Единственный украинский перевозчик на железной дороге уже очень давно имеет весьма сомнительную репутацию. Но какая разница, что там за репутация, если у украинцев банально нет выбора, ведь компания – монополист. Результат предсказуем: отвратительный сервис, подвижной состав, 80-90 процентам которого место в пункте приема металлолома, и постоянно ползущие вверх цены на фоне аргумента руководства об убытках от пассажирских перевозок.
Господа, поверьте, если бы была хоть малейшая возможность доверить свое путешествие по железной дороге другой компании, я бы первая это сделала!
Но в этот раз мне не повезло, и пришлось купить билет в плацкартный вагон поезда «Мариуполь-Киев» славноизвестной «Укрзалізниці». Вернее, не повезло проводникам – судя по мгновенно изменившимся лицам, увидеть в качестве документа при посадке удостоверение журналиста они явно не ожидали. Кстати, о посадке в вагон: оказывается, далеко не все сотрудники железной дороги в курсе, какой именно документ должен подтверждать личность. Если бы я неосмотрительно поверила сотрудникам вокзала «Мариуполь», что годится любой документ с фото и ФИО, осталась бы на перроне. Как выяснилось, у начальника поезда имеется бумага, в которой четко прописан список документов, удостоверяющих личность. Если коротко, то это исключительно паспорта, разных видов, но паспорта. Лично видела, как на другой станции проводник отказал в посадке парню, у которого была при себе только ксерокопия паспорта. Аргумент несчастного о том, что на вокзале его не предупредили насчет оригинала документа, не был принят даже после консультаций с начальником поезда.
Сюрпризы поджидали уже с первых шагов в вагоне. Ржавчина на полках, резкий запах из туалета, белье в пятнах непонятного происхождения, порванные сетки и… полупустой вагон. Оговорюсь сразу, билетов на поезд «Мариуполь-Киев», как правило, не достать. И в этот раз мне посчастливилось купить единственный кем-то сданный билет аккурат перед отправлением поезда. Из Мариуполя в вагоне ехали всего 23 человека, некоторые из них вышли в Донецке. В обратном направлении, «Киев-Мариуполь», до нашего города доехали лишь 13 украинцев. Напомню, билетов практически не достать, причем в конечных пунктах. Видимо, «Укрзалізнице» выгоднее продавать сначала билеты на короткие дистанции, а уж на конечные станции – как придется.
Следующий повод умилиться чуткости железнодорожников – ассортимент товаров у проводника. Традиционные чай, кофе, печенье и вафли дополнились небанальными пунктами, такими как газета «Железнодорожник Украины» (в самом деле, где бы еще вам продали такое счастье? На прилавках его не найти), бутылки воды малопонятного производства (проводник так и сказала: «Там даже написано, из какого крана налито»), и радость рабочего народа – пиво, причем в избыточном количестве!
И если в направлении «Мариуполь-Киев» обожаемый трудовым людом напиток продавался, но не в каждом вагоне и только по запросу, то на обратном пути проводники нескольких вагонов начали активно реализовывать слабоалкоголку… в первые полчаса после отправления поезда. Дороговато, кстати – 10-15 гривен за банку сомнительного пойла.
Но самое интересное ожидало ночью. Ближе к полуночи полумрак в вагоне и мерный стук колес чудесным образом сблизил меня с проводниками, и работники вагонов разоткровенничались по принципу «пан или пропал». Одна из проводниц так и объяснила свой приступ честности: «Меня все равно уволят за то, что я сейчас расскажу. А так сама уходить собираюсь, уже неважно».
Из рассказа нескольких, повторюсь, нескольких проводников всплыла неприглядная картинка, которую никак не хочет вытаскивать на всеобщее обозрение украинский монополист.
Для начала затронули вопрос, интересовавший меня с момента подхода к вагону: какой давности железо? И откуда страшная вонь из туалета, ведь я лично видела, что проводник его моет?
Женщина рассказала, что в лучшем случае вагоны из мариупольского депо 80-х годов постройки, хотя абсолютное большинство – еще 70-х. Как оно еще ездит, загадка даже для проводников. Отсюда же выплывает и причина резкого запаха из туалета – по словам сотрудницы ДонЖД, внутренний настил в туалетах, в том числе столярку и трубы, попросту никто не меняет без крайней на то необходимости. «Пишем заявки, строчим горы бумажек, а их никто не читает», - сетует проводница.
Ее коллега делится «страшной тайной»: когда запах стал вообще невыносимым, а внутренняя обшивка пришла в негодность, сами проводники взяли лом и с его помощью придали туалету «ремонтный» вид, чтобы только этот вагон не пошел в рейс. Тогда уже выбора не осталось, и спорный вагон пришлось отправить в ремонт.
Конечно, можно предположить, что не во всех вагонах пресловутые туалеты в таком печальном состоянии. Так и предполагаю по пути в вагон СВ, стоимость проезда в котором около 700-800 гривен. Проходя мимо купейных вагонов, замечаю разломанные пластиковые емкости для жидкого мыла и не самое лучшее состояние санузла. Дохожу до СВ, где меня встречают россияне и любезно разрешают сфотографировать их две полки. Пока стараюсь сделать снимки, на которых не будет видно взрослых, муж с женой рассказывают: «Мы из Пензы, уже лет десять-пятнадцать в Мариуполь ездим, у супруги тут родители. Удивляет, что даже в СВ у вас нет биотуалетов. Вот обивка новая, хотя сами вагоны старые. Повеселили накладки на унитаз – по две в упаковке с бельем».
Уже в плацкарте бывшая сотрудница мариупольского вагонного депо объяснила мне, что основное преимущество СВ – амортизация. По словам женщины, отработавшей в депо больше тридцати лет, на СВ-вагоны ставят другие пружины, помягче и получше, поэтому их не шатает так сильно, как обычные.
Она же посвящает меня в премудрости работы: «Все детали сами доставали. Я вот иду, бывало, по улице, а на земле винтик лежит. Как это – целый винтик лежит?! Поднимаю и несу в цех. А однажды договорилась с рабочими «Азовмаша», что они нам пружинок и шурупов разных дадут. Так я их набрала, сколько смогла унести, килограмм тридцать было. Прихожу, кричу: дайте мне кого-нибудь, не донесу добро! Слесаря повыбегали, говорят, как ты это подняла? А я от радости, что столько запчастей добыла, и веса не чувствовала. Даже на пенсию как ушла, все равно мимо деталюшки на улице пройти не могу». Отсюда и проблемы с ремонтами, потому как ремонтировать банально нечем и менять изношенные детали не на что.
К слову, платить тоже нечем. По словам проводницы, от милицейских патрулей в поездах «Укрзалізниця» отказалась именно из-за этого – им нечем платить. Прачечная из Мариуполя исчезла по той же причине, и теперь белье, которое снимают в вагонах в Мариуполе, везут стирать в Донецк. Результат отсутствия милиции не заставил себя ждать: пассажиры буйствуют, пьют, курят в тамбурах под табличками «Палити заборонено», а права оштрафовать или вывести нарушителей ни у кого нет.
Казалось бы, плачевную ситуацию с состоянием подвижного состава и обслуживанием должны улучшить знаменитые «Хюндаи». Ан нет, услышав об этом корейском чуде, проводница просто хохочет: «Знаете, как те «Хюндаи» ездят? Его когда в рейс отправляют зимой, так рядом всегда идет наготове обычный состав, чтобы в случае чего людей подобрать. Топим пустой вагон, держим в тепле, чтобы в любой момент пассажиров забрать и доставить к месту назначения. Я лично так дважды уже людей забирала в свое дежурство на запасном вагоне. Что? Скорость? Так знайте, что наши вагоны доходят до пункта назначения за то же время и с той же скоростью, что и «Хюндаи». И стоят в три раза дешевле, один «Хюндай» - это три вагона украинского завода, новеньких, со всей начинкой. Только видно, невыгодно нашей верхушке их покупать, столько денег в карман не пойдет».
Зато хорошая новость в том, что пока есть деньги на зарплату проводникам, средний заработок которых – около 5 тысяч гривен. Правда, за эту сумму они перерабатывают. Проводница приводит пример: «Вот, скажем, в месяц норма – 170 часов. А мы работаем на 100-150 часов больше, из рейса и сразу в рейс». При этом прием новых сотрудников на железную дорогу закрыт, хотя проводников не хватает.
«Но это не значит, что мы такие суммы получаем», - продолжает проводница. Показывает расчетку, в которой вычетов на все про все больше тысячи. «А пивом знаете почему торгуем? Так с нас за каждый рейс мзду собирают, официально типа план продаж, а на деле кому нужны те газеты с водой? Их же читать невозможно! Мы вон себе их как скатерть стелим, когда садимся обедать. А вода? Вы ту воду пробовали? Газированную еще хоть как-то залить в себя можно, а негазированная противная до ужаса! Вафли – ну где вы видели пачку вафель за 7-10 гривен? Пассажир что, совсем больной, чтобы по таким ценам покупать? А пиво берут, куда денутся. Трубы-то горят, выпить хочется». По словам проводницы, норму выручки за рейс они сдать обязаны в любом случае, хоть из собственного кармана. Поэтому и торгуют пивом, иногда и водкой, чтобы «отбить потраченное на мзду». Женщина добавляет, что от этих поборов начальник поезда получает максимум процентов 10, остальное уходит вышестоящим.
Понятно, что при таком раскладе прибыли у железной дороги нет и быть не может. Впрочем, как и выбора у пассажиров – альтернативы «Укрзалізнице» нет, компания остается монополистом в своей отрасли. А это значит, что качество услуг и цены и дальше могут оставаться никак не связанными друг с другом. Все равно пассажирам деваться некуда, в оставшихся трех направлениях из Мариуполя – Львов, Киев и Москва – пешком мариупольцы не пойдут.