СБУ ввела режим повышенной террористической опасности в стране

В Украине вводится режим повышенной антитеррористической готовности на объектах повышенной опасности из-за захватов зданий органов власти и угрозы взрывов.

Об этом сообщает пресс-служба СБУ.

По информации ведомства, такой режим вводится “в связи с резким ростом числа сообщений о проявлений террористического характера , а именно заминировании объектов с массовым пребыванием людей, наличием угроз совершения взрывов , в т.ч. на объектах повышенной опасности (атомные и гидроэлектростанции , объекты критической инфраструктуры, международные аэропорты Украины, железнодорожные и автовокзалы, магистральные трубопроводы, блокирование помещений органов исполнительной власти и управления, а также призывы к захвату объектов).

В СБУ подчеркивают, что готовят лишь гласные мероприятия. Они предусматривают постоянный межведомственный обмен информацией, проверку готовности сил и средств , в т.ч. систем экстренного оповещения.

К этому решению в СБУ готовились по меньшей мере несколько дней. В пятницу состоялось заседание общественного совета (ОС) при СБУ, на котором членам ОС представили информацию об угрозе террористических атак, сообщает издание“Коммерсант-Украина”.

"Представители службы говорили нам о резком росте количества анонимных предупреждений (о готовящихся терактах.—"Ъ"). Это факт, который они могут подтвердить документально",— рассказал изданию один из членов ОС, заместитель генерального директора Центра Разумкова Юрий Якименко. В СБУ уточняют, что за последнее время в ведомство поступала информация о минировании семи аэропортов, нескольких железнодорожных и автовокзалов, атомных и гидроэлектростанций, трубопроводов и ряда других объектов. Период, за который поступили эти угрозы, не уточняется.

Есть и второй мотив для введения особого положения — политический кризис, признают в СБУ. В спецслужбе обеспокоены "блокированием помещений органов исполнительной власти, призывами к захвату объектов, где хранится значительное количество оружия, а также попыткой захвата самолета 7 февраля". Члены ОС в специальном заявлении поддержали спецслужбу, выразили обеспокоенность происходящим и призвали всех украинцев воздержаться "от противоправных призывов".

Статус готовности к террористическим атакам ранее вводился в Украине только локально. В частности, 14 декабря 2013 года он был установлен на территории Киева и области. О всеукраинском особом положении СБУ ранее не сообщала.

Детальный порядок действий СБУ после введения особого положения не регламентирован в общедоступных нормативных актах. Закон "О борьбе с терроризмом" возлагает на антитеррористический центр СБУ полномочия по "координации деятельности субъектов, которые ведут борьбу с терроризмом или привлекаются к конкретным операциям". Список ведомств, которые обязаны выполнять указания СБУ, законом не ограничен: "к участию в антитеррористических операциях могут быть привлечены органы власти... предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности".

Офицер СБУ в отставке, пожелавший остаться неназванным, рассказал "Коммерсанту", что статус повышенной террористической угрозы ранее использовался для негласного сбора информации, в частности массового прослушивания телефонных разговоров. "После взрывов в Днепропетровске в 2012 году эти меры помогли найти причастных к преступлению",— пояснил собеседник "Ъ".

Однако Уголовный процессуальный кодекс, введенный в действие в конце 2012 года, усложнил этот процесс — теперь по каждому мобильному номеру, который спецслужба хочет поставить на прослушивание, необходимо получать разрешение судьи, аргументируя причастность его владельца к правонарушению. У СБУ есть каналы негласного снятия информации без санкции суда, но доказательства, полученные таким образом, не могут быть использованы в суде, и законодательство не делает исключений для случаев борьбы с терроризмом. В СБУ уже заявили, что с использованием нового статуса будут проводиться "только гласные мероприятия, имеющие предупредительный характер".