Оперетта, цирк на воде и котлеты по-азовски, или Как отдыхали в курортном Мариуполе в 80-е
Мариупольское лето в 80-х, конечно, отличалось от нынешнего. Жара все-таки была чуток поменьше, а вот приехавших отдохнуть в город-курорт на приазовском побережье – куда побольше. Наличие родственников в нашем городе открывало для обитателей далеких от моря населенных пунктов широкие пляжные перспективы, транспорт – автомобильный, воздушный, железнодорожный – курсировал бесперебойно.
Отсутствие родственников тоже не являлось непреодолимой проблемой – за доступную цену можно было снять и «апартаменты» в гостиницах, и нечто прямо у моря, на Слободке. Всю эту сезонно понаехавшую публику совершенно не пугали открывавшиеся с городского пляжа и Песчанки виды дымящейся «Азовстали». Ну, а если кто-то все же брезговал заводским дымом и имел соответствующие возможности, то, осмотревшись, откочевывал в более экологически чистые Мелекино, Ялту, Урзуф, Юрьевку или Белосарайку, отдых на пляжах которых всегда считался более элитным, чем непосредственно в самом промышленно-курортном городе с культурным оттенком.
Естественно, вся эта публика, переполнявшая город в курортный сезон, жаждала развлечений. И, конечно же, далеко не у всех досуг, помимо пляжа, ограничивался пивом с чебуреками по 15 копеек или шашлыками под коньячок-водочку. Нахождение на курорте предполагало для многих загорающих индивидуумов периодический выход в свет и удовлетворение культурно-духовных потребностей.
Самым простым и доступным видом культурно-массовых мероприятий для аборигенов и понаехавших, естественно, был кинематограф. Например, летом олимпийского 1980 года в знойном приморском городе народ валил на оскароносный «Москва слезам не верит» и советско-индийский «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» с не менее звездным составом.
А в 1988-м летний кинопрокат уже предлагал не менее востребованных «Маленькую Веру» и «Меня зовут Арлекино». Но не будем перечислять ежегодные особенности репертуара, ибо кинематограф в столице Приазовья во всем его историческом многообразии достоин отдельного материала, а возможно, и не одного.
О магнетизме театра у моря
Куда более солидным заведением для человека, приезжавшего тогда отдохнуть в наш немаленький город, был драматический театр. Сейчас в это верится с трудом, но тогда в летние месяцы храм Мельпомены вообще не простаивал. Объяснялось это опять же во многом наличием моря и пляжа, кои притягивали не только пролетариат, трудовое крестьянство, криминальные элементы различной специализации, но и творческую интеллигенцию. И в июне, и в июле, и в августе в нашем театре кто-то гастролировал. Конечно, летние театральные гастроли тогда были распространенной общесоюзной практикой, но более продвинутые столичные и околостоличные коллективы, конечно, стремились конвертировать свою элитарность в работу у моря.
В итоге артисты получали загар и оздоровление, а мариупольские зрители – целый спектр спектаклей, на которые в родных городах этих театров попасть было весьма проблематично. Видимо, уже тогда донецкие мастера сцены имели какое-то «право первой ночи» и ежегодно летом дарили свое искусство местному зрителю по 2 рубля 40 копеек за билет. Но донецкая жатва продолжалась максимум месяц, а остальные два в здании на нынешней Театральной площади царили более дальние гости. Летне-гастрольный период накладывал на репертуары свой отпечаток идеологической расслабленности – в них было довольно много комедий и оперетт и подозрительно мало произведений высокого идейно-политического уровня.
Ну, а уж если зритель понимал к концу первого акта, что пьеса для него сложна или не интересна, либо осознавал свою и театра острую несовместимость, то в антракте он не просто устремлялся вместе со всеми в буфет. Он мог и остаться там надолго, чтобы многое осмыслить или отметить культпоход в кругу коллег. Буфетов в нашем театре в те славные годы было целых два. А вина, шампанское и коньяк можно было поглощать, закусывая бутербродами с не вполне доступными в магазинах голландским сыром, красной икрой или сервелатом.
Кулинарная прогулка по старому Мариуполю и его окрестностям
Естественно, приехавший в Мариуполь отдохнуть человек, не мог быть сыт одной духовной пищей. Необходимость перекусить у курортников возникала не менее трех раз в день, как у любого находящегося в отпуске организма. И тут самое время вспомнить о тогдашней кулинарной индустрии родного города. Местные точки общепита можно описывать долго – с толком, с чувством, с расстановкой, но рискуя захлебнуться слюной. Поэтому перечислю лишь некоторые, в основном, сосредоточенные в центральной части города.
Измученный мариупольской жарой гражданин, стартуя, к примеру, от здания ДОСААФ к драмтеатру, чтобы предварительно взять билет на «Цыганского барона» или «За двумя зайцами», уже в первом квартале мог освежиться кружечкой-другой пива в просторном пивбаре, который из-за близости городской типографии хронически посещался и местными журналистами. В следующем квартале, не доходя немного до редакции городской газеты, можно было сытно погрузиться в вареничную, где, среди прочих, восстанавливали свои силы пельменями и сметаной доноры, питавшиеся по талонам. Если перекусить нужно было не так плотно – чуть выше благоухала чебуречная. А еще рядом был небольшой сладкий подвальчик с молочными коктейлями и разнообразными пирожными. И – изюминка исторической части города – кафе «Старый Мариуполь» - едва ли не единственный старый топоним, сохранившийся в Жданове, и напоминавший тогда о прежнем названии города. В «Старом Мариуполе» был и хороший коньяк, и хороший заварной кофе – не чета тому кофейному напитку, который разливали в вареничной. Но и публика тут была несколько иная – когда более серьезная, когда более денежная.
На этом же маршруте, в конце 80-х, а может, и раньше появилось «Литературное кафе», которое местная пресса называла богемным. Культурный уклон здесь явно присутствовал, пили в основном вино, коньяк и кофе, а публика тусовалась творческая и разнообразная – от начинающих неформалов до вполне состоявшихся поэтов. Расцвета своего заведение, по-моему, достигло в первой половине девяностых.
Но вернемся к нашему гражданину. Предположим, что театр ему уже не интересен, а вот посидеть вечерком в хорошем ресторане – было бы душевно и перспективно. Тогда ближайшим достойным местом была «Украина» у Театрального сквера.
Весьма котировался и гриль-бар «Скифы» напротив «Детского мира», в котором курочек гриль с удовольствием уплетали и люди авторитетные, и бодрые функционеры из горкома-райкомов партии-комсомола, и рядовые смертные, залетевшие на столь лакомый «огонек».
На хорошем счету был и ресторан «Майский» на бульваре Хмельницкого, ставший прародителем целого ряда игорных и питейных заведений. Географически и не только познавательными были ресторан «Эллада», кафе «Варна» и пивбар «Кавказ». А, пожалуй, самое культовое название носил тогда ресторан «Приморский», увековеченный в песенном творчестве Вячеслава Ворона, пившего в этом заведении «заморский амаретто». На Приморском бульваре, ныне плотно утыканном заведениями общепита, в те годы ни его кухне, ни самому «Приморскому» конкурентов не было. Да и в архитектурном плане равного ему в городе не наблюдалось.
Размявшийся в любом из этих заведений гражданин, мог продолжать познавать город в различных направлениях. Жажда любви могла повести его и в район морвокзала, в «Трещину», а то и в интерклуб, что, конечно, было чревато с точки зрения внимания компетентных органов. Правда, в Мариуполе в те годы можно было попасться и органам совершенно некомпетентным – вытрезвители в 80-х работали исправно и никто об их закрытии даже не мечтал. А можно было уподобиться героям «Иронии судьбы» и рвануть в аэропорт, ресторан которого славился своей «фишкой» - котлетами по-азовски. Менее известный, но не менее вкусный аналог котлет по-донецки и по-киевски, готовили из судака.
Цирк на воде и дискотека 80-х
Естественно, летний досуг мариупольцев в 80-е приобретал и другие массовые форматы. Не вспоминая субботники и демонстрации (летом не проводились) и перестроечные митинги (это отдельная тема), можно остановиться на еще таких трех формах досуга для детей и взрослых.
В 80-е в городе не было ни луна-парка, построенного Поживановым, ни экстрим-парка, построенного Бойко. Но был пустырь практически в центре города, на котором в летние месяцы периодически появлялся чешский луна-парк с комнатой страха и прочими аттракционами, не имеющими аналогов на расстоянии в сотни километров. Очереди были огромными, радость представителей подрастающего поколения, попавших внутрь, неимоверной.
Стационарного цирка в городе не было и нет, но шапито к нам приезжали регулярно. Самым оригинальным был импортный цирк на воде, который традиционно для такого рода кочевых учреждений отаборился на другом большом пустыре – в районе пересечения Бахчиванджи и Строителей.
Ну, и, конечно же, дискотеки. Названия «Молоко», «Меотида», «Волшебник», «Звездный» и другие вызовут различные воспоминания у тех, кто застал 80-е во всей их красе.
У кого-то быстрее забьется сердце от любовных ретро-переживаний, у кого-то зачешутся кулаки. Кстати, самая известная мариупольская дискотека – «Клетка» в центральном парке – работала, расцветала, да и попала на киноэкраны именно летом. Но это уже другая тема…
Аскольд Свейский
В материале использованы фото из открытых Интернет-источников.
Все материалы спецтемы "Без ностальгии" - читайте здесь.
Подписывайтесь на Телеграм-канал нашего сайта - Мариуполь 0629. Здесь только самые интересные тексты, фотографии, опросы. Следите за нами, чтобы быть в курсе - https://t.me/lovecity0629
Коментарі