Три реестра вместо одного. Что мешает оперативно собирать данные о поврежденном имуществе для дальнейшего возмещения

С начала полномасштабной войны было принято решение - все разрушенное жилье должно быть компенсировано. Заявления на компенсацию можно подавать во время военного положения и в течение одного года после его завершения на соответствующей территории.

Все шаги - от подачи заявления до выбора жилья можно сделать через приложение Дія. Заявление может быть подано даже в случае потери документов, подтверждающих собственность. Сейчас количество заявок через портал Дія о повреждении жилья уже достигло 320 тыс.

Кроме Дії, предусмотрены и альтернативные возможности - подача бумажного заявления через ЦПАУ, орган социальной защиты или нотариуса.

Каким бы способом не подавалось заявление на компенсацию (электронное или бумажное), все должны аккумулироваться в едином электронном Реестре уничтоженного и поврежденного имущества. Однако сейчас в Украине созданы три реестра разрушений в результате войны - и работники органов местного самоуправления наполняют их все, на что уходит время.

Если оставить нынешние темпы наполнения реестров разрушенных или поврежденных в результате войны зданий и сооружений, то только в одном Харькове на обработку информации о разрушениях понадобится 3695 дней, или же более десяти лет. То же самое касается и Мариуполя, в котором более 90% жилого фонда города либо повреждены, либо разрушены до основания.

О том, как сделать сбор информации более эффективным шла речь во время онлайн-дискуссии "Реестр разрушенного и поврежденного имущества как ключевой инструмент сбора данных".

Встречу с участием представителей общественных организаций, доноров, органов местного самоуправления и министерств провела общественная организация "Антикоррупционный штаб".

Только в одном Харькове на обработку информации о разрушениях понадобится более десяти лет

Начальник технико-аналитического отдела департамента жилищно-коммунального хозяйства Харьковского городского совета Константин Коротич отметил, что для обработки информации о разрушениях в городе его команда разделилась на условные бэк-офис и фронт-офис. Фронт-офис - это комиссия, которая выходит и обследует объекты, составляет акты. В городе десять таких комиссий, это более 120 человек. Бэк-офис - это аналитический отдел, его задача - сбор и подготовка информации, подготовка списков, работа с актами в реестрах, на порталах.

"У нас 6116 поврежденных зданий и сооружений, из которых более 3350 - многоквартирные дома (по состоянию на прошлую пятницу, сейчас еще плюс 16), - рассказал Коротич, - Через портал "Дія" и ЦПАУ зарегистрировано 37116 сообщений. Комиссиями обследовано 3114 объекта. В РПЗМ внесли 520. На обследование одного объекта уходит 2 часа, на сбор данных - 1 час, админработа забирает еще 1 час, на внесение в реестр уходит 0.25 часа. Таким образом на обработку одного объекта тратится 4 часа 50 минут. На обработку всех поврежденных или уничтоженных объектов Харьковской городской тергромады - 6116 * 4 часа 50 мин = 29560 часов или 3695 рабочих дней".

Чрезмерная загруженность органов местного самоуправления

Председатель правления ОО "Антикоррупционный штаб" Сергей Миткалик отметил, что такая ситуация возникла не только из-за объема разрушений в Украине, вызванных широкомасштабным нападением России. Ведь сейчас данные о разрушениях аккумулируются на трех разных платформах: Реестр разрушенного и поврежденного имущества (Минвосстановления), Gis-портал (Минвосстановления), Государственная электронная система учета разрушений (Офис президента). Однако ни одна из платформ до сих пор не является открытой. Реестр разрушенного и поврежденного имущества (РПУИ), в отличие от других подобных платформ, может обеспечить прозрачное восстановление при условии полного или частичного открытия данных.

"РПУИ на сегодня является базовым и ключевым реестром начала восстановления. Пока должным образом не будет собрана информация о каждом разрушенном и поврежденном объекте, государство не сможет определить потребности и начать восстановление любого города, а общественность не получит открытых данных", - сказал Миткалик.

Кроме того, такое дублирование Реестра разрушенного и поврежденного имущества (Минвосстановления) и Государственной электронной системы учета разрушений (ОП) создают дополнительную нагрузку на общины, которые должны передавать данные о разрушении сразу двум органам.

"В РПУИ одни требования к внесению информации, в таблицах, которые приходят от ОВА - другие требования, в Реестре Офиса Президента третьи требования. К примеру, кто-то поврежденный фасад обсчитывает в метрах квадратных, а кто-то в метрах кубических. Отсутствие единой методологии нам очень мешает. Нам бы очень упростило жизнь, если бы мы имели наполнять только один источник с открытыми данными", - отметил начальник технико-аналитического отдела Департамента жилищно-коммунального хозяйства Харьковского городского совета Константин Коротич.

Каким образом уменьшить давление на громады

Над улучшением работы реестра работают специалисты Минцифры.

"Процесс восстановления начнется не после победы, он уже начался и продолжается. В соответствии с постановлением КМУ №380 мы разработали такую возможность (с помощью сервиса "Дія" - ред.). Вся информация передается от предприятия "Дія" в Министерство восстановления, чтобы эту информацию в дальнейшем внесли в Реестр. К сожалению, не все сообщения от граждан имеют полный набор информации. Эта информация не является "чистой", она требует дополнительной проверки. Но на основе этой информации мы будем иметь представление об объективном состоянии дел и то, в каких средствах нуждается Украина для восстановления этой прежде всего жилой инфраструктуры", - сказал во время встречи руководитель по развитию открытых данных при Министерстве цифровой трансформации Михаил Корнеев.

При этом, по словам представителя Минвосстановления Дмитрия Турчака, другие реестры будут подключены к РПУИ.

"РПУИ - это основной реестр, и постановление №380 регламентирует именно его работу. Именно на этом реестре будет завязано дальнейшее восстановление государства. ГИС-система не будет требовать внесения дополнительных сведений, она будет автоматически подключена к РПУИ. Так же и с электронной системой восстановления", - пояснил директор департамента стратегического планирования и региональной политики Минвосстановления Дмитрий Турчак.

В Украине нет стратегии - как именно восстанавливать разрушенное или поврежденное имущество

Исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан привел простой пример. Если в определенном населенном пункте было разрушено четыре школы, то, возможно, восстановить стоит только три, ведь изменилось количество населения?

"Роль местного самоуправления - это не просто техническое наполнение реестров, его роль намного шире - разработка стратегии восстановления. А поскольку мы как государство не определились со стратегическим подходом, поэтому и не знаем об объеме информации, который нужен. Поэтому существует такая огромная нагрузка на сбор, как кажется, ненужной информации", - констатировал Александр Слобожан.

Именно эта проблема побудила "Антикоррупционный штаб" призвать Офис президента уменьшить давление на органы местного самоуправления по наполнению Государственной электронной системы учета разрушений, которую ведет ОП.

"Восстановление, кроме того, что должно быть эффективным, еще должно быть прозрачным. Без прозрачности не будет доверия международных партнеров и без нее восстановление может затянуться на долгие годы", - резюмировал руководитель направления электронных сервисов и открытых данных USAID / UK aid проекта "Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах / TAPAS" Анастас Бойко.