Влад Троицкий - про волчицу в тапках, пукающего ежика и Мариуполь, который бежит впереди Украины
«Кому это интересно в Мариуполе?». Именно с такими мыслями мы отправлялись на лекцию режиссера Влада Троицкого о том, зачем необходимо искусство. Встреча с режиссером планировалась в «Веже», но поскольку погода была хорошая, ее вынесли прямо на аллею рядом с башней. И не напрасно. «Вежа» не смогла бы вместить всех желающих поговорить с Троицким и задать ему вопросы. Все «посадочные места» на аллее были заняты, а люди всё прибывали и прибывали.
Прохожие, которые ничего не знают ни о Троицком, ни о фестивале современного искусства, проходившем в эти дни в Мариуполе, останавливались узнать, что происходит, и подвисали вместе со всеми.
Было забавно наблюдать, как где-то посредине встречи культура в глобальном понимании столкнулась лоб в лоб с локально-бытовым своим проявлением. «Не топчитесь по газону, не наступайте на цветы», - неожиданно закричала с балкона женская голова, строго следившая за культурой на своем отдельно взятом участке фронта. Эта женщина четко знала ответ на вопрос, зачем лично ей нужна культура. Чтобы росли цветы и было красиво.
Присутствующие на встрече люди с этим видением культуры согласились и после строгого окрика следили, чтобы ни один цветочек не пострадал. Ну а сами тем временем говорили о том, зачем культура нужна Украине, отдельно взятому Мариуполю, чем плох Винник, вареники и водка. И главное – в какой Украине мы хотели бы жить.
Предлагаем вашему вниманию основные тезисы Влада Троицкого по всем этим вопросам.
ххх
Хотел поговорить о том, а нужно ли вообще искусство. Вот мы занимаемся культурой. Есть Министерство культуры, театры и прочие радости. Но зачем она нужна? Для чего? Просто развлечение? Такой интертеймент после тяжелого рабочего дня? Прийти в театр, взять немножко вина или коньяка, бутербродик и получить свою пайку расслабления?
Я всегда задаю вопрос: если представлять Украину за рубежом и говорить: Украина – это… Кроме войны, Чернобыля и чернозема, то что еще такое Украина?
Мова? Вареники? Люди?
Но люди везде люди. Мова – чудова, это да. Но у каждой страны есть свой язык, не это определяет, что такое Украина.
Сырое место, говорите вы?
Ну да, это может быть. Майданчик для всего? На самом деле, это классные слова.
Вот вчера разговаривал с девушкой из Швейцарии. Там все очень благополучно, но всё очень детерминировано. Например, там невозможно поставить «Неро». И нигде в мире нельзя сделать «Неро» – только в Украине, только в Мариуполе. И в этом есть свой кайф. Мы можем придумать что-то безумное и сделать это. И дерзновение, которое есть здесь, к счастью, все больше и больше. Все больше появляется в Мариуполе людей, которые не настроены ждать, когда кто-то для них что-то сделает. Они настроены делать что-то сами. Как этот удивительный проект Гоголь-трейн. Я узнал, что он родился, из СМИ. Представляете? Инициативная команда, три паренька, договорилась с Омеляном, с «Укрзализыцей». Им выделили поезд, и это произошло. На самом деле это уникальное событие. Нигде в мире такого не было, и вот у нас есть.
Постановка «Неро». Трансформация ДК «Молодежный» в центр современного искусства. Это все распаханная земля, которая начинает прорастать. Но опять же – зачем?
Я так себе скромно думаю, что культура – и искусство в ее концентрированном виде – формирует сознание. То есть дает нам возможность сказать, кто мы такие. Конечно, наши политики любят говорить такие общепринятые клешированные вещи. Но на самом деле современное искусство формирует будущее Украины. Оно задает вопросы и позволяет любому человеку понять, что в принципе всё возможно. Оно снимает те ограничения, которые мы сами себе в своем сознании создали – исторически или по привычке мы формируем сами себе шоры.
Когда кто-то говорит «Я такое не видел» или «Я такое не понимаю» - это нормально. Если ты такое уже видел и всё понимаешь, что тогда что это за современное искусство. В современном искусстве всегда заложена некая провокация, которая сбивает тебя со своей точки сборки, как у Кастанеды.
У него есть такое понятие – точка сборки. И если себя с такой точки сознательно не сталкивать – самостоятельно или с помощью искусства, - то тогда сужается и твой горизонт. Твое видение и твое понимание становится все уже и уже. Соответственно, чем уже горизонт восприятия мира, тем легче тобой манипулировать.
Все популисты они же манипулируют очень простыми понятиями. Вон смотрите, Россия рядышком. Еще 15 лет назад Сталин был страшной, одиозной фигурой. А сейчас 70% людей говорят, что Сталин – это круто. Всего 15 лет, и так все поменялось. Это результат манипуляции.
Они там, конечно, могут говорить себе, что остаются самой образованной страной. Но это как в анекдоте про ежика. Сидит ежик и медитирует: «Я не пкуну, я не пукну». А потом пукнул и говорит «Это не я, это не я». Вот так же и про Россию как самую образованную страну: о каком образовании можно говорить, если в триста лучших университетов мира не входит ни один российский университет? У нас пока с образованием ситуация тоже не Бог весть какая, но мы по крайней мере себя не обманываем.
ххх
То, что происходит в Мариуполе, меня очень обнадеживает. И то, как нас принимают люди, и то, что город открылся миру. В эти дни Мариуполь расцветает. Когда первый раз приехал – почти два года назад - подумал, да, город симпатичный. Но и только. За 2 года он так сильно поменялся, и это круто! И это на самом деле в том числе и благодаря современному искусству. По крайней мере, это то, во что хочется верить. Наш главный месседж, чтобы город максимально себе это присвоил. Да, мы конечно, классные ребята, но хочется, чтобы город это продолжал.
Вот в «Неро» участвовала куча ребят из Мариуполя – из Театромании, из Театра кукол. И это такой уникальный экспириенс для них. Они участвовали в уникальном не только в Мариуполе, но и во всем мире событии. Это чудо! Меня спрашивают, доволен ли я. Да я просто горжусь!
С одной стороны, кто-то посмотрит на балет кранов и скажет «это бессмысленно». Ну зачем пяти кранам синхронно что-то делать. Но с другой – эти крановщицы, эти женщины, которые по 30 лет на этих кранах, вдруг увидели красоту своей работы. Я говорил им: попробуйте гордиться тем, как вы работаете, попробуйте щегольнуть, покуражиться. Это выпадение из их реальности.
На фото - Анна Рудько, крановщица с 13-летним опытом работы, а теперь - артистка необычного балета.
А для завода это очень прагматическая вещь – увеличить количество заказов, снять ореол опасности с предприятия. Снятие ореола опасности дает Мариуполю совершенно другой импульс. И это тоже очень важно на мой взгляд, когда культура работает уже на некую социальность.
ххх
То, что мы спровоцировали рождение фестиваля здесь, в Мариуполе, – это здорово, тем более что фестиваль родился без единой копейки государственных денег. Мэр Мариуполя – крутой дядька. Обычно я с госчиновниками не могу найти общий язык, но тут - удивительно - у меня получается. В Киеве, к сожалению, это не так. Кличко, конечно, красавец, но его интересует спорт, отнюдь не культура.
ххх
Если раньше много путешествуя по миру и возвращаясь в Украину я понимал, что это страна третьего мира (даже не второго), то сейчас ореол провинции уходит. И для меня это очень симптоматично. Сами люди начинают формировать запрос на будущее, где ты понимаешь, вот такая может быть Украина.
Это важно. Не только рассказывать, какой когда-то была Украина, какие замечательные были казаки или там образ вареников… Вареники – это классно, но это Поплавский. Я не против горилочки, вареников, сальца. Но это тот образ который был навязан Украине в 50-е годы прошлого века: простоватые, хитроватые (в советских фильмах старшины в армии всегда были украинцы – хохлы). Вот такой образ формировала советская пропаганда. Он милый. Но как-то не хочется жить в стране сала, горилки, Поляковой и Винника. Нет, пусть они себе живут, но может быть что-то другое должно быть тоже?
ххх
Откуда брать кадры для современного искусства, если никто не учит делать современное искусство? Ни в одном вузе нет курса современного искусства, театра, современной хореографии. И, собственно, формирование программы Гогольфеста - то, что здесь очень большой блок образовательных программ, - это толчок для постепенного формирования системных образовательных историй. И поэтому мы придумываем здесь коллаборации, чтобы сюда не только приезжали со всего мира и показывали свою работу, но чтобы делали резиденции. И когда закончится реконструкция и будет создан «Отель Континенталь», это будет точка резиденции для разного вида артистов и художников из очень разных мест. И я на очень надеюсь, что это будет формировать уже и ваш собственный контент.
Превратить Украину и, в частности Мариуполь, в оффшор для пассионариев культуры, искусства – это было бы круто. У тебя есть крутая идея, и ты приехал в Мариуполь, где есть ресурс для того, чтобы что-то сделать, и это было бы проще, чем в Европе или Америке. И тут можно дерзать. В этом Мариуполь впереди бежит. Впереди всей Украины.
ххх
Молодежь уезжает. Вообще это большая проблема, что украинцы покидают страну. Но главное, чтобы было куда вернуться. Чтобы был такой якорь, как якорь - символ Мариуполя. И этот якорь даст возможность если не осесть, то хотя бы почувствовать, что это твоя земля: Мариуполь – как малая родина, Украина – как большая. Зацепиться.
ххх
Мариуполь сегодня - это место встреч людей из разных городов Украины. Вы толком не знаете, что происходит в Сумах, Виннице, даже в Днепре, хотя он рядышком, в Тернополе – вы же не знаете. А сейчас появляется эта возможность выстраивания горизонтальных культурных связей. И государство этим не управляет, что важно. Потому что как только начинает вмешиваться государство, сразу становится скучно.
ххх
Я сейчас почти не занимают социальным театром или документальным театром, потому что мне кажется, что не хватает, может быть, исходных кодов. Это вопрос ценностей.
Вот если задать вопрос просто вам сейчас: что – стыдно? (Голос из аудитории: воровать стыдно). Воровать стыдно? Даааа (с удивлением)?
Понимаете, народ объединяют некие общие ценностные понятия: чего нельзя. Есть вещи, которые табуированы. Вот воровать, например. Вам, может быть, стыдно. Но это не является критерием стыдно в целом в обществе. Судья берет взятки, выносит нечестные решения. А потом приходит к своим детям домой – и ему не стыдно.
Культура – это то, посредством чего может транслироваться ценностный ряд, который нас объединяет. Культура - тот инструмент, который может сформировать в обществе понимание того, что воровать – стыдно.
Но сегодня в Украине культура в большинстве своем – это старые государственные феодальные государства в государстве, которые воспроизводит символы даже не вчерашние, а поза-поза-позавчерашние. То есть это совковые символы.
Почти все театры, оркестры, танцевальные коллективы, вместо того, чтобы быть ориентированными на завтра, подсовывают нам позавчерашние котлеты и говорят нам: вот это вкусно. Но продвинутая молодежь, которая читает что-то хорошее, слушает, смотрит что-то хорошее в кино, она не может ходить в такие театры, смотреть на эти псевдофолклорные выступления, потому что она чувствует интуитивно, что здесь какая-то ложь.
Это не их мир. Это мир их эфемерных дедов, а скорее прадедов. Но у нас – монополизация права говорить, что есть культура…
ххх
Кто скажет, какое искусство хорошее, а какое плохое? Кто такой умный человек, который может взять и сформировать критерии?
Вот есть хорошее образование, а есть плохое. Есть критерии. Например, если вуз не входит в 500-ку лучших вузов мира, то значит дрянь университет. Ну не хватает что-то этому университету. Если ребенок заканчивает школу, но не знает английского и истории толком не знает, и литературу не читал. То это среднее образование, мягко говоря, тоже не очень. В образовании есть объективные критерии хорошего и плохого. А вот в культуре? Что может быть критерием? (Голос из аудитории: резонирует или не резонирует). Вот вы говорите – резонирует... Но я вам говорю, что Олег Винник резонирует, и Ольга Полякова тоже. Волчицы в тапках – это наше всё. Но если это есть культура, то государство не может следовать за этим.
К сожалению, критериев хорошего и плохого в искусстве нет. Как нет универсального понятия, что такое красиво…