Как часто вы выезжаете за пределы своего традиционного маршрута дом-работа-дом? Много ли вы знаете о жизни тех, кто, возможно, всего лишь несколькими километрами отделен от центра промышленного города?
А тем временем эти несколько километров разительно меняют антураж.
Немного в сторону от центральных проспектов, и вы погружаетесь в мир, где нет магазинов и супермаркетов, кинотеатров и гостиниц, детских площадок и стадионов.
А что же там есть?
Мы начинаем специальный проект, в котором расскажем, чем живут мариупольские окраины.
АДЖАХИ
Немного истории: 26 июля (по новому стилю 6 августа) 1780 года в Мариуполь прибыли первые греки-переселенцы. Они были расселены вдоль Кальмиуса на территории казацкой крепости и севернее нее. В центре Мариуполя поселились выходцы из села Мариуполь под Бахчисараем, а севернее улицы Карасьевской – выходцы из города Карасу-Базар, поэтому северная часть Мариуполя так и называлась (со временем татарское название Карасу-Базар ославянилось и превратилось в Карасевку).
Восточная часть Карасу-Базара, выходящая на побережье реки Кальмиус, получило название Аджахи. На карте Мариуполя 1811 года, высочайше утвержденной Александром І, обозначено начало улицы Нижние Аджахи. Русло Кальмиуса было тогда широким, остатки его сохранились в большом болоте, поросшим камышом и подступающим к самой железнодорожной насыпи.
По поводу названия Аджахи существуют две версии. По первой, это название селения в Крыму, которое греки повторили в Мариуполе. По второй - от первого поселенца Аджи (то ли имя, то ли фамилия). Вместе с Аджи жила семья, поэтому то место называли Аджахами (множественное число от Аджи).
В Аджахах селилась местная беднота, строившая дома из подручного материала, поэтому они не сохранились. Судя по извилистым улицам района, строительство не имело никакого планирования, строили кто на что гаразд.
Если посмотреть на фото Мариуполя конца ХІХ – начала ХХ века, то можно убедиться, что современные Аджахи за прошедшие 120 лет почти не изменились.
Сегодня Нижние Аджахи– одно из самых отдаленных от цивилизации мест в Мариуполе. Они находятся в Жовтневом районе, почти в самом центре города. Садитесь на 104 и 105 маршруты автобуса, едете до конца, а потом вниз и направо.
Здесь нетрудно затеряться в переплетении коротких улочек, плотно застроенных частными домами.
Возможно, когда вы едете на Левый берег в уютной маршрутке, вдыхая пары завода, обращали внимания на развалины за рекой, которые виднеются в камышах? Вот это они, Аджахи!
Ну, а если Вы из тех, кто мчится по Набережной на своей BMW: то вам вряд ли известно о существовании подобного места.
Почтальоны сюда давно не ходят, милиция не патрулирует, Интернета нет.
Ближайший магазин в районе находится только на вышеупомянутой конечной 105-го маршрута. Школа там же. Ухабистые улицы никем не асфльтированы, освещения нет.
Район построен на склонах - параллельные улицы и встречаются крутые спуски к самому берегу реки.
Многие дома ужасно запущены, обшарпаны. Сложно предположить, живут там люди или нет. Стекла отсутствуют, их заменяет полиэтилен. Встречаются выгоревшие дотла дома. То ли пожарные расчеты не смогли подъехать к месту возгорания, то ли не посчитали нужным.
Прохожих на Нижних Аджахах не встретить даже днем. Расспросить, как здесь живется, просто некого.
Редкий старичок копается в огороде, или старушка, уставившись в пустоту, сидит на завалинке.
Молодежи и людей среднего возраста просто нет. У прохожего интересуемся, какие люди здесь живут. «Да какие, - отвечает он, - самогон пьют и морды друг другу бьют. Больше им ничего не интересно», - раскрывает суть нехитрой философии жителей Нижних Аджах повстречавшийся мне пожилой местный житель Николай.
«Эти дома строили заводчане в 60-ых. Самозастрой все. Никаких документов на дома. Построили и жили. Потом пришли риэлторы. Стали пытаться дома переписывать. Люди их послали. Ведь у кого бумажка – тот и хозяин. Сказали: еще раз придете –среди камышей лежать будете».
Рассказ Николая еще раз подтвердил суровость характера местной громады.
И действительно – основной проживающий контингент здесь – цыгане, малоимущие и асоциальные элементы. «Тут ни людей, ни бл..ей», - извиняясь, кашляет на последнем слове абориген. Николай говорит, что добровольно захотел жить тут. Отдал квартиру дочери и уехал подальше от суеты в 1976 году.
Так как документы на дома не оформлены, они могут легко переходить в собственность государства. Николай сказал, что многие постройки отданы переселенцам из зоны АТО.
- А хозяева то где?
- Кто поумирал, кто в дурдоме, - обыденным тоном отвечает Николай.
- А беженцам-то жить где-то надо,- говорит он.
На заборе сидят чумазые дети цыган, мать-цыганка зовет кого-то из них к себе и звонко бьет по затылку.
Удар был слышан отчетливо, потому что на этих улицах царит тишина, которую не повстречаешь нигде в центре. Не слышно шума автомобилей, праздной музыки, смеха и какофонии разговоров.
Еще что обращает на себя внимание в этом странном месте - отсутствие домашних животных. Ты чужак, идешь по частному сектору, а из-за калиток на тебя не лают дворняги. Отсюда вывод -животных либо нечем кормить, либо подавляющее большинство домов не жилые.
«Да, места здесь - зверь костей не заносил», - пытаемся разговорить повстречавшуюся бабушку. Однако старушка местом жительства довольна. «Вроде город, а вроде и село. В магазин сходить могу пока, и «скорая» доедет если что», - говорит она.
«Дорог тут много, да все заведущие», - пытается подсказать выход к остановке (к цивилизации!) подпитый дедушка. С горем пополам он объясняет как выйти на дорогу, по которой ходят маршрутки. Совершено неожиданно для себя из лабиринта переулков я выныриваю в районе пост-моста и сажусь в 24-ку .
Думаю о том, что каждый из повстречавшихся мне жителей Нижних Аджах высказывался поговорками и пословицами. Наверное потому, что и мышление у местных жителей такое же мифологическое, далекое от прагматики и конкретики, как и вся окружающая обстановка. Вроде как есть район, а на бумаге вроде как и нет. Одна сплошная мифология. Пустота. Крайняя точка.
Автор: Александр Константинов