Услуги "Укрзализныци", о которых должны знать мариупольцы
Покупая билет на поезд, пассажир имеет право на определенные «бесплатные» услуги. И хотя эти услуги прописаны в «Правилах перевозки пассажиров» и «Порядке обслуживания граждан железнодорожным транспортом», о них молчат на вокзалах и проводники поездов.
Журналист 0629 составил список полезных услуг от «Укрзализныци», о которых многие пассажиры не знают.
1. Уехать раньше срока
Если по какой-либо причине вам нужно уехать раньше, можно поменять билет на поезд, который по расписанию отправляется раньше вашего. Но менять билет нужно за 24 часа до отправления поезда, при условии наличия свободных мест в вагоне. При этом пассажиру компенсируют разницу стоимости билетов (если новый билет дороже, пассажир должен доплатить).
2. Бесплатно пересесть на другой поезд
Случается, что вам необходимо сделать пересадку, но ваш поезд опоздал на станцию, или второй поезд отменили. Если по вине железной дороги вы не успели сделать пересадку, «Укрзализныця» должна предоставить бесплатный билет на следующий поезд, чтобы вы смогли прибыть в пункт назначения в кратчайшие сроки. Нужно помнить, что если пассажир заметил, что его поезд задерживается, он должен сообщить проводнику о своей пересадке.
3. Сесть в поезд без билета
Если до отправления поезда пассажир не успел купить билет, с разрешения начальника поезда он может сесть в вагон. Посадка в таком случае осуществляется в штабной вагон, а билет оформляется прямо в вагоне в течение часа или получаса. Штрафы за это не взимаются, но эта норма применяется только в исключительных случаях (в каких именно, в Правилах не уточняется).
4. «Бесплатно» проехаться в поезде до 4 часов
Если ваш билет остался у одного из провожающих, после отправления он должен обратиться к начальнику вокзала, который уведомит телеграммой начальника поезда. На основании такой телеграммы пассажиру оформят проездной билет. Если за указанное время телеграмма не поступит, пассажир будет считаться безбилетным, и вынужден будет заплатить штраф и сойти с поезда.
5. Бесплатно проехать в другой город
Если вы проспали или прозевали свою станцию, вы имеете право проехать до следующей, уведомив проводника об этом. Проводник составляет соответствующий акт со штампом начальника поезда. Этот документ дает пассажиру возможность вернуться к станции назначения бесплатно.
Если такой акт не удалось составить, пассажир может вернуться на нужную станцию за собственные деньги и потребовать возврат потраченных средств. Для этого нужно написать заявление и предоставить билет от станции, на которую вы попали случайно.
Такие же правила действуют, если пассажир отстал от поезда на промежуточной станции. Железная дорога обязана бесплатно доставить его к станции, где были сняты его вещи. При этом пассажир должен оплатить предоставленные услуги (отправление телеграммы).
6. Сделать остановку в пути до 10 дней
Если во время поездки нужно сделать остановку, можно прервать поездку на срок не более 10 дней. Для этого в течение часа на станции, где вы решили сойти, нужно сделать отметку у начальника вокзала "Остановка с продолжением срока действия билета". Спустя указанный период вы можете продолжить поездку на поезде, с которого сошли. Нужно будет только оплатить стоимость новой плацкарты (примерно 30 гривен).
Из-за болезни можно прервать поездку и на более длительный срок. Для возобновления билета нужно будет предоставить медицинскую справку.
7. Допустить три ошибки в фамилии
По закону пассажира должны пустить в вагон, даже если в билете в имени допущены ошибки. Но таких ошибок должно быть не более трех.
8. Сервис на вокзалах
На вокзале пассажир имеет право бесплатно пользоваться туалетом (платным), если у него есть в наличии билет на поезд (или с поезда). Кроме того, на вокзале работают сервисные центры, где можно вызвать такси, отправить факс, заказать номер в гостинице и прочее.
9. Воспользоваться холодильником или микроволновкой проводника
В пути пассажир имеет право бесплатно воспользоваться микроволновкой или холодильником проводника. Кипяток в вагоне тоже предоставляется бесплатно. Можно взять с собой чашку и пакетик чая и не переплачивать за чай проводнику. По Закону проводник в случае необходимости обязан предоставить пассажиру медикаменты из аптечки вагона.
10. Бесплатно провезти домашних животных
Небольшие животные должны находится в специальных клетках, корзинах или ящиках. У них должен быть ветеринарный паспорт. Животные перевозятся в вагоне бесплатно как ручная кладь. А вот для больших собак пассажир должен выкупить все купе, в плацкартных вагонах их нельзя перевозить.
11. Выкупить два купе в одном вагоне
Пассажир имеет право купить до 9 билетов на руки. Кроме того, можно приобрести эти билеты в одном вагоне (например, полностью выкупив два купе) или в нескольких вагонах — в зависимости от наличия мест. В таком случае на всех билетах будет стоять одно имя, а другие пассажиры не смогут воспользоваться купленными местами.
12. Ехать одному в целом вагоне
Согласно Правилам, пассажир имеет право заказать целый вагон, в котором можно путешествовать компанией или одному. Можно даже заказать целый поезд, оплата оговаривается отдельно в договоре. Оплата такой услуги оговаривается в отдельном договоре. Всего в 5 областных городах Украины есть вагоны-салоны, рассчитанные на 11 человек для путешествий компанией.
Напоследок стоит сказать, в «Правилах перевозки» указанно, что проводник может предоставить настольные игры (шашки, шахматы), газеты и журналы. Также пассажир вправе попросить нитки, иголки и ножницы у проводника. А те, кто едет в купе и СВ-вагонах повышенной комфортности, по закону могут получить бесплатно (включено в стоимость билета) дорожный набор продуктов питания, постель и санитарно-гигиенические приборы. Также пассажир вправе потребовать уборки купе, вагона или санузла.
Зная свои права, в случае непредвиденных обстоятельств вы можете сэкономить средства или просто сделать свою поездку комфортной.