Город-герой, город форпост. Эти слова так или иначе ассоциируются с Мариуполем. Пережив несколько трагедий Мариуполь смог устоять и выдержал российскую агрессию. Это самый крупный свободный украинский город Донецкой области. Его население составляет 480 тыс. человек, а площадь — более 18 тыс га.
Вот только никакие заслуги не помогут жителям города быть полноценной частью Украины. Город отрезан от остальной страны в железнодорожном и воздушном сообщениях.
То, по какой причине закрыт аэропорт, догадаться несложно. Здание этого стратегического объекта используют военные. Собственно, особо никто из жителей по этому поводу не печалится, так как и ранее аэропорт Мариуполя практически не работал. Жители привыкли летать из Донецка, а сейчас пользуются аэропортом Запорожья, Днепропетровска, Киева.
Что же касается железной дороги, то отсутствие поездов из Мариуполя беспокоит жителей города. Стоит только задуматься о разнице в цене билета на поезд и автобус, к примеру в тот же Киев. Добраться на поезде из Мариуполя в столицу можно было за 150 грн. в плацкартном вагоне или за 250 грн. в купе. В тоже время билет на автобус стоит 500 грн. Примерно столько же, сколько стоит место в вагоне класса СВ.
Безусловно, у каждого жителя есть своя альтернатива. К примеру, приобрести билет на поезд из Бердянска. Добираться в Киев на поезде пусть и с пересадками. Вот только не все так гладко — иногда автобусы в Бердянск по той или иной причине не приходят и ехать на вокзал в соседний город приходится на такси...
Так для чего же отрезали Мариуполь от других городов Украины?
История вопроса
Ночью, 23 декабря в Мариуполе на 1260 км железнодорожного перегона был взорван железнодорожный мост. Теракт произошел в 1:45. В результате взрыва повреждена опора моста. Движение поездов в район железнодорожного вокзала и морского торгового порта было временно приостановлено.
Тогда же было принято решение о временном приостановлении движения поездов в Мариуполь. С того дня поезда везли пассажиров до станции Сартана, откуда горожане добирались на автобусе или в такси.
Обещание восстановить мост закончилось ничем. В январе группа Метинвест запустила объездную дорогу, по которой стали курсировать грузовые поезда. Пассажирские в Мариуполь так и не пустили — слишком опасно.
Тогда поездки в Сартану доставляли неудобства. Никто и подумать не мог, что 20 января на перегоне Камыш-Заря - Розовка в Запорожской области в результате подрыва железнодорожного мостового перехода сойдет с рельсов грузовой поезд.
Именно в тот день срочным решением все поезда из Мариуполя были перенаправлены в Бердянск. Правда, тогда «Укрзализныця» пообещала в кратчайшие сроки (до 23 января) отремонтировать мостовой переход.
Надежда на то, что поезда в Мариуполь вернутся, очень скоро исчезла. Мост отремонтировали быстро, а все подобные переходы по пути из Запорожья в Мариуполь военные взяли под охрану, но никто не стал менять маршрут поездов. Наоборот, три поезда «Мариуполь -Киев», «Мариуполь-Львов» и «Мариуполь-Харьков» уже официально закрепились за Бердянском.
Здесь нужно вспомнить, что именно в эти дни мариупольское направление стало активно подвергаться обстрелам боевиков, а 24 января террористы нанесли удар по микрорайону Восточный. Именно отсуствием безопасности пассажиров пояснили такое решение в «Укрзализныце».
Ситуация с тех пор кардинально изменилась. Мариупольское направление практически не обтстреливают. По крайней мере, вдоль железнодорожных путей. Вот только поезда в город так и не ходят...
Ответ "Укрзализныци"
Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию редакция 0629 отправила информационный запрос в пресс-службу предприятия. Приводим текст ответа «Укрзализныци» дословно.
«В связи с угрозой жизни пассажиров и безопасностью движения поездов, Укзализныцей принято решение заменить маршрут следования и расписание движения некоторых поездов в сообщении с Мариуполем отменено в целом.
Вопрос о возобновлении курсирования пассажирских поездов в сообщении с Мариуполем будет отработан при условии подтверждения гарантированных безопасных перевозок пассажиров и пропуска пассажирских поездов».
Исходя из этого ответа следует, что заявление советника министра инфраструктуры Александра Кавы не совсем соответствует реальной ситуации. Кава заверил, что отмена поездов связана с инициативой министерства инфраструктуры.
“Это связано с безопасностью… Этот вопрос не к Министерству инфраструктуры, это вопрос к СБУ, Министерству обороны и МВД, - сказал Александр Кава. - Как только они снимут запрет на перевозку пассажиров, ж/д сообщение будет восстановлено. Отмена ж/д сообщения не является инициативой УЗ или Мининфраструктуры. Вопрос обеспечения безопасности для железнодорожников стоит на первом месте”.
Почему же «Укрзализныця» говорит о своей инициативе в этом вопросе и никак не касается запретов Минобороны? Чтобы разобраться и в этом, 0629 в ближайшее время направит запрос и в Минобороны Украины.
Безопасность в 2014 году
Возникает следующий вопрос, если сейчас все говорят о безопасности, то почему безопасность пассажиров никого не волновала в 2014 году, когда поезда курсировали через Донецк, Славянск, Красный Лиман?
Чего только стоит слуячай в июле прошлого года. Тогда поезд Мариуполь-Киев был в пути 34 часа. Все это произошло из-за боевых действий.
Напомним, что тогда по расписанию поезд должен был прибыть в Мариуполь в 10.00, но он прибыл только в 03.00 ночи. Пассажиры около 3 часов простояли на станции Красноармейск, затем столько же в Синельниково. На станции Фенольной, рядом с пгт Новгородское (около 40 км. от Донецка) пассажиры слышали автоматные очереди. Проводники попросили мариупольцев зашторить окна и выключить свет, чтобы не привлекать к себе внимание. Поезд Киев-Мариуполь прибыл на конечную станцию на 17 часов позже графика. Таким образом пассажиры пробыли в пути в 2 раза больше, положенного времени.
Еще один вопрос безопасности - назначение поезда Мариуполь-Севастополь в декабре 2014 года. По какой-то странной причине впервые из Мариуполя был открыт прямой поезд в Крым, который уже находился под оккупацией. Несмотря на опасность поставок в город оружия или взрывчатки (поезда не подвергались столь тщательной проверке, как автобусы на блокпостах - прим. авт.), в “Укрзализныце” заверяли, что на это направление есть пассажирский спрос. Отменили поезд только под давлением журналистов и общественности. И все же состав сделал несколько рейсов из оккупированного Донецка в оккупированный Крым.
Харьковский поезд
В феврале 2015 года “Укразлизныця” отменила поезд “Бердянск-Харьков” (бывший “Мариуполь-Харьков”) и тем самым лишила жителей более-менее дешевых поездок в этот город. Это особенно затронуло молодежь - в Харькове очень много студентов из Мариуполя. Теперь им приходится ездить на автобусе и платить за билет 400-500 грн. в один конец. Согласитесь, с такой стоимостью домой часто не приедешь.
Сейчас мало кто помнит, что в 2012 году вопрос существования этого поезда уже возникал. Тогда в рамках подготовки к Евро в Мариуполь из Харькова пустили двухэтажную “Шкоду”, которая курсировала днем. А вот ночной поезд планировали отменить. Руководство ДЖД поясняло - поезд изношен, нужно стремиться к современным стандартам. Только вот мариупольцы не считали нужным платить за билет 200 грн. вместо 100 грн. (цены приведены на 2012 год). Но самое главное, ранее студенты приезжали к родителям на выходные - садились на поезд в Харькове в пятницу вечером, чтобы приехать субботним утром, а уезжали вечером в воскресенье. Тогда нововведение ДЖД могло лишить их такой возможности.
Мариупольцы вышли на митинги и сохранили поезд. Вот только сейчас родители вновь перестали видеть своих детей. Но ведь главное - вопрос безопасности.
76% жителей выступили “за”
Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного 0629 большая часть горожан уверена, что возвращать поезда в Мариуполь нужно, так как из Бердянска ездить неудобно. За этот вариант ответа проголосовало 76,6% горожан. 15,3% горожан считают, что пока не нужно спешить возвращать поезда, так как существует опасность для пассажиров.
Еще 2,6% респондентов уверены, что возвращать поезда в Мариуполь не нужно вовсе.
5,5% опрошенных безразлично относятся к этому вопросу, так как им не приходится куда-либо ездить.
В опросе приняло участие 1973 человека.
“Я ездила на поезде через Волноваху осенью прошлого года не один раз, - рассказала студентка из Киева. - Был, конечно страх, да и добирались почти сутки, зато без пересадок и с комфортом. Да и билет обходился намного дешевле чем сейчас”.
Проблемы с ДЕПО
Еще один не маловажный пункт в вопросе отмены железнодорожного сообщения - это судьба вагонного ДЕПО Мариуполя. Это единственное ДЕПО, которое осталось на свободной украинской территории в Донецкой области. Здесь трудится большой коллектив.
Еще в конце января начальник по безопасности движения пассажирских поездов Мариупольского депо Светлана Богомаз, заявляла, что они готовы обслуживать поезда, готовы их принимать на мариупольском вокзале. Она была уверена, что их коллектив останется без работы и даже пояснила почему.
Так как все руководство Донецкой железной дороги осталось в оккупированном Донецке и стало Министерством транспорта “ДНР”, “Укрзализныця” приняла решение расформировать это структурное подразделение. В начале 2015 года Мариупольский железнодорожный вокзал был присоединен к Приднепровской железной дороге.
Примечательно, что лишь один из трех пассажирских составов сейчас обслуживают мариупольские проводники - это поезд Бердянск-Киев, а вот поезд Бердянск-Львов обслуживают проводники ПЖД. То есть фактически, мариупольцы могут и вовсе остаться без работы.
В ответе на информационный запрос руководство “Укрзализныци” заверила 0629, что не собирается этого делать. Вагонное ДЕПО никто закрывать не будет и оно продолжит выполнять текущие ремонты подвижного состава.
Нужны ли городу новые митинги?
Глядя на все эти факты появляется вопрос - почему жители Мариуполя не выходят на митинги? Что случилось с боевым духом горожан?
Может быть дело в безопасности? Но так ли это это на самом деле? Ответить здесь очень легко. В марте 2015 года из Мариуполя в Волноваху вновь стали курсировать электрички - ежедневно в в 8:15 и 20:15.
Таким образом “Укрзализныця” открыто заявляет, что движение между этими станциями является абсолютно безопасным. И это так - линия фронта проходит на большом расстоянии от железнодорожных путей, а согласно минским договоренностям, ни украинские военные ни боевики не могут использовать оружие диаметром более 100-мм.
А может быть вопрос совсем в другом? Может быть все дело в убыточных пассажирских перевозках? Поезда до Запорожья идут полупустыми и соответственно предприятие терпит убытки. Может быть возвращать поезда в Мариуполь никто и не собирается?
Все это только предположения и знать истинные ответы на все эти вопросы может лишь руководство “Укрзализныци”. Ну а мы с вами будем надеяться и ждать пока ситуация стабилизируется и город-герой Мариуполь вновь появится на железнодорожной карте Украины.