Как в мариупольской школе учатся дети с неподконтрольной территории
Мариупольская школа №29 только на первый взгляд, обычная среднестатистическая. Только вот ученики в ней особенные. Большая половина учащихся - виртуальная. В этой школе дети могут учиться в одном классе, но не видеть успехи друг друга.
Как учат и выставляют оценки в единственной в Мариуполе школе с дистанционным образованием, и можно ли получить "золотую медаль" на расстоянии, корреспондент 0629 решил выяснить у директора школы Ларисы Быковой и завуча по дистанционному обучению Инны Владимировны (фамилию женщина называет не хочет, так как ранее жила на неподконтрольной территории).
Прямо с порога директор встретила новостью. В школе сегодня учатся 584 реальных школьника, и вот вчера здесь торжественно приняли 600-го - на дистанционное обучение. Большинство детей с неподконтрольной территории. Всех учеников, как виртуальных, так и реальных, директор называет своими.
- Почему именно ваша школа стала базовой для дистанционного обучения?
Л.Б: Был 2014 год, поступил запрос от министерства, какая школа сможет обучать детей дистанционно. Прежний начальник департамента образования Мариупольского городского совета Зиновия Дмитриева заявила, что ОШ №29 сможет. Шла война, часть Донецкой области стала неподконтрольной, и вот однажды с "Новой почты" в школу пришел пакет с документами, а там заявление на зачисление в школу на дистанционную форму обучения.
Но, как работать, ведь нормативной базы нет? - Тогда мы поняли, что хорошо, что есть электронные адреса, скайп. И так мы начали зачислять детей, высылать им задания, а сами работать на добровольных началах.
Сегодня, стоит сказать, уроки в виртуальных классах нашему коллективу оплачиваются, как и проведенные в обычных. Мы же за это время очень выросли профессионально, помогаем другу другу и очень сплотились.
Сегодня практически весь педагогический коллектив школы - это учителя, которые занимаются с детьми дистанционно. И если мы начинали с 13 учеников в 2015 году, то сейчас и с каждый годом становится все больше и, следовательно, нагрузка на наших педагогов тоже растет. При этом дети могут жить не только на неподконтрольных территориях, но и далеко за границей - в Индии, но они из Донецка и, к примеру, хотели бы получить образование в Украине. Количество учащихся все растет и растет. Люди подают заявки даже ночью. Мы государственное учреждение, и учим бесплатно.
Школ с дистанционным обучением в Украине много, но они платные. Иногда нам звонят люди и спрашивают, сколько это стоит. В этом году вышло положение о дистанционном обучении, поэтому свидетельство о среднем образовании все дети получают одинаковое, независимо от формы обучения.
- Как дети с неподконтрольной территории узнают о том, что можно учиться в Украине?
Л.Б.:Данные о нашей школе есть на контрольно-пропускных пунктах, на сайте Министерства образования есть информация. В Донецкой области работает проект "Дистанционное образование Донетчины", в котором изначально участвовало 5 школ, и на сегодня количество увеличились вдвое.
- Расскажите, как дети могут учиться дистанционно?
И.В.: Они учатся в электронной школе. Чтобы в нее попасть, мы заходим на общую областную платформу, где все 10 школ. И все обучение ведется через эту платформу. Здесь у нас виртуальные с 1 по 11 классы. При этом 9-х классов у нас три ( в одном их них учится 70 человек ), в двух 10-х по 50 человек, а в 11-х - по 40. Дети учатся оффлайн. Чтобы зайти в класс, они должны ввести пароль. Обязательно есть визитная карточка учителя, есть вайбер. Обязательно указывается ссылка на учебник, с которым мы работаем. Ребенок заходит по ссылке.
Прежде, чем зачислить ребенка, мы проверяем знания - проводим входной контроль в виде теста знаний за прошлый год. Мы ведь не признаем никаких табелей и документов с неподконтрольной территории. У каждого класса есть руководитель, которые ведет журнал, но посмотреть оценки друг друга дети не смогут. Сохраняем конфиденциальность, ведь мы не знаем, как на той стороне отнесутся, что дети учатся в Украине.
Вы же помните, как "ДНР" не пропустила группу детей для сдачи ЗНО. Тогда мы приняли решение, чтобы была проведена дополнительная сессия. Дети встречаются на базе нашей школы только в 4-ом, 9-ом и 11-ом классах на ДПА и ЗНО. В этом году мы ждем более 150 человек, и, кстати, переживаем за их расселение. Пока данный вопрос родители решают самостоятельно, но нам бы хотелось, чтобы какое-то помещение выделялось.
- Как дается детям украинский язык, ведь преподавание его на неподконтрольной территории, мягко говоря, слабое?
И.В.: У нас все предметы преподаются на украинском, только украинский контент. Но сейчас в среднем звене уже учатся дети, которые пошли в школу на неподконтрольной территории. Поэтому для лучшего понимания предметов родители попросили давать словарики терминов по таким предметам, как химия, биология и т. д. Просим учителей украинского языка не уменьшать количество часов по украинскому языку. Кроме того, мы каждую неделю обращаем внимание на государственные праздники.
- А как дети занимаются физкультурой дистанционно?
И.В.: Мы должны выполнить государственный стандарт. Учителя физкультуры дают теоретические знания, плюс практические задания. Выкладывают упражнения.
- А какой урок сложнее всего готовить?
И.В.: Не могу сказать, все сложно. Это всегда творчество и большой кропотливый труд. К примеру, один из наших педагогов записывает задания по математике на собственном канале в youtube и доходчиво объяснят предмет детям. Написав изложение, сочинение, дети, к примеру, могут сфотографировать и отправить на проверку
Самостоятельные работы мы даем в виде теста. Кроме того, разрабатывается многоуровневая контрольная работа, которая позволяет определить знания ребенка. Но есть момент: мы же не знаем, кто находится по ту сторону компьютера. По большому счету, это проверка на честность.
С родителями проводим виртуальные родительские собрания. Кроме того, мы постоянно созваниваемся. Особенно, разъясняем, как получить документы государственного образца.Бывает, спрашивают, можно ли бросить учебу в "ДНР". Мы не рекомендуем так делать в невыпускных классах, так как за посещением детей школы там, как и у нас, следят, и у ребят могут быть проблемы. А вот в выпускных можно сосредоточиться только на подготовке к ЗНО или ДПА, если они хотят поступить в украинские учебные заведения.
- Совпадают ли в чем-то школьные программы?
И.В.: Не могу так сказать. Жалуются, что некоторые темы по геометрии и алгебре мы учим в 9-ом, а они в 10-м. Жалуются, что другая программа по биологии. Такого предмета, как История Украины там вообще нет. Нет географии Украины - только Донецкого региона.
- Поделитесь результатами, может кто-то из детей за это время получил золотую медаль?
Л.Б.: У детей, которые занимаются у нас дистанционно, больше мотивации, чем у детей, обучающихся в обычной школе. Они понимают, ради чего они учатся. Они работают на результат. Кто-то хочет поступить после 9-го, кто-то после 11-го. Но все они знают, в каких вузах хотят учиться. Дети мотивированы.
Дети с подконтрольной территории, они могут заработать золотую медаль и подтвердить свои знания на ЗНО.
В этом году мы заслуженно вручили "золото" мальчику Коле из Донецка. Честно говоря, с опаской заказывали медаль, так как в глаза ребенка не видели. Потом мы с замиранием сердца ждали результатов ЗНО. В итоге, Коля нас не подвел: сдал предметы на очень высокие баллы - 197 и 198, 199 по разным предметам. Его большая заслуга в том, что он был очень настойчивым и уверен в своих силах. А вот девочка в прошлом году не настояла, что готова побороться за медаль, и медаль мы не заказали. Но все равно, у нее все хорошо - она учится в Киеве в педагогическом вузе.
- Объясните феномен: пропаганда на неподконтрольной территории делает свое дело, а у вас число учеников не уменьшается, а только увеличивается.
И.В.:Мы сами не можем объяснить этот феномен. Мы Западный и Восточный Берлин, где люди бежали из второго на свободную территорию. Родители рады вытолкнуть своих детей из "ДНР" и делают все возможное, чтобы они получили образование в Украине.
- Спасибо за интервью!