
Семь кругов ада Пенсионного фонда. Как решить проблему очередей

На улице темно и холодно. Ранее утро. Улицы Мариуполя еще пусты. И только здесь, возле управления Пенсионного фонда Центрального и Приморского районов, стоят люди. Они записываются в очередь. Некоторые из них встречают рассвет под стенами ПФУ уже третий день подряд.
«Представляете, потеряла пенсионное удостоверение. Теперь восстанавливаю. Уже сил нет никаких. Третий день не могу попасть на прием», - говорит Мария Ивановна. Она устала. Она раздражена.
«Еду сюда, транспорт забит, люди добираются на работу и кричат на меня, мол, куда ты, старая, прешься ни свет ни заря. Посидела бы дома, пока мы на работу доедем. Так я бы и рада дома посидеть. Только вот мне в Пенсионный нужно, очередь сторожить».
А у Николая Петровича умерла мать.
«Мне бы сидеть дома и скорбеть. А я вместо этого ночую под Пенсионным фондом, чтобы помощь на похороны получить. Второй день тут. Вчера весь день отстоял и не попал на прием. Пришел в 6 утра, и был уже 20-м, а очередь продвигается со скоростью один человек в час».
Люди стоят со списками с четырех утра, в шесть их сменяют другие – дают возможность дежурным отдохнуть дома пару часов, попить чайку…

«А знаете что, к черту ваши списки. Будем заходить в порядке живой очереди», - возмущается мужчина, который пришел к шести утра, надеясь быть первым, и очень расстроился узнав, что он уже 24-й.
«Ага, давай-давай, поумничай. Скажешь это людям, которые третий день стоят и попасть не могут. А я посмотрю, что с тобой будет после этого», - смеется опытная Мария Ивановна.
В 8 часов начинается рабочий день Пенсионного фонда. Люди выстраиваются вдоль стен перед двумя кабинетами. Кабинет №10 занимается начислением похоронных денег и общими вопросами, кабинет №11 – начислениями и перерасчетами пенсий.

Первый номер в списках вышел из кабинета только через час. Говорит, подавал документы, чтобы получить «две пенсии» на похороны матери.
«Подал документы, девушка только начала вносить мои данные в общую базу, как вся эта их система подвисла. Вот и сидели с ней вдвоем, смотрели друг на друга и ждали, пока система растормозится и начнет работать. Теперь понятно, почему так очередь медленно движется. Это просто какой-то кошмар. Пенсионный фонд что, не может нормальные серверы купить?» - возмущается мужчина.

На самом деле Пенсионный фонд Украины приобрел новый мощный сервер, говорит руководитель отделения ПФУ Ирина Кравец.
«Но они там в Киеве постоянно что-то модернизируют, обновляют программу. И поэтому происходят технические сбои. Последние три дня система действительно практически не работает. И эту проблему здесь, в Мариуполе, мы решить не можем. Но в ПФУ знают о проблеме и работают над ее устранением».
Однако это только одна часть большой проблемы под названием ПФУ.
В Мариуполе всего два отделения фонда - на полумиллионный город. И этого критично мало для того, чтобы обеспечить нормальную, цивилизованную – не унизительную для человека – услугу.
Один из вариантов помощи Пенсионному фонду предложила городская администрация. При поддержке Агентства местной демократии в Мариуполе (ALDA) и Фонда им. Конрада Аденауэра, в городе организуют скайп-консультации ПФУ по месту жительства мариупольцев.
КСНы и поселковые советы будут оборудованы необходимой компьютерной техникой. И местные жители смогут приходить сюда и напрямую задавать вопросы сотрудникам фонда по их профилю работы.
По словам Ирины Кравец, эта программа должна заработать уже в декабре, если удастся быстро решить все технические вопросы.
Но помимо сугубо консультационных, в Пенсионном фонде готовятся открыть и полноценные агентские пункты.
«Мы сейчас уже начали готовить этот вопрос. Изучаем потребности, смотрим, где наибольшая плотность жителей, какие есть отдаленные районы, откуда трудно добираться к нам. Там мы и будем размещать наши пункты. Это будут КСНы в густонаселенных районах, Сартана, Черемушки. Сейчас мы подыскиваем подходящие помещения. Что важно: это будут полноценные пункты, здесь можно будет сделать все то же, что и в отделении ПФУ», - поясняет Ирина Кравец.
Решить проблему очередей могут и он-лайн услуги. Сейчас главный офис Пенсионного фонда пытается расширить их перечень.
Например, уже сегодня подать документы для начисления пенсии можно дистанционно – не приходя в Пенсионный фонд, через сайт ПФУ.

Кроме того, есть ограниченный перечень справок, которые можно заказать через сайт. Для этого нужно зарегистрировать свой личный кабинет на сайте электронных услуг фонда и оттуда можно заказать:
- справку о размере оплаченных взносов (форма ОК-5)
- выписку из Реестра застрахованных лиц
- справку о размере пенсии.
Достоверность этих справок подтверждается QR-кодом.

А еще на сайте либо в мобильном приложении можно следить за своими пенсионными начислениями, за тем, отчисляет ли ваш работодатель пенсионные взносы, и насчитывается ли вам стаж.

В ПФУ обещают расширять перечень услуг, которые можно будет совершить он-лайн. Однако есть большая проблема – низкая компьютерная грамотность пожилых людей, малый доступ к Интернету среди этой категории горожан. А ведь именно они – основные клиенты Пенсионного фонда.
Здесь на помощь своим пожилым родителям могли бы прийти их взрослые дети.
Возможно, смогли бы помочь и мариупольские ЦНАПЫ. Они могли бы стать посредниками между он-лайн сервисами ПФУ и стариками, для которых все эти компьютерные ноу-хау – непроходимые дебри.
Абсолютно ясно одно: оставлять ситуацию в том виде, в каком она есть сейчас, невозможно. Проблема с очередями доводит людей до истерик и драк, и однажды это может закончиться печально.
Справка:
Портал электронных услуг ПФУ вы найдете здесь
Фейсбук-страница ПФУ - здесь
Телефоны контакт-центра ПФУ: 0800-503-753, 044-281-0870, 044-2810871 (звонки бесплатные только со стационарных телефонов).