Вчера, 16 мая, в Киеве состоялась профессиональная дискуссия в рамках Культурной деоккупации Мариуполя "Музей. Перезагрузка". Говорили много о проблемах украинских музеев в целом, и мариупольских - в том числе. Обсуждали вопрос возвращения украденных экспонатов мариупольского музея. Говорили о необходимости соблюдения новой, современной формы демонстрации материалов. Однако пока ничего не сказали о главном - чем по сути новый музей Мариуполя должен отличаться от того, что существовало ранее в городе.
На встречу были приглашены Михаил Зубарь - историк, соавтор концепции мультифункционального городского Центра "Порт Культур"; Александр Горе - и.о. директора Мариупольского краеведческого музея; Ольга Балашова - председатель правления ОО Музей современного искусства; Юрий Савчук - генеральный директор Национального музея истории Украины во Второй мировой войне и другие эксперты.
Уже в начале дискуссии Диана Трима, директор департамента культурно-общественного развития Мариупольского городского совета, честно обозначила проблемы, которые существовали в мариупольских музеях задолго до войны. И главная из них - это нежелание меняться.
Директор Мариупольского краеведческого музея Наталья Капустникова жаловалась на то, что 40 лет музей не ремонтировали. Однако Диана Трима отметила: хотели ремонтировать, обсуждали концепцию, каким должен стать осовремененный краеведческий музей, однако сами музейщики хотели только косметического ремонта, а не фундаментальных изменений.
"Мы так и не пришли к общему мнению, какими должны были бы стать мариупольские музеи. К сожалению", - сказала Трима.
Мариупольский краеведческий музей не был заинтересован в том, чтобы в него массово ходили люди. В интервью сайту 0629 Наталья Капустникова говорила, что музей должен хранить артефакты, вести научную работу, а не развлекать. Однако кому нужны артефакты, если о них никто не знает? Эти важные вопросы так и остались без ответа.
А теперь уже и хранить нечего. Как сообщил на встрече исполняющий обязанности директора мариупольского краеведческого музея Александр Горе, утрачено 90% экспонатов. Около 2000 экземпляров вывезены в Донецк, судьба остальных вообще не известна.
И совершенно не понятно, как мы будем возвращать украденные экспонаты. Потому что Александр Горе не знает, сохранилась ли документация с описанием всех предметов, содержавшихся в фондах музеев. А без этих документов будет невозможно доказать, что вот например эта картина Куинджи принадлежала именно Художественному музею Куинджи в Мариуполе и ее надо возвращать владельцу.
Мариупольские музеи подошли к полномасштабной войне в том состоянии, когда экспозиция не обновлялась за последние 30 лет, оцифровка артефактов не была доведена до конца, и поэтому мы даже точно не знаем, что именно мы потеряли.
К сожалению, мариупольские музеи не были ни современными, ни интересными, ни актуальными. За 8 лет войны с Россией там не появилось даже маленького стендика, посвященного этим историческим событиям. Ни события 9 мая 2014 года, ни события "русской весны" вообще не были представлены в экспозиции. А на вопрос редакции 0629, почему, ответ Натальи Капустниковой был таков: надо выставки о современности делать с более большой временной дистанции, чтобы разобраться, кто есть кто. 8 лет войны музейным работникам не хватило, чтобы разобраться, что война - это война.
Ну вот и пришли к тому, что и сама Капустникова, и ее заместители стали коллаборантами и помогали россиянам вывозить из музея все, что уцелело после обстрелов.
Но что делать с этим дальше? Автор концепции музея "Порт культур" Михаил Зубарь считает, что старая концепция локальных музеев (музей города, музей села и т.д.) - это советская традиция. Она вырывает историю конкретного города или региона из общеисторических процессов. И это искажает представление о том, что происходило в прошлом. В своей концепции Порт Культур они хотели как раз вписать Мариуполь в общемировые процессы.
Однако сейчас, по мнению экспертов, надо думать о том, как пересказать мариупольскую историю.
Для этого не всегда нужны большие деньги. Для начала нужна идея, которая может родиться где угодно, даже в гараже, считает Юрий Савчук, генеральный директор Национального музея истории Украины во Второй мировой войне. Эта идея должна быть интересной для зрителя. Люди должны прийти в музей не для того, чтобы почувствовать себя идиотами. Они придут в музей, если там - интересно. А интересно будет - если музей будет актуальным, сможет отвечать на запросы общества.
То есть главная проблема, по мнению экспертов, это не экспонаты и даже не деньги - это люди, профессиональные, креативные, профессиональные, которые смогли бы создавать новые современные пространства.
Историк Вадим Коробка, преподаватель Мариупольского государственного университета, с этим не согласен. Он считает, что главное, что должно произойти в мариупольских музеях, - так это измениться сама его сущность.
"Мариупольский краеведческий музей должен быть украиноцентричным. Для восстановления музея нужен новый рассказ об истории Мариуполя. Она должна стать скелетом (каркасом), основой и СУТЬЮ обновленного музея. Об этом 16 мая в Киеве на диалоговой встрече "Музей. Перезагрузка" НЕ ШЛА речь, - считает историк. - О необходимости нового рассказа истории Мариуполя речь шла в моей заметке на сайте 0629 "Почему очень нужна сейчас довоенная история Мариуполя". Так как история стала одним из главных объектов паразитарной инвазии оккупантов, именно в этой области надо начинать осуществлять деоккупацию. Было бы целесообразно создать рабочую группу в составе профессиональных историков, которая бы разработала современную украиноцентрическую концепцию истории Мариуполя. Ее составление должно сопровождаться эвристической работой, публикацией промежуточных результатов в виде научных статей в профессиональных исторических изданиях, проведением научно-практических конференций для решения дискуссионных проблем. Конечным результатом работы могли бы стать популярная брошюра с кратким очерком истории Мариуполя и его окрестностей, а также научный очерк истории Мариуполя. Вся эта деятельность требует несимволического финансирования и оплаты труда".
К сожалению об этом на диалоговой встрече "Музей. Перезагрузка" речь не шла. Однако говорили о необходимости отражения в музейных экспозициях краеведческого или отдельного музея трагедии Мариуполя в текущей российско-украинской войне.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему очень нужна сейчас довоенная история Мариуполя.
"Я пока не могу сказать, какой именно первый музей появится в деоккупированном Мариуполе. Музей памяти погибших, музей "Азовстали", краеведческий или музей современного искусства. Но точно могу сказать: это будут новые современные музеи, их будет много, и мы уже работаем над разработкой концепции для привлечения партнеров", - подытожила разговор Диана Трима.
Этот разговор был точно не последним. Потому что, как выяснилось, история - это не о прошлом. Это о будущем и о том, какими мы будем после завершения этой кровавой войны.
ЧИТАЙТЕ нас в Телеграм-канале Мариуполь 0629
ОТПРАВЛЯЙТЕ свои сообщения в Телеграм-бот 0629
ОБСУЖДАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук - Мариуполь Город-герой
СМОТРИТЕ нас на YouTube