В этом вопросе слишком много политики. К сожалению, манипулирование историческими фактами в угоду собственным политическим интересам было присуще Российской империи в любые времена ее существования, в том числе в советские времена, а также постсоветские. Но почему за время независимости мы не избавились от этого влияния, а продолжали культивировать сначала имперские, а затем советские мифы, вот в чем вопрос.
Мариуполь в перечне городов, пострадавших от исторических манипуляций, занимает отдельное положение. История не много знает примеров, когда город обворовывали в историческом смысле - не приписывали, а наоборот, забирали его возраст. Причин для этого много, а результат один - подавляющее большинство населения считает, что Мариуполь своим существованием обязан российскому империализму, и конкретно Екатерине Второй, которая переселила крымских греков в Приазовье (или Надазовье).
"Да если бы не Россия, никакого Мариуполя вообще бы не существовало", - такое часто можно услышать от мариупольцев.
На распространение этой легенды сначала работали ставленники Екатерины II, потом Советский Союз, потом потом потомки коммунистов, которые возглавили город уже в независимой Украине.
А потом в тему восстановления исторической справедливости вмешался греческий вопрос.
Федерация греческих обществ - общественная организация, которая объединила греков, являющихся потомками переселенцев из Крыма - за годы независимости Украины установила тесные связи с материковой Грецией, влияние которой на Мариуполь усилилось. После этого, вопрос греческой идентичности и греческого происхождения Мариуполя стал еще и финансово подогреваться. За деньги Греции в Мариуполе начали устанавливать памятники митрополиту Игнатию, строиться больница, культурный центр. Уже накануне полномасштабного российского вторжения греческий меценат профинансировал реконструкцию центральной площади Мариуполя на условиях, что власть согласится назвать эту площадь Греческой и установит памятник в честь мецената.
Поэтому в таких условиях поднимать вопрос украинского происхождения Мариуполя было не только непопулярно, политически не мотивировано, так еще и финансово не выгодно.
Однако находились люди, которые, несмотря на все, такие вопросы поднимали.
Первые серьезные исследования настоящей даты основания города начали проводиться еще в 50-е годы прошлого века.
С середины 1950-х годов, после смерти Сталина, чувствовалось потепление в обществе, становилось немного больше свободы. Именно в этот период в Мариуполе наблюдался определенный дрейф в сторону украиноцентричности. Стали появляться украинские названия на улицах, Молотовский район (Центральный) переименовали в Октябрьский, который не переводился на русский даже в официальных документах. О казацких корнях города Жданова (Мариуполя) рассказывали экскурсоводы.
Одним из самых известных трудов того периода стала работа историка, сотрудника Мариупольского краеведческого музея Дмитрия Грушевского, "Жданов". В ней Грушевский называет 1611 год как дату основания Мариуполя - дата первого документального упоминания Кальмиусской паланки, устойчивого поселения запорожских казаков, которое и выросло со временем в большой город с греческим названием Мариуполь. Грушевский ссылался на архивный документ Центрального государственного исторического архива Украины (фонд 229, опись: 1 единица хранения 152. лист 2).
На архивном фото - рыболовецкая флотилия у пристани Кальмиус
Однако со временем эта страница из архива загадочным образом исчезла, а сам очерк "Жданов" 1971 года издания неожиданно "исчез" в библиотеках. Так начинались 70-е годы, которые поставили точку в периоде "хрущевской оттепели" и соответственно в развитии украинства в Украине.
Вот как этот период описывает историк, доцент кафедры истории Мариупольского государственного университета Вадим Коробка.
"Совсем другой была атмосфера в Украине в 1970-е годы. Тогда без научных дискуссий вместо одной неопределенной даты основания Мариуполя (1779 г.) была определена другая - 1778 год. Ожесточенным инициатором этого преобразования стала работница краеведческого музея Рена Саенко, которая обосновывала свои предложения, основываясь на сведениях найденных ею исторических документов и односторонней их трактовке, без учета всего комплекса имеющихся исторических источников. К этому добавлялась и личная приверженность историка".
Известный краевед и исследователь истории Украины-Руси Анатолий Герасимчук так описывает ситуацию с исчезновением архивного документа:
"У меня есть под рукой еще один документ - письмо историка Петра Лаврива, автора "Истории юго-восточной Украины". Вот что он пишет: "В 1995 году я ездил в тот архив, но ни в листе 2, ни в последующих письмах указанного дела ни одного упоминания о Кальмиусской паланке не нашел... Я бы согласился с таким выводом, если бы на листе 2 дела 152 под цифрой 2 не было перечеркнуто 27. Всего в деле 152 исправлена нумерация на 15 листах. Я сделал вывод, что Д.Грушевский сослался на лист 2 правильно, но после него этот и последующие, а также первый лист дела исчезли.
Здесь можно добавить лишь то, что Д.Грушевский был работником Мариупольского краеведческого музея, а после него в музее начала работать Р.Саенко. И именно она по заданию Мариупольского горкома партии в 1978 году работала в киевском архиве после Д.Грушевского. Никого ни в чем не хочу обвинять, я просто ссылаюсь на документы и факты", - писал Герасимчук.
Кто вырвал и уничтожил архивный документ, в котором упоминалась Кальмиусская паланка в 1611 году, доподлинно неизвестно, однако факт остается фактом: документ исчез, нумерация страниц изменена путем зачеркивания.
Однако это не единственный документ, который подтверждал существование поселения на месте будущего Мариуполя.
Сведений о существовании казацкой паланки становилось все больше и больше после открытия архива Коша Запорожской Сечи. Этот архив, после запрета Екатериной Второй и Сечи, и любых упоминаний о казачестве, был вывезен в Санкт-Петербург. Доступа к нему не было. После Второй мировой архив был перевезен в Украину, но публиковать его также не разрешалось. Во времена независимости запреты были сняты, и архивные документы стали печататься. Доступ к ним получили не только ученые, но и рядовые граждане, краеведы. Известный украинский историк Иван Синяк, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения имени М. С. Грушевского НАН Украины, даже диссертацию защитил, исследуя именно Кальмиусскую паланку.
Несколько последних лет над этой темой работали Вадим Коробка и Юлия Коробка, доценты кафедры истории и археологии Мариупольского государственного университета, мариупольские краеведы Вадим Джувага, владелец сайта "Папакома", который скрывался за псевдонимом LV и другие.
Однако мариупольская власть в разное время категорически отвергала достижения ученых, которые собрали немалую доказательную базу по основанию Мариуполя казаками.
В последний раз до полномасштабной войны с вопросом о настоящей дате основания города к мэру Мариуполя Вадиму Бойченко обращались журналисты 0629 на День города, в сентябре 2021 года.
Вадим Бойченко сначала попытался переложить ответственность за решение проблемного вопроса на историков, которые "должны фактами и доказательствами поставить точку в этом давнем споре". А потом все же высказался более точно.
"В этом году Мариуполю 243 года. Через два года мы будем праздновать 245-летие. Это наша позиция и она неизменна, и остается неизменной. Мы общались с историками, они нам эту дату подтвердили. И мэр пока не готов менять свое мнение", - сказал мэр.
Должна была произойти полномасштабная война, Российская Федерация должна была заявить свои имперские права на Мариуполь, чтобы мэр наконец изменил свою точку зрения и стал публично говорить о необходимости пересмотра даты основания Мариуполя и возвращения городу украденного казацкого наследия.
В январе 2023 года мэрия обратилась в Научно-исследовательский институт украиноведения с просьбой подготовить экспертное заключение по установлению украинских корней Мариуполя и исторических истоков основания города.
Директор института Василий Чернец поделился с 0629 результатами работы экспертной группы. В ее состав вошли шесть ученых-историков и доктор философских наук. Комиссия исследовала большой перечень научной литературы по этому вопросу. В том числе изучала и исследования работников Мариупольского краеведческого музея.
По мнению экспертной комиссии, считать начало города надо с первых казацких зимовников, которые превратились в постоянное казацкое поселение Домаха - 1500 год.
"Источники и документы, которые были творчески использованы членами экспертной комиссии, дают возможность утверждать, что город Мариуполь основан казаками в начале XVI века как крепость Кальмиус (от реки Кальмиус), которая защищала их от нападений крымских и ногайских татар. По свидетельству исторических источников, именно в этом месте около 1500 года возник казацкий зимовник, который впоследствии трансформировался в казацкий городок с названием Домаха (или Адомаха). По нашему мнению, эту дату можно считать временем основания города Мариуполя, поскольку развитие населенного пункта с этого времени уже не прекращалось", - говорится в отчете комиссии.
В Институте украиноведения отмечают непрерывность линии Домаха - Кальмиус - Павловск - Мариуполь.
Исполняющий обязанности директора Мариупольского краеведческого музея Александр Горе, который помогал институту с информацией, пока результаты экспертизы не комментирует - готовит собственную публикацию на тему основания Мариуполя.
А вот историк Вадим Коробка согласился высказать свое мнение относительно результатов экспертизы. Он отмечает, что в 1500 году территория Надазовья входила в состав Османской империи. Запорожцы, по его мнению, физически не могли образовать устойчивое поселение в это время, потому что эта территория контролировалась татарами, которые нападали на казаков, захватывали их в плен, о чем есть исторические документы.
Вадим Коробка отмечает, что документальных подтверждений существования Домахи не существует, а карты, на которых встречается это название, не могут быть 100-процентными источниками для определения даты основания города.
По его мнению, отсчет существования Мариуполя надо начинать не от исторически не доказанной Домахи, а от устойчивого казацкого поселения Кальмиусская паланка, или Кальмиус.
Кальмиус - был одним из нескольких окружных административно-военных центров Вольностей Войска Запорожского низового времен Новой Сечи (1734 - 1775 гг.). По мнению Вадима Коробки, который опирается на архивные документы, как устойчивый населенный пункт Кальмиус сформировался в 1746 году. Это и можно считать настоящей датой основания Мариуполя.
"Келейная разработка концепции начальной истории города не соответствует духу нашего времени, - считает историк. - Устанавливать начало Мариуполя надо в ходе надлежащей профессиональной дискуссии на конференции, а не в работах специалистов в области гуманитаристики. Вывод зарождения города с XVI или ХѴІІ веков как центра запорожского казачества имеет сильный привкус новейшего мифотворчества. Нельзя представить казацкий населенный пункт на территории, находившейся под властью Крымского ханства, а в конце концов Османской империи, в море-океане исламской цивилизации и кочевого мира. "Полезных" исторических мифов и фейков для науки не существует.
Неоправданное удревнение Мариуполя может вызвать насмешки знатоков источников истории нашего города, которые сегодня занимают откровенно коллаборационистские позиции в оккупированном Мариуполе. Мы должны выступать с очень сильной, обоснованной позицией в этом вопросе", - считает Вадим Коробка.
Но несмотря на разные мнения по поводу даты основания Мариуполя, нельзя не радоваться тому, что наконец и власть, и представители науки, и патриотическое общество, которое стремилось восстановления справедливости относительно правдивой истории Мариуполя последние 30 лет независимости Украины, наконец пришли к согласию в главном - Мариуполь действительно был основан запорожскими казаками.
Это уже не вызывает сомнений. Именно казачество дало городу первый толчок к развитию, который подхватили и развили греки, переселившиеся из Крыма. Эта историческая связь очень важна.
Национальный состав населения Кальмиуса до 1780 года - это подавляющее большинство украинцев или казаков Речи Посполитой, которых записывали в поляки. Так называемых великороссов в Надазовье почти не было.
Греки, которые вышли из Крыма и поселились в 1780 году в Кальмиусе (другое название - Павлоград или Павловск), получили от казаков дома, церковь, школу, пользовались результатами рыбного промысла, который казаки здесь развили. Украинские казаки построили на побережье несколько частных рыбных заводов. Вот такой уровень хозяйства был здесь развит.
Несмотря на то, что Российская империя пыталась переселить украинцев из Мариуполя на реку Волчья, в городе оставались казацкие семьи, связь, культурный обмен между людьми продолжался. И отвергать этот пласт истории - это преступление.
Несколько поколений мариупольцев выросли в глубокой уверенности, что их корни - это Российская империя. Но за тридцать лет до того, как земли Надазовья вошли в состав Российской империи, здесь, в приазовских степях, существовала Вольница Войска Запорожского Новой Сечи. Здесь не было крепостничества, как на остальной территории Российской империи. Здесь свободно развивалось частное предпринимательство, свободный наем.
"В независимой Украине из-за позиции администрации Мариуполя память о казацком наследии нашего города не нашла официального пристанища и мало кого интересовала. Городская власть не способствовала формированию в среде мариупольцев ощущение преемственности с таким ярким явлением истории Украины, как казачество, осознанию такого эффектного прошлого своего родного края. Именно это, среди других факторов, могло мешать многим мариупольцам чувствовать себя частью украинской нации, полностью понять, что лучшим для такого сообщества общим домом является украинское государство", - считает историк Вадим Коробка.
Сайт 0629 планирует начать серию публикаций историков, краеведов, которые работали с темой основания Мариуполя. Начинаем дискуссию. Присылайте свои статьи на адрес сайта: news@0629.com.ua