет дефицит. Этот риск рынок уже закладывает в цену. Если "украинский" фактор исчезнет, ​​то цена на нефть сразу пойдет вниз и потянет за собой ценники на АЗС", – объясняет Куюн из А-95.

В такой ситуации бизнес советует быстро принимать решения. Например, если снизить НДС до 7% и снизить акциз, дизель может упасть в цене на 3 грн за литр, а бензин – на все 6 грн, прогнозирует один из топ-менеджеров сети АЗС, входящей в Нефтегазовую ассоциацию.

"Чтобы потребитель почувствовал поддержку правительства, нужно снижать цену на 4-5 грн за литр, без снижения налогов достичь этого не получится. Но это всегда очень длительный и сложный процесс, лишних денег в бюджете нет", – считает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

В то же время к снижению маржи для АЗС нужно относиться осторожно, предупреждает Куюн. "Предложенный в мае прошлого года механизм госрегулирования неплохо себя показал, но изменения в нем могут нарушить баланс", - добавляет он.

"Это ударит в первую очередь по легальному бизнесу и заставит нелегальную его часть еще больше погрузиться в тень. Из-за роста цен на нефть рынок требует больше оборотных средств, европейские банки вообще закрыли лимиты на финансирование поставок в Украину. В преддверии посевной нужно быть очень осторожным", – предостерегает директор А-95.

Читайте также: Искусственно созданный дефицит бензина. Кабмин решил вернуться к практикам СССР и начал регулировать цены