Закон о запрещении коммунистической символики в Украине вызвал ожидаемую волну непонимания и неприятия у части общества. Кого-то пугают неизбежные хлопоты с переоформлением документов, кто-то по-прежнему живет в мире собственных иллюзий, отказываясь воспринимать любую информацию, отличную от той, которую вложили в головы еще советские учебники истории, а потому не приемлет перемен в силу убеждений.
Но есть и еще один аргумент против. Он сегодня звучит, пожалуй, чаще других. «Памятники Ленину, улицы, районы, города, носящие имена идеологов коммунизма, – это часть нашей истории. Нельзя уничтожать историческую память».
Историческая память… Отличный довод для того, чтобы ничего не менять в этой жизни. И можно было бы с ним согласиться, если бы не арифметика. Да-да, именно арифметика иногда помогает избавиться от заблуждений и понять, какую же историю на самом деле мы сохраняем в нашей современной топонимике.
Украина прошла многовековой путь развития. Москвы еще не было в проекте, когда в Киеве издали первый свод законов – «Русскую правду». А автором ее стал отец и дед многих европейских правителей Ярослав Мудрый.
Украинский философ Григорий Сковорода, автор первой в мире конституции, гетман запорожский Пилип Орлик, известный славист, филолог, автор знаменитого толкового словаря Владимир Даль, живописец, автор уникальной техники работы со светом Архип Куинджи… Они и еще десятки, сотни наших прославленных предков и составляют славу и гордость Украины. Но помнят ли эти имена наши улицы, города, парки и проспекты?
Давайте посчитаем.
Выдающемуся украинскому поэту, писателю, мыслителю Ивану Франко установлено в Украине аж 80 памятников.
Легендарному гетману Ивану Мазепе – не поверите - целых четыре. Скажете, спорная фигура? Пусть. Против Ярослава Мудрого никто возражений не имеет? Но результат тот же - всего 4 памятника.
Всемирно известному философу Григорию Сковороде расстарались на целых три памятника. Луганчанину Владимиру Далю – всего один. Человеку, объединившему украинцев, спасавшему евреев от преследования, издававший книги за собственные средства митрополиту Андрею Шептицкому посвятили лишь один памятник, на его родине.
С современными героями совсем беда. Им памятных знаков практически не устанавливают («Кобзон» в Донецке не в счет). Но разве они не заслуживают почитания? Например, Николай Амосов, знаменитый на весь мир кардиохирург, автор работ по продлению жизни, не удостоен вообще никаких посвящений. В Украине о нем напоминают всего 2 мемориальные доски!
В общем, не густо.
А теперь внимание: по состоянию на конец 2013 года в Украине было установлено более 5000 (пять тысяч!) памятников вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину. В этих каменных истуканах нет памяти, нет истории и нет культуры. Пять тысяч скульптур, не считая центральных проспектов имени вождя практически в каждом городе страны - ответьте, это история или все же пропаганда?
По числу памятников в нашей стране с Ильичом может потягаться только Тарас Шевченко (более 1000 памятников). И то лишь потому, что еще с советских времен партия разрешила его считать символом борьбы за права угнетенного крестьянства.
Эти нехитрые цифры рубят на корню версию об исторической ценности символов коммунизма. Все эти «символы» надо было похоронить еще в 90-х, на костях СССР. Но начатый тогда процесс декоммунизации завершить успели только во Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Закарпатской областях и на Волыни. Почти полностью очистились от красного символизма в Черновицкой области. Остальные регионы подзадержались и упустили время.
На сегодня наибольшее количество памятников Ленину, несмотря на массовые акты вандализма, сохраняется в Донецкой области (121 памятник), в Крыму (128 памятников), Луганской области (111 штук), на Харьковщине (129 памятников), в Запорожской области (80 монументов), Днепропетровской (61), Одесской (54) и, как ни странно, в Полтавской области (172). Во всех остальных регионах число памятников Ильичу колеблется в районе 20-30, не более.
Обратите внимание на географию. Это как раз те области, ставку на которые сделал Кремль в операции по дестабилизации и разжиганию войны в Украине. В этой связи хотелось бы как-то предостеречь Полтаву. Аналогии тревожные. Тем более что основания для беспокойства у полтавчан действительно есть – местный городской совет один из немногих, кто отказался признать Россию страной-агрессором.
Безусловно, наивно было бы полагать, что снос памятников поможет защитить страну. Но война за умы, информационная война – это один из необходимых компонентов достижения успеха. В этой гибридной войне победа будет невозможна без очищения сознания и переформатирования мировосприятия.
Осмелимся предположить, что если бы мы сделали эту работу 23 года назад, сегодня в Украине не было бы войны.
Да и ломать тогда, в начале 90-х, было намного легче. Ведь рушили все - страну, идеологию. Шокирующая правда о масштабах репрессий в СССР, правда о Великой Отечественной, Голодоморе и др., которая стала открываться нам тогда, подготовила общество к переменам. К сожалению, 23 года назад мы не смогли довести начатое до конца, остановились.
Значит ли это, что время упущено, и сейчас, действительно, не до переименований?
Многие сегодня думают именно так. Но позвольте с этим не согласиться. Ожидание лучших времен может затянуться на неопределенный срок, и мы снова окажемся законсервированными во вранье, как фрукты в компоте.
Когда нам говорят, ну зачем вы трогаете тему Великой Отечественной, ведь это неуважение к ветеранам, и призывают к толерантности, на самом деле нас призывают ко лжи. И к толерантности это не имеет никакого отношения.
Толерантность – это когда ты крестишься тремя перстами, а твой сосед – двумя, но при этом вы отлично ладите. Или когда ты считаешь, что брак заключается на небесах, а кто-то рядом исповедует свободную любовь. Толерантность – это когда ты не ешь, например, свинину, но при этом уважительно относишься к тем, кто твои убеждения не разделяет.
Толерантность предполагает спокойное, терпимое отношение к инакомыслию. Но она не подразумевает ложь.
И сейчас, когда нам говорят: дайте возможность людям праздновать то, что они хотят, и считать героями тех, кого привыкли считать героями, это нас не о толерантности просят. Это значит, нас просят отказаться от права говорить правду.
Например, правду о войне.
Вот скажите, многие ли сегодня знают, когда на самом деле СССР вступил во Вторую мировую?
Если бы большинство знало правильный ответ на этот вопрос, все споры о том, когда отмечать День Победы, как называть войну и пр. отпали бы сами собой.
Но, как верно заметил наш литовский коллега Алвидас Янусевикус, недавно побывавший в Мариуполе, к сожалению, правда в Украине пока проигрывает, но ложь не имеет будущего.
Анна Романенко